При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо соблюдать следующие принципы организации и содержания деятельности:
1. Принцип гуманизации отношений, предполагающий построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям.
2. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанный на развитие доминирующих способностей, интересов и потребностей детей (интеллектуально-познавательных, художественно-творческих, организаторско-лидерских), чему помогают выступления на концертных площадках, проведение трудовых десантов, разработка социально-значимых проектов, занятия в кружках, участие в различных мероприятиях. Все это имеет четко выраженный результат, способствует самоутверждению личности, позволяет проявить творчество и самостоятельность.
3. Принцип творчества и свободы выбора, позволяющий детям:
- выбирать различную познавательную деятельность;
- определять значимые досугово-развлекательные мероприятия;
- выбирать и распределять роли участников коллективных дел и деловых игр (организатор, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.);
- использовать различные формы участия в оздоровительных программах
(зарядка, спортивные секции, и д.р.).
4. Принцип социальной активности включает обучающихся в социальнозначимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных и досуговых мероприятий.
5. Принцип взаимосвязи педагогического и детского коллективов предполагает формирование временных групп по подготовке и проведению различных мероприятий (часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады, ролевые игры), создание служб по пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере (газета, телевидение, информационный бюллетень), организацию творческих коллективов (концертных групп, театральных студий и т.д.).
|
6. Принцип комплексности оздоровления и воспитания регламентирует распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы, учитывающей все группы поставленных задач, оценку эффективности пребывания детей в лагере.
Методы и средства воспитательной деятельности в лагере
Формирование у воспитанников лагеря разнообразных отношений и личностных качеств происходит только путем включения их в разнообразные виды деятельности. Содержание и методика организации этой деятельности должны возбуждать у воспитанников положительные эмоциональные переживания, способствовать формированию понимания своих обязанностей, гражданского долга, патриотизма, дисциплины, эстетических и других личностных отношений и качеств. Методы воспитания имеют своей конечной целью формирования запланированного отношения, определенных качеств личности воспитанника.
Метод воспитания - специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности воспитанников для развития у них личностных качеств.
Название | Сущность | Средства |
1. Метод убеждения | Выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеждений воспитанников и в побуждении их активной работе по совершенствованию свойств и качеств. | Разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, конференции, встречи с деятелями науки, техники и искусства. |
2. Метод положительного примера | Использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у воспитанников стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. | Большое воспитательное влияние оказывает пример вожатого, его эрудиция, высокая духовность и нравственная культура. |
3. Метод упражнений (приучения) | Многократное повторение действий и поступков воспитанников с целью образования у них необходимых навыков и привычек поведения. | Повторение одних и тех же действий - необходимое условие для установления привычки. |
4. Метод одобрения | Признание, положительная оценка поведения или качества воспитанника со стороны вожатого, коллектива или сверстников, выражаемое публично или в личном общении. | Личная похвала вожатого, устная благодарность, награждение ценными подарками, похвальными грамотами. |
5. Метод осуждения | Неодобрение, порицание и отрицательная оценка неблаговидных действий и поступков воспитанников, противоречащих нормам и правилам повеления в лагере. | Замечания, устный или письменный выговор. |
6. Требование как метод | Непосредственное побуждение воспитанников к тем или иным действиям и поступкам, направленным на улучшение поведения или прекращение нарушения порядка и дисциплины. | Просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания. |
7. Метод переключения | Перевод внимания, интереса и устремления воспитанников на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения. | Культурные, нравственные, политические ценности; творческие, спортивные интересы и т.д. |
8. Метод контроля | Со стороны вожатого повседневное наблюдение за деятельностью и поведением воспитанников с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения в лагере, а также выполнению предъявляемых требований. | Наблюдение за деятельностью и поведением, индивидуальные беседы по вопросам нарушения порядка и дисциплины. |
|