Понятие права. Право в системе социальных норм




Споры ученых по вопросу определения сущности и формулировки понятия «право» не утихали на протяжении многих веков. Однако единого и признанного всеми определения не существует до сих пор. Лингвисты обратили внимание на однокоренную связь слова

право» с таким словами, как «правда», «справедливость», «пра­вильный». Таким образом, совершенно очевидно, что формирова­ние понятия «право» осуществлялось под непосредственным влия­нием представлений людей о справедливости, правильности жизни.

На базе многочисленных представлений людей о праве ученые Ввели в науку новое понятие — правопонимание. Им обозначили мыслительную деятельность человека, связанную с познанием, оцениванием и отношением к праву. На всем протяжении суще- ствования права люди по-разному формулировали свое отноше ппе к нему. Субъектами правопонимания могут быть и простой человек, не подготовленный к специальному восприятию юриди ческой информации, и профессиональный юрист, понимание пра на которого отличается более глубоким проникновением в сущ­ ность предлагаемых для анализа юридических конструкций.

К настоящему времени в мировой и отечественной юриспру­ денции сложились многочисленные концепции понимания права. Нормативистская теория. Ее автором считается австрийский уче­ный юрист X. Кельзен (1881 — 1973), развивавший в своих трудах идею «чистого учения о праве». Иными словами, Кельзен отстаивал линию чистоты права, согласно которой оно не должно быть связано с различными институтами общества. В соответствии с этой теорией право исходит от государства в виде различных норм, регулирую­ щих важные общественные отношения. Соблюдать такие правовые нормы государство принуждает каждого, кто оказывается в сфере их влияния. Значит, формирование права происходит вне политики, экономики или нравственных ценностей общества. Такой подход в определении сути права придает большое значение законности и по рядку в стране. С самого детства человеку внушается, что государ­ ство диктует всем правила поведения, и люди, невзирая ни на какие обстоятельства, должны им следовать. Они не уполномочены ре­ шать вопрос о значимости этих правил, а должны подчиняться им ради существования организации и порядка. Таким путем должно формироваться и уважительное отношение к праву.

Эта концепция абсолютизирует влияние государства на право. В истории нашей страны были многочисленные случаи вынесения явно несправедливых решений со стороны власти, которые со­гласно этой концепции считаются правом. Такой подход превра щает личность в винтик государственной машины власти, кото­рый должен исполнять все ее требования.

Социологическая теория. Во второй половине XIX в. во мно­ гих европейских государствах изменилась экономическая и поли­ тическая ситуация, а действующие нормы права устарели и были не способны разрешать возникающие противоречия. В практике начали руководствоваться не законом, а представлениями о спра­ ведливом и несправедливом. Многие юристы того времени, разо­ чаровавшись в законе, стали ассоциировать право с реальной жиз­ нью. Правом признавали решения судьи или специально уполно­ моченного должностного лица. Такой подход к праву позволял учесть интересы людей и потребности общества в целом. По сути, право представляло собой совокупность норм, созданных самим обществом для своего же блага, а потому следовать его установ­ кам оказывалось удобнее и выгоднее. Но такое понимание права отрицало его нормативность, четкость. На практике судья мог вынести неверное решение, а представление о справедливости могло быть разным у людей даже в рамках одного общества.

Психологическая теория. Развита в трудах многих ученых, в том числе и Л. И. Петражицкого (1867 — 1931), который подчер­ кивал, что право следует искать в психике людей. Каждый чело­ век, по его мнению, испытывает определенные эмоции, которые оказывают влияние на его поведение. В действительности следует признать, что право не существует вне взаимосвязи с психологией общества, людей, которые в нем живут. Законы, издаваемые в стране без учета психологии людей, способны вызвать отторже­ ние и могут не исполняться. Это может привести к социальным потрясениям общества.

Естественно-правовая теория. Зародилась в глубокой древно­сти. Ее сторонники (Сократ, Платон) утверждали, что право представляет собой совокупность норм, которые исходят от природы, высшего разума и существуют независимо от людей. Они изна­ чально даны каждому при рождении и их невозможно отменять и in изменять. Они отражают высшую справедливость природы, а потому их следует исполнять. Предположим, от природы каждо­му даровано право на жизнь, и живущие на Земле не вправе ре- шать вопрос об ограничении или отмене такого права.

В современной науке продолжаются споры о сущности права. ()днако многие юристы склоняются к следующему определению.

Право это система регулирования общественных отно шений, которая выражена в определенной форме (источни­ ках права), представляет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с государством и за наруше­ ние которой предусмотрена юридическая ответственность.

Право рассматривают в субъективном смысле — как возмож­ность совершать определенные поступки и в объективном смысле - как совокупность общеобязательны

Право носит волевой характер и связано с сознанием людей, л потому оно может изменяться.

Право обеспечивает порядок в обществе, регулирует взаимоот­ ношения людей, живущих в нем, поддерживает стабильность и благополучие. Современные юристы считают, что содержание права в большой степени создается обществом, а государство лишь придает ему определенную форму, гарантируя его соблюдение и за щиту. У права существуют определенные принципы, на базе которых оно существует и развивается. Перечислим основные из них.

1.Справедливость. Такой принцип проявляется в различных правовых предписаниях. Например, нельзя наказать чело­ века за его мысли, идеи, которые не воплощены в реальную действительность и не нарушают юридических норм. Под­ вергать уголовной ответственности можно только за п р е е т i ления, которые прописаны в законе, и только того, кто их совершил. Нельзя осуждать человека дважды за одно и то же правонарушение.

2.Уважение к правам человека
3. Равенство участников правоотношений

4. Состязательность сторон при разрешении дел в судебном порядке.

5. Законность при решении любого правового конфликта.

Среди многочисленных функций, или задач, которые выполняет право, выделяются следующие:

— оценочная: право способно оценивать поведение субъекта с позиции правомерности или неправомерности им совершенного;

— регулятивная: право осуществляет регулирование обще­ственных отношений, указывая субъектам на модели воз­можного поведения;

— охранительная: право защищает человека и предотвращает совершение опасных для его жизни и здоровья поступков.

В современной литературе продолжаются споры по вопросу о соотношении права и закона. Одни юристы полагают, что такие понятия тождественны. Право находится в рамках закона и исхо дит от государства. Другие же указывают на большую информа­ тивную насыщенность права, которое, по их мнению, формирует­ ся в обществе и может находить свое выражение не только в зако­ не, но и в правовых обычаях, судебных и административных пре­ цедентах, договорах и т.д.

Право и мораль выступают наиболее распространенными регу­ ляторами общественных отношений людей. Связь между ними обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе соци ального регулирования. По сравнению с другими социальными нормами у морали более широкая сфера действия. Практически ни одна из сторон социальной действительности не свободна от моральных оценок. Сферы действия права и морали в значитель­ ной мере пересекаются. Однако и мораль, и право остаются само стоятельными регуляторами общественных отношений.

Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности. Она служит основой для создания правовых установок, в которых так­ же закреплены правила «хорошего» поведения и меры ответствен­ ности за «плохое». Но между моралью и правом есть существенные различия. Так, право выражается в письменной форме в специаль ных источниках (например, законах или указах), а мораль сохраня­ ется в сознании людей, передаваясь из поколения в поколение в устной форме. Создание моральных норм протяженно во времени: то, что сегодня морально, завтра вряд ли будет аморально. Нормы же права могут приобретать юридическую силу в конкретно обозна­ ченный момент (например, с завтрашнего дня). За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, иногда в форме ли­ шения свободы. Нормы же морали не содержат столь категоричных санкций. Они могут проявляться в форме общественного осужде­ ния, через отношение близких или в других формах.

Таким образом, соотношение права и морали можно рассмат­ ривать с точки зрения их сходства, различия и взаимодействия (схема 20).

Сходство права и морали проявляется:

· — в их нормативности, гак как они представляют собой сово­ купность норм, выступающих критерием оценки поведения людей;

· — в их универсальности, т.е. они распространяют свое влия­ ние на значительный круг общественных отношений;

· — в их общности, которая проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Различия права и морали:

o — по происхождению: нормы морали складываются в обще­ стве постепенно, независимо от государства, а нормы права устанавливаются государством; кроме того, нормы морали возникли исторически раньше правовых норм;

o — по форме выражения: нормы морали содержатся в созна нии людей, а нормы права закреплены в официальных нор мативных актах;

o — по способу охраны от нарушений: нормы морали охраня­ ются мерами общественного воздействия и внутренним убеж­ дением человека, а нормы права обеспечиваются мерами го­ сударственного принуждения;

o — по степени детализации: нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения, а нормы права более конк

Взаимодействие права и морали проявляется в том, что при создании норм права учитываются нормы морали; реализация норм права означает одновременно и реализацию норм морали; нормы морали играют большую роль в процессе применения права (ин­ дивидуализация наказания); нарушение норм права вызывает осуж­ дение и с точки зрения моральных норм.

Соотношение норм права и обычаев, религиозных и корпора­ тивных норм можно рассматривать с тех же позиций, что и соот­ ношение права и морали.

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что они пред­ ставляют собой совокупность норм, регулирующих определенный круг общественных отношений и содержащих правила поведения людей.

Различие норм права и обычаев связано с тем, что в наше вре­мя большую часть общественных отношений регулирует право.

Взаимодействие права и обычаев проявляется в том, что поло жительные обычаи поддерживаются правом, а в некоторых случа­ ях признаются в качестве источников права.

Обычаи, которые противоречат законам, квалифицируются как правонарушения.

Сходство права с религиозными нормами аналогично его сход­ ству с нормами морали и проявляется в нормативности, универ­ сальности и общности. Различия же связаны со все большим об­ мирщением общественной жизни, отделением Церкви от госулар ства и утверждением свободы совести. В этих условиях сфера дей­ ствия религиозных норм сужается. Влияние права на религию про­ является в установлении границ ее действия (отделение от государ­ ства, провозглашение свободы вероисповедания, равноправия кон­ фессий и т.д.). Влияние религии на право схоже с влиянием на него морали. Оно значительно увеличивается в тех государствах, где ре­ лигия является государственной (страны мусульманского Востока).

Сходство норм права и корпоративных норм состоит в том, что и те и другие содержат четкие правила поведения, закрепленные в специальных актах. Различия проявляются в том, что нормы права устанавливаются и охраняются государством, а корпора­ тивные нормы принимаются общественными организациями и обес­ печиваются силой общественного мнения. Кроме того, нормы пра­ ва имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам. Влияние права на корпоративные нормы определяется тем, что оно регулирует общие вопросы организации и деятельно­ сти общественных организаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: