Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.
Оптическая дисграфия.
Оптическая дисграфия стоит как бы особняком среди всех других её видов. Все остальные виды дисграфий связаны с речевым недоразвитием ребёнка, которое может выражаться как в недостаточно дифференцированном восприятии им речи окружающих, так и в несовершенстве его собственной устной речи. Оптическая же дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с высоким уровнем её развития. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дислексии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв. Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом (п - т, ш - и, л - м), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (п - н, м - ш).
Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
|
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно.
Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Проблема предупреждения оптической дисграфии интересовала многих известных исследователей (А. Н. Корнев, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова и др.). Но, несмотря на то, что на сегодняшний день создано несколько коррекционных методик, программ, считать данную проблему полностью изученной не представляется возможным.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.
Первый этап — организационный, перед которым стоят следующие цели и задачи:
1. Проведение первичного обследования.
2. Оформление документации и планирование работы.
3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.
Второй этап – подготовительный. Целями и задачами данного этапа является:
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
Ø Развитие зрительного гнозиса:
· развитие восприятия цвета;
· развитие восприятия формы;
· развитие восприятия размера и величины.
Ø Развитие буквенного гнозиса:
· развитие восприятия цвета букв;
· развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
· дифференциация расположения элементов букв.
|
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
· развитие запоминания формы предметов;
· развитие запоминания цвета;
· развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом геометрические фигуры и буквы).
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
· ориентировка в схеме собственного тела;
· дифференциация правых и левых частей предмета;
· ориентировка в окружающем пространстве.
- Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
6. Развитие зрительно-моторных координаций. (Работа на этом этапе проводится в начале обучения).
Третий этап – основной. Данный этап преследует следующие цели и задачи:
1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Ø Дифференциация гласных букв:
· изолированно;
· в слогах и в словах;
· в словосочетаниях;
· в предложениях и тексте.
Ø Дифференциация гласных и согласных букв:
· изолированно;
· в слогах и словах;
· в словосочетаниях;
· в предложениях и тексте.
Ø Дифференциация согласных:
· изолированно;
· в слогах и в словах;
· в словосочетании;
· в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения.
Четвёртый этап – заключительный. Основными целями и задачами этого этапа являются:
|
1. Закрепление полученных навыков.
2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.
При организации коррекции оптической дисграфии у детей с ОНР следует придерживаться последовательности. В начале проводится работа по преодолению нарушений звуковой стороны речи (включая формирование фонематических представлений), затем восполняются пробелы в развитии лексики и грамматики. И только после этого приступают к совершенствованию связной речи.
При помощи дидактических игр, наглядного материала, раздаточных и методических пособий учащиеся формируют активный и пассивный словарь, лексико-грамматический строй языка, развивают мелкую моторику рук и графические навыки, развивают зрительный анализ и синтез, уточняя и расширяя объем зрительной памяти, формируют пространственное восприятие и представление.
С целью развития зрительного гнозиса предметов предлагают такие задания:
- назвать контурные изображения предметов;
- назвать недорисованные контурные изображения предметов;
- назвать наложенные изображения предметов;
- назвать перечеркнутые изображения предметов;
- определить, что правильно, а что неправильно нарисовал художник;
С целью восприятия цвета предлагают:
- подобрать картинки к определенному цветовому фону;
- назвать цвет изображенного предмета;
- разложить картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;
- отобрать предметы определенного цвета;
- закрасить полоски по заданию логопеда.
С целью восприятия формы предмета:
- подобрать предметы к определенной геометрической форме;
- назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок;
- подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур;
- построить фигуру по заданию логопеда из геометрических фигур;
С целью восприятия величины и размера предмета:
- показать на картинке длинные и короткие части одежды;
- расположить предметы по росту;
- расположить предметы по их реальной величине;
- расставить героев по росту
Развитие буквенного гнозиса:
- назвать перечеркнутые изображения букв;
- назвать наложенные буквы друг на друга;
- найти спрятавшиеся буквы на фоне контурного изображения предметов;
- конструировать и реконструировать буквы печатного и рукописного шрифта;
(уменьшая количество элементов – В = Р, А = Л, П = Г,…);
(увеличивая количество элементов – Р = В, Г = П, Л = А,…);
(меняя расположение элементов - б = д, Г = Т, Р = Ь,…);
Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
Для расширения объема зрительной памяти предлагают:
- запомнить 4-5 картинок.
- игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»
- запомнить фигуры и через некоторое время расположить их в прежней последовательности.
- запомнить ряд букв и через некоторое время расположить их по памяти.
- рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа.
Формирование пространственного восприятия и представлений.
В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.
Пространственная ориентация включает в себя два вида дифференцировок:
- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
- ориентировка в окружающем пространстве.
Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека стоящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.
Используемая литература для коррекционных занятий: