Количество и счет
Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных», или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами.
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем З».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало З зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — З и З» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.
Форма
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар.
Ориентировка в пространстве
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
К концу года дети могут
• Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
• Считать до 10 (количественный счет), отвечать на вопрос. Сколько всего?
• Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5). А также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять. Каких предметов больше, меньше, равное количество.
• Сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
• Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; их характерные отличия.
• Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху внизу впереди — сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
• Определять части суток.
№ занятия | Программное содержание | материалы |
март | ||
Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами впереди, сзади, слева, справа. | Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет полянки, две коробки, сюжетные картинки. Раздаточный материал. Бумажные грибочки, листья, большие и маленькие шарики, кубики треугольники разного цвета. | |
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче, широкий – узкий, шире – уже. Развивать умение видеть характерные признаки предметов и сравнивать их. | 5-7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя лента разной длины, две дощечки разной ширины, круг, квадрат, треугольник из цветной картонки разных цветов | |
апрель | ||
май | ||