МКОУ СОРТАВАЛЬСКОГО МР РК СОШ №1
«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников
При оптической дисграфии»
Учитель-логопед:
Кремнева Ю.С
Сортавала
«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников
при оптической дисграфии»
Полноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Среди речевых нарушений особое место занимают недостатки письменной речи.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи
Если ребёнок до начала обучения его грамоте не приобрёл умения сравнивать предметы по форме, величине и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется тем, что все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки.
С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий характер дисграфических нарушений, ведь для того, чтобы исправить уже закрепившийся на письме дефект требуется много времени и сил. Второй аспект заключается в том, что специфические ошибки нельзя искоренить традиционными формами обучения, детям требует помощь специалиста – логопеда.
|
Цель работы – предотвратить и скорректировать нарушения письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии.
Для реализации данной цели нами были поставлены задачи:
- Анализ теоретических источников по проблеме коррекции оптической дисграфии.
- Раскрытие основных понятий исследования: нарушение письма, этиология, механизмы и симптоматика нарушения письма, классификация дисграфии.
- Выявление уровня сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза у учащихся, имеющих предпосылки оптической дисграфии.
- Составление и проверка опытно-экспериментальным путем эффективность комплекса коррекционно-развивающих упражнений, направленного на устранение оптической дисграфии у младших школьников.
Процесс коррекции оптической дисграфии у младших школьников будет эффективнее, если:
- будет составлен комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на устранение оптической дисграфии у младших школьников;
- комплекс коррекционно-развивающих упражнений будет направлен на формирование зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
- комплекс коррекционно-развивающих упражнений будет входить в структуру занятий по предметам общеобразовательной школы;
|
- коррекционная работа будет проходить во взаимодействии педагога, логопеда, родителей.
Существуют разные формы дисграфических нарушений. Зачастую в структуре дефекта встречается несколько видов дисграфии:
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
Известно, что на начальных этапах овладения письмом ребенок часто проговаривает слова, которые он записывает. Проговаривание может быть громким, шепотным или внутренним. В процессе проговаривания уточняется звуковая структура слова, характер звуков. Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме.
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем), по традиционной терминологии – акустическая диcгрaфия.
Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.