Рождественская ночь: когда храм – вифлеемская пещера
Две иконы
Праздничный ряд иконостаса Покровского храма села Большое Афанасово венчает икона «Рождества Христова», а завершает – образ другого великого события – «Успения Пресвятой Богородицы». Две иконы, как крайние звенья одной чудесной цепи земной жизни Христовой, замыкаются в единое смысловое пространство, окунуться в которое особенно отрадно в светлые рождественские дни.
Рождение и Смерть
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит …», - вспоминаются слова праздничного рождественского песнопения. Взгляд скользит по многоголовому потоку прихожан, плотно, до сантиметра заполнившему пространство храма и застывает на иконе праздника. Возлежащая на алом ложе Божья Матерь, облаченная в багряно-коричневую ризу – её главный изобразительный акцент. Гибкая певучая линия фигура Девы Марии доминирует даже над образом черной глубины вифлеемской пещеры, поглотившей крошечного спелёнутого Богомладенца.
Икона загадочна. Она диссонирует цветами: ярко-красный, праздничный, ликующий всполох образа Марии и таинственная, могильная темнота вертепа. И ещё одна деталь. Лик Богоматери странно отстранён от новорожденного, взгляд задумчив. Но эта отстраненность – обманчива. Необыкновенное рождение безболезненно, дева не устала, не потрясена, просто нелегко человеческому сознанию вместить чудо Боговоплощения! И как мучительно в эти счастливые минуты принять материнскому сердцу возвещенное ангелами пророчество о крестных страданиях Того, чьё детское дыхание сейчас мерно баюкает её сосредоточенный ум.
Красное и Черное, Радость и Трагедия, Рождение и Смерть… Почему?!
|
«(…) Бог пришел в этот мир, для того, чтобы вернуть Того, Кого мы однажды потеряли. Бог стал человеком, чтобы соединить нас с собой, чтобы приобщить нашу больную, нашу немощную человеческую природу к Своему Божеству. И мы знаем, что Он не просто воплотился - Он пошел на крестные муки нашего ради спасения. А почему понадобилась такая крайняя мера – насильственная смерть? Неужели нельзя было по-другому? Ты же Бог, Ты же мог сделать все, что угодно!
Да, Бог действительно все может. Но, человек, тебе же всегда требуются доказательства, тебе же мало сказать: «Я тебя люблю», ты всегда на это ответишь: «А докажи, что ты любишь!». Ну, раз «докажи», тогда смотри, что Бог сделал для тебя! Тогда смотри, на что Бог пошел ради тебя! Как мама, когда ищет своего ребёнка, ни перед чем не остановится.
Вспомните, когда была война в Чечне – как матери в поисках своих сыновей, пропавших без вести, переходили линию фронта. Вот она идет - худенькая, маленькая, хрупкая женщина - к боевикам, которым ничего не стоит отрезать человеку голову. Она находит их и требует: «Верните мне сына!». Вот так же и Бог. Он пришел в этот мир, чтобы найти нас. (…)
(…) Христос решает умереть. Умереть не тихой смертью от старости, Он решает умереть на Кресте. Его распяли как последнего преступника. И Он это делает, чтобы искупить грехи человечества. И то, что Бог любит тебя – это написано не в книжке, нет! То, что Бог любит тебя – это написано не чернилами на бумаге, это написано кровью и прибито гвоздями ко Кресту…»
Из стенограммы проповеди на праздник Рождества Христова прот. Виталия «Кузьмина» 7.01.2015 храм Покрова Божией Матери село Большое Афанасово
|
Храм - пещера, ясли – чаша
Когда весть о рождении Христа проникновенным мотивом нисходит с праздничного клироса на прихожан храма в великую Рождественскую ночь, то цепенеешь в ощущении живой сопричастности к этому невероятному событию. Как будто нет времени и схлопнулось пространство! Бог родился!!! Это же надо! Вне церковных стен, вне сверхъестественной синергии песнопения, святых ликов, солнечных одежд священнослужителей, соборно творимого тайнодействия, без благодати, наконец – этой духовной телепортации не почувствовать. И тут, как гром среди ясного неба разрывает сознание возглас иерея: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое…». Так вот оно что!!! Ты родился, пострадал и умер, чтобы я жила вечной жизнью! И трудно, и дивно вместить в себя это открытие. И страшно, что оно совершено только сейчас, после стольких лет воцерковления, и так нежданно-негаданно, и как будто бы совсем незаслуженно.
«(…) Сегодня мы пришли на Рождественскую службу, чтобы встретить воплотившегося и родшегося Христа. Мы не просто сегодня вспоминаем это событие, которое совершилось более двух тысяч лет назад. Дело в том, что богослужение, молитва – это то действие, которое преодолевает и пространство, и время. Мы сейчас с вами присутствуем в том событии. Мы с вами, можно сказать, являемся очевидцами этого таинства – таинства воплощения Сына Божьего в этот мир. И этот храм – это вифлеемская пещера. Ясли, в которые Божья Матерь положила своего Сына – это чаша, это потир, который стоит на престоле. И Христос находится вот в этих яслях. И мы все это можем чувствовать(…)»
|
Из стенограммы проповеди на праздник Рождества Христова прот. Виталия «Кузьмина» 7.01.2015 храм Покрова Божией Матери село Большое Афанасово
И мне теперь понятна вертикальная устремленность Образа Христа на другой иконе, завершающей праздничный ряд иконостаса – «Успения Пресвятой Богородицы». Она – словно зеркальное отображение той, где черный зёв пещеры – образ земного бытия – поглотил новорожденного Спасителя. Здесь же, наоборот, величественная фигура Христа - центральная. Говорят, чтобы подчеркнуть эту особость, византийские изографы часто изображали Спасителя крупнее остальных персонажей. Кокон сияющего небесно-голубого цвета обволакивает Иисуса – к моменту снисхождения Божественного Сына к своей усопшей Матери, Он претерпел мучения, смерть, воскрес и взошел к Небесному престолу своего Отца. Он прошел все стадии своего земного бытия и сотворил самое невозможное из всех сверхъестественных явлений во Вселенной – победил Смерть!
И первым человеком, которого Божественный Сын спас от смертного тления - была Его Пречистая Мать: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1)
На иконе «Успения» уже Сын держит в руках душу Своей Матери, которая изображена в виде спелёнутого младенца. Цикл завершен: Вседержитель держит на руках Ту, кто некогда держал Его на руках в земной жизни.
Елена ЦАПАЕВА