Программа здоровьясбережения (из опыта работы МДОУ №8 г.Сургут).




 

В МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития работают 3 медицинские сестры, которые наряду с администрацией контролируют режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организуют и проводят оздоровительные мероприятия с воспитанниками, контролируют закаливающие процедуры, двигательный режим в группах в течение дня.

План по созданию системы здоровьясбережения «Здоровячок» является комплексной стратегией улучшения здоровья детей. В рамках его реализации разработаны мероприятия для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, без функциональных отклонений организма и для детей с наиболее распространёнными ЛОР-заболеваниями.

Для всех возрастных групп разработаны профилактические и оздоровительные мероприятия в течение дня для снижения простудных заболеваний:

· дыхательная гимнастика и самомассаж в игровой форме.

· проводится закаливающий массаж подошв и массаж 9 волшебных точек.

Целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствует общему снижению заболеваемости в детском саду, о чём свидетельствуют приведённые ниже результаты, при увеличении списочного состава детей не увеличиваются случаи заболевания на одного ребёнка:

 

№ п/п показатели 2007г. 2008г. 2009г.
  Среднесписочный состав      
  Количество случаев заболеваемости на одного ребёнка      

 

Критерием эффективности лечебно-оздоровительной работы в ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей. За последние два года случаев травматизма не зарегистрировано.

 

Показатели физического развития детей 5-7 лет

(в соответствии с базовой программой)

Года Уровни 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч.год
Высокий 42,8% 61,6
Средний 45,1% 34,2
Низкий 12,1% 4,2

 

Мы видим, что показатели физического развития воспитанников ДОУ напрямую зависят от показателей здоровья воспитанников, идёт увеличение высокого уровня развития и снижение низкого уровня физического развития детей.

В 2008-2009 учебном году успешнорешалась задача обеспечения социальной адаптации детей к условиям ДОУ.

Показатели адаптации вновь прибывших детей в 2008-2009 учебном году

Всего за учебный год прибыли в ДОУ 64 воспитанника.

Группа Всего Легкая степень Средняя степень Тяжелая степень
Группа раннего возраста № 10 «Колобок»   2 (15%) 9 (70%) 2 (15%)
1 мл. группы № 2 «Колокольчик»; № 3 «Земляничка»»   11(73%) 4(27%) -
2 мл. группы № 1 «Гномики»; № 5 «Лисёнок»   3(100%)    
Средние группы № 4 «Чебурашка»; № 8 «Родничок»   2(100%)    
Подготовительные группы № 6 «Солнышко»; № 7 «Буратино»   2(100%)    
№ 12 ГПО   7(100%)    
ИТОГО:        

 

Данные приведенной таблицы, свидетельствуют о благоприятной социальной адаптации детей к ДОУ, что обусловлено проведением комплексных медико-психолого-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ДОУ и в период адаптации в детском учреждении.

Программа здоровьясбережения «Здоровячок» включает следующие компоненты:

· Рациональное питание.

· Оптимальная для организма двигательная активность.

· Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.

· Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

· Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

оценка физического развития;

оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.


Заключение

 

Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.


Список литературы

 

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.

2. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

5. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34.

6. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: