Аграмматическая дисграфия.




Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Оптическая дисграфия.

Оптическая дисграфия стоит как бы особняком среди всех других её видов. Все остальные виды дисграфий связаны с речевым недоразвитием ребёнка, которое может выражаться как в недостаточно дифференцированном восприятии им речи окружающих, так и в несовершенстве его собственной устной речи. Оптическая же дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с высоким уровнем её развития. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дислексии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв. Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом (п - т, ш - и, л - м), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (п - н, м - ш).

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно.

Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

Проблема предупреждения оптической дисграфии интересовала многих известных исследователей (А. Н. Корнев, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова и др.). Но, несмотря на то, что на сегодняшний день создано несколько коррекционных методик, программ, считать данную проблему полностью изученной не представляется возможным.

 

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

Первый этап — организационный, перед которым стоят следующие цели и задачи:

1. Проведение первичного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.

Второй этап – подготовительный. Целями и задачами данного этапа является:

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Ø Развитие зрительного гнозиса:

· развитие восприятия цвета;

· развитие восприятия формы;

· развитие восприятия размера и величины.

Ø Развитие буквенного гнозиса:

· развитие восприятия цвета букв;

· развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

· дифференциация расположения элементов букв.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

· развитие запоминания формы предметов;

· развитие запоминания цвета;

· развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом геометрические фигуры и буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

· ориентировка в схеме собственного тела;

· дифференциация правых и левых частей предмета;

· ориентировка в окружающем пространстве.

 

  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

6. Развитие зрительно-моторных координаций. (Работа на этом этапе проводится в начале обучения).

Третий этап – основной. Данный этап преследует следующие цели и задачи:

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Ø Дифференциация гласных букв:

· изолированно;

· в слогах и в словах;

· в словосочетаниях;

· в предложениях и тексте.

Ø Дифференциация гласных и согласных букв:

· изолированно;

· в слогах и словах;

· в словосочетаниях;

· в предложениях и тексте.

Ø Дифференциация согласных:

· изолированно;

· в слогах и в словах;

· в словосочетании;

· в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения.

Четвёртый этап – заключительный. Основными целями и задачами этого этапа являются:

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

При организации коррекции оптической дисграфии у детей с ОНР следует придерживаться последовательности. В начале проводится работа по преодолению нарушений звуковой стороны речи (включая формирование фонематических представлений), затем восполняются пробелы в развитии лексики и грамматики. И только после этого приступают к совершенствованию связной речи.

При помощи дидактических игр, наглядного материала, раздаточных и методических пособий учащиеся формируют активный и пассивный словарь, лексико-грамматический строй языка, развивают мелкую моторику рук и графические навыки, развивают зрительный анализ и синтез, уточняя и расширяя объем зрительной памяти, формируют пространственное восприятие и представление.

С целью развития зрительного гнозиса предметов предлагают такие задания:

- назвать контурные изображения предметов;

- назвать недорисованные контурные изображения предметов;

- назвать наложенные изображения предметов;

- назвать перечеркнутые изображения предметов;

- определить, что правильно, а что неправильно нарисовал художник;

С целью восприятия цвета предлагают:

- подобрать картинки к определенному цветовому фону;

- назвать цвет изображенного предмета;

- разложить картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;

- отобрать предметы определенного цвета;

- закрасить полоски по заданию логопеда.

С целью восприятия формы предмета:

- подобрать предметы к определенной геометрической форме;

- назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок;

- подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур;

- построить фигуру по заданию логопеда из геометрических фигур;

С целью восприятия величины и размера предмета:

- показать на картинке длинные и короткие части одежды;

- расположить предметы по росту;

- расположить предметы по их реальной величине;

- расставить героев по росту

Развитие буквенного гнозиса:

- назвать перечеркнутые изображения букв;

- назвать наложенные буквы друг на друга;

- найти спрятавшиеся буквы на фоне контурного изображения предметов;

- конструировать и реконструировать буквы печатного и рукописного шрифта;

(уменьшая количество элементов – В = Р, А = Л, П = Г,…);

(увеличивая количество элементов – Р = В, Г = П, Л = А,…);

(меняя расположение элементов - б = д, Г = Т, Р = Ь,…);

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Для расширения объема зрительной памяти предлагают:

- запомнить 4-5 картинок.

- игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»

- запомнить фигуры и через некоторое время расположить их в прежней последовательности.

- запомнить ряд букв и через некоторое время расположить их по памяти.

- рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа.

Формирование пространственного восприятия и представлений.

В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.

Пространственная ориентация включает в себя два вида дифференцировок:

- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;

- ориентировка в окружающем пространстве.

Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека стоящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.

 

Используемая литература для коррекционных занятий:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: