Правоохранительная деятельность таможенных органов




Правоохранительная деятельность является одним из самых значимых видов государственной деятельности, направленным на охрану права путем применения юридических мер воздействия.

Таможенные органы Российской Федерации относятся к правоохранительным органам, так как защищают экономическую безопасность и суверенитет Российской Федерации, права и экономические интересы физических и юридических лиц. Они ведут борьбу с административными правонарушениями и уголовными преступлениями.

Таможенные органы выполняют правоохранительные функции, к которым Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в РФ» относит:

- выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

- проведение неотложных следственных действий и осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов; осуществление административного производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

- оказание содействия в борьбе с коррупцией и международным терроризмом;

- противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ[1].

Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов для решения возложенных на низ задач взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, учреждениями, организациями и гражданами.

Таможенного кодекса Таможенного союза определяет, что таможенные органы государств - членов ТС являются органами дознания по преступлениям, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов[2]. Согласно п. 9, ч. 3 ст. 151 Уголовно - процессуального кодекса РФ дознание производится дознавателями таможенных органов по уголовным делам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» и ч. 1 ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» Уголовного кодекса. Так, в период с января по сентябрь 2015 г. по статье 200.1 УК РФ таможенными органами возбуждено 78 уголовных дел; по ст. 194 УК РФ возбуждено 488 уголовных дел.

Согласно ст. 13 оперативные подразделения таможенных органов имеют право осуществлять на территории РФ оперативно - розыскную деятельность[3]. Так, 17 сентября 2015 г. сотрудниками правоохранительного подразделения Калининградской областной таможни Федеральной таможенной службы РФ (далее – ФТС) совместно с Управлением Федеральной службы безопасности РФ по Калининградской области в ходе проведения оперативного мероприятия, при таможенном досмотре прибывших из - за рубежа контейнеров на таможенный пост «Морской порт Калининград имени Хазова», в одном из опломбированных контейнером обнаружено и изъято около 490 кг вещества, упакованного в брикеты. Экспертиза установила, что это вещество является кокаином. Это самая большая партия наркотиков, задержанная в РФ за последние 20 лет. Примерная стоимость данной партии составляет более 18 миллионов долларов США. Наркотики были замаскированы среди брикетов мороженного фарша. Груз следовал из Бразилии через Германию в Россию. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Всего в период с 01 января по 01 октября 2015 года сотрудниками правоохранительных подразделений ФТС России организовано проведение 151 оперативно - розыскных мероприятий.

Таможенные органы РФ ведут административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП). Согласно ст. 23.8 КоАП таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.27, 11.29, ч. 1 - 6 ст. 12.21.1 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), ч. 1 ст. 12.21.2 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения), ч. 1, 3 и 4 ст. 16.1, ст. 16.2 - 16.24 КоАП.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов вправе: руководитель ФТС, руководитель структурного подразделения ФТС, начальники региональных таможенных управлений, начальники таможен и их заместители; начальники таможенных постов, их заместители – в отношении административных правонарушениях, совершенных физическими лицами; иные должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, в отношении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1, ст. 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, ч. 4 ст. 16.12, ст. 16.13 - 16.15, ч. 1 ст. 16.18, ч. 3 ст. 16.19 КоАП (если правонарушения совершены физическими лицами).

В стратегии развития таможенной службы до 2020 года одним из приоритетных направлений является совершенствование правоохранительной деятельности, усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела для повышения уровня экономической безопасности государства[4].

Таким образом, таможенные органы выполняют ряд правоохранительных функций, в частности ведут борьбу с административными правонарушениями и уголовными преступлениями. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ, а также защищают экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности.

В современном мире проблема контрабанды, административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела ещё более усугубилась. Переход общества на более широкую ступень развития и активное расширение внешнеэкономической деятельности России поспособствовало увеличению числа участников ВЭД, а следовательно – и более активному экспорту и импорту в стране. При этом отмечается рост преступности в таможенной сфере. Таможенные преступления можно выделить в отдельную самостоятельную группу преступлений с присущими данной группе признаками: повышеннаяопасность для общества, совершение преступлений в результате внешнеэкономической деятельности, направлены на нарушение таможенного регулирования в различных сферах таможенного законодательства, причиняют значительный вред деятельности таможенных органов, совершаются преимущественно организованными преступными сообществами, многообъектность, высокая латентность. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности таможенной службы РФ является осуществление правоохранительной функции. На основании статьи 2 недвусмысленно сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства"[5]. Похожая мысль содержится в ч.1 ст.45: " Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации гарантируется". По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли правоохранительную функцию.

Согласно статье 7 установлено, что Таможенные органы государств – членов Таможенного Союза являются органами дознания по делам о контрабанде, обуклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного Союза отнесено к ведению таможенных органов[6]. Взяв во внимание это определение из ТКТС можно сделать вывод о том, что в качестве правоохранительных органов таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также наряду с другими правоохранительными органами, таможенные органы России выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические наказания, установленные соответствующими законами. К наиболее простым мерам обеспечения соблюдения Таможенного законодательства, применяемым таможенными органами можно отнести: таможенный контроль и проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через государственную границу Российской Федерации; проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности; другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами российского законодательства в области таможенного дела.

Так, в 2014 г. таможенными органами возбуждено 1 890 уголовных дел (в 2013 г. – 1 917 дел). В отношении конкретных лиц возбуждено 1 185 уголовных дел (в 2013 г. – 1 037 дел). Стоимость выявленных незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации товаров, в т.ч. стратегически важных товаров и ресурсов, составила 1,7 млрд руб.; сумма неуплаченных таможенных платежей – 3 млрд руб. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации на сумму 40 млрд руб. Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму 8,7 млрд руб. Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов составил 228 млн руб. Размер легализованных денежных средств или иного имущества составил 97 тыс. руб. Из незаконного оборота изъято более 465 кг наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, что почти на 33% больше по сравнению с прошлым годом (350 кг), 20 кг сильнодействующих веществ (в 2013 г. – 22 кг). И это далеко не полный перечень по организации правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.

Естественно, следует отметить, что все указанные направления правоохранительной деятельности таможенных органов осуществляются во взаимодействии с другими правоохранительными органами, в первую очередь с Департаментом экономической безопасности ФСБ России, Пограничной службой РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной антимонопольной службой, Министерством обороны, Международной организацией криминальной полиции и многими другими службами. Полагаем, что рассмотрение вопросов о взаимодействии этих органов может стать предметом дальнейшего исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: