Споры ученых по вопросу определения сущности и формулировки понятия «право» не утихали на протяжении многих веков. Однако единого и признанного всеми определения не существует до сих пор. Лингвисты обратили внимание на однокоренную связь слова
право» с таким словами, как «правда», «справедливость», «правильный». Таким образом, совершенно очевидно, что формирование понятия «право» осуществлялось под непосредственным влиянием представлений людей о справедливости, правильности жизни.
На базе многочисленных представлений людей о праве ученые Ввели в науку новое понятие — правопонимание. Им обозначили мыслительную деятельность человека, связанную с познанием, оцениванием и отношением к праву. На всем протяжении суще- ствования права люди по-разному формулировали свое отноше ппе к нему. Субъектами правопонимания могут быть и простой человек, не подготовленный к специальному восприятию юриди ческой информации, и профессиональный юрист, понимание пра на которого отличается более глубоким проникновением в сущ ность предлагаемых для анализа юридических конструкций.
К настоящему времени в мировой и отечественной юриспру денции сложились многочисленные концепции понимания права. Нормативистская теория. Ее автором считается австрийский ученый юрист X. Кельзен (1881 — 1973), развивавший в своих трудах идею «чистого учения о праве». Иными словами, Кельзен отстаивал линию чистоты права, согласно которой оно не должно быть связано с различными институтами общества. В соответствии с этой теорией право исходит от государства в виде различных норм, регулирую щих важные общественные отношения. Соблюдать такие правовые нормы государство принуждает каждого, кто оказывается в сфере их влияния. Значит, формирование права происходит вне политики, экономики или нравственных ценностей общества. Такой подход в определении сути права придает большое значение законности и по рядку в стране. С самого детства человеку внушается, что государ ство диктует всем правила поведения, и люди, невзирая ни на какие обстоятельства, должны им следовать. Они не уполномочены ре шать вопрос о значимости этих правил, а должны подчиняться им ради существования организации и порядка. Таким путем должно формироваться и уважительное отношение к праву.
|
Эта концепция абсолютизирует влияние государства на право. В истории нашей страны были многочисленные случаи вынесения явно несправедливых решений со стороны власти, которые согласно этой концепции считаются правом. Такой подход превра щает личность в винтик государственной машины власти, который должен исполнять все ее требования.
Социологическая теория. Во второй половине XIX в. во мно гих европейских государствах изменилась экономическая и поли тическая ситуация, а действующие нормы права устарели и были не способны разрешать возникающие противоречия. В практике начали руководствоваться не законом, а представлениями о спра ведливом и несправедливом. Многие юристы того времени, разо чаровавшись в законе, стали ассоциировать право с реальной жиз нью. Правом признавали решения судьи или специально уполно моченного должностного лица. Такой подход к праву позволял учесть интересы людей и потребности общества в целом. По сути, право представляло собой совокупность норм, созданных самим обществом для своего же блага, а потому следовать его установ кам оказывалось удобнее и выгоднее. Но такое понимание права отрицало его нормативность, четкость. На практике судья мог вынести неверное решение, а представление о справедливости могло быть разным у людей даже в рамках одного общества.
|
Психологическая теория. Развита в трудах многих ученых, в том числе и Л. И. Петражицкого (1867 — 1931), который подчер кивал, что право следует искать в психике людей. Каждый чело век, по его мнению, испытывает определенные эмоции, которые оказывают влияние на его поведение. В действительности следует признать, что право не существует вне взаимосвязи с психологией общества, людей, которые в нем живут. Законы, издаваемые в стране без учета психологии людей, способны вызвать отторже ние и могут не исполняться. Это может привести к социальным потрясениям общества.
Естественно-правовая теория. Зародилась в глубокой древности. Ее сторонники (Сократ, Платон) утверждали, что право представляет собой совокупность норм, которые исходят от природы, высшего разума и существуют независимо от людей. Они изна чально даны каждому при рождении и их невозможно отменять и in изменять. Они отражают высшую справедливость природы, а потому их следует исполнять. Предположим, от природы каждому даровано право на жизнь, и живущие на Земле не вправе ре- шать вопрос об ограничении или отмене такого права.
|
В современной науке продолжаются споры о сущности права. ()днако многие юристы склоняются к следующему определению.
Право — это система регулирования общественных отно шений, которая выражена в определенной форме (источни ках права), представляет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с государством и за наруше ние которой предусмотрена юридическая ответственность.
Право рассматривают в субъективном смысле — как возможность совершать определенные поступки и в объективном смысле - как совокупность общеобязательны
Право носит волевой характер и связано с сознанием людей, л потому оно может изменяться.
Право обеспечивает порядок в обществе, регулирует взаимоот ношения людей, живущих в нем, поддерживает стабильность и благополучие. Современные юристы считают, что содержание права в большой степени создается обществом, а государство лишь придает ему определенную форму, гарантируя его соблюдение и за щиту. У права существуют определенные принципы, на базе которых оно существует и развивается. Перечислим основные из них.
1.Справедливость. Такой принцип проявляется в различных правовых предписаниях. Например, нельзя наказать чело века за его мысли, идеи, которые не воплощены в реальную действительность и не нарушают юридических норм. Под вергать уголовной ответственности можно только за п р е е т i ления, которые прописаны в законе, и только того, кто их совершил. Нельзя осуждать человека дважды за одно и то же правонарушение.
2.Уважение к правам человека
3. Равенство участников правоотношений
4. Состязательность сторон при разрешении дел в судебном порядке.
5. Законность при решении любого правового конфликта.
Среди многочисленных функций, или задач, которые выполняет право, выделяются следующие:
— оценочная: право способно оценивать поведение субъекта с позиции правомерности или неправомерности им совершенного;
— регулятивная: право осуществляет регулирование общественных отношений, указывая субъектам на модели возможного поведения;
— охранительная: право защищает человека и предотвращает совершение опасных для его жизни и здоровья поступков.
В современной литературе продолжаются споры по вопросу о соотношении права и закона. Одни юристы полагают, что такие понятия тождественны. Право находится в рамках закона и исхо дит от государства. Другие же указывают на большую информа тивную насыщенность права, которое, по их мнению, формирует ся в обществе и может находить свое выражение не только в зако не, но и в правовых обычаях, судебных и административных пре цедентах, договорах и т.д.
Право и мораль выступают наиболее распространенными регу ляторами общественных отношений людей. Связь между ними обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе соци ального регулирования. По сравнению с другими социальными нормами у морали более широкая сфера действия. Практически ни одна из сторон социальной действительности не свободна от моральных оценок. Сферы действия права и морали в значитель ной мере пересекаются. Однако и мораль, и право остаются само стоятельными регуляторами общественных отношений.
Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности. Она служит основой для создания правовых установок, в которых так же закреплены правила «хорошего» поведения и меры ответствен ности за «плохое». Но между моралью и правом есть существенные различия. Так, право выражается в письменной форме в специаль ных источниках (например, законах или указах), а мораль сохраня ется в сознании людей, передаваясь из поколения в поколение в устной форме. Создание моральных норм протяженно во времени: то, что сегодня морально, завтра вряд ли будет аморально. Нормы же права могут приобретать юридическую силу в конкретно обозна ченный момент (например, с завтрашнего дня). За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, иногда в форме ли шения свободы. Нормы же морали не содержат столь категоричных санкций. Они могут проявляться в форме общественного осужде ния, через отношение близких или в других формах.
Таким образом, соотношение права и морали можно рассмат ривать с точки зрения их сходства, различия и взаимодействия (схема 20).
Сходство права и морали проявляется:
· — в их нормативности, гак как они представляют собой сово купность норм, выступающих критерием оценки поведения людей;
· — в их универсальности, т.е. они распространяют свое влия ние на значительный круг общественных отношений;
· — в их общности, которая проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности.
Различия права и морали:
o — по происхождению: нормы морали складываются в обще стве постепенно, независимо от государства, а нормы права устанавливаются государством; кроме того, нормы морали возникли исторически раньше правовых норм;
o — по форме выражения: нормы морали содержатся в созна нии людей, а нормы права закреплены в официальных нор мативных актах;
o — по способу охраны от нарушений: нормы морали охраня ются мерами общественного воздействия и внутренним убеж дением человека, а нормы права обеспечиваются мерами го сударственного принуждения;
o — по степени детализации: нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения, а нормы права более конк
Взаимодействие права и морали проявляется в том, что при создании норм права учитываются нормы морали; реализация норм права означает одновременно и реализацию норм морали; нормы морали играют большую роль в процессе применения права (ин дивидуализация наказания); нарушение норм права вызывает осуж дение и с точки зрения моральных норм.
Соотношение норм права и обычаев, религиозных и корпора тивных норм можно рассматривать с тех же позиций, что и соот ношение права и морали.
Сходство норм права и обычаев состоит в том, что они пред ставляют собой совокупность норм, регулирующих определенный круг общественных отношений и содержащих правила поведения людей.
Различие норм права и обычаев связано с тем, что в наше время большую часть общественных отношений регулирует право.
Взаимодействие права и обычаев проявляется в том, что поло жительные обычаи поддерживаются правом, а в некоторых случа ях признаются в качестве источников права.
Обычаи, которые противоречат законам, квалифицируются как правонарушения.
Сходство права с религиозными нормами аналогично его сход ству с нормами морали и проявляется в нормативности, универ сальности и общности. Различия же связаны со все большим об мирщением общественной жизни, отделением Церкви от госулар ства и утверждением свободы совести. В этих условиях сфера дей ствия религиозных норм сужается. Влияние права на религию про является в установлении границ ее действия (отделение от государ ства, провозглашение свободы вероисповедания, равноправия кон фессий и т.д.). Влияние религии на право схоже с влиянием на него морали. Оно значительно увеличивается в тех государствах, где ре лигия является государственной (страны мусульманского Востока).
Сходство норм права и корпоративных норм состоит в том, что и те и другие содержат четкие правила поведения, закрепленные в специальных актах. Различия проявляются в том, что нормы права устанавливаются и охраняются государством, а корпора тивные нормы принимаются общественными организациями и обес печиваются силой общественного мнения. Кроме того, нормы пра ва имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам. Влияние права на корпоративные нормы определяется тем, что оно регулирует общие вопросы организации и деятельно сти общественных организаций.