Основы кризисной интервенции
1. Общее представление о кризисе, проблеме и кризисной интервенции
2. Характерные особенности кризиса
3. Консультативная помощь в кризисе
Общее представление о кризисе, проблеме и кризисной интервенции
Любая ситуация, которая заставляет человека искать психологической помощи, является кризисной. Само понятие «кризис» означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент (Г. Перри, 1995).
Китайский символ слова «кризис» состоит из двух иероглифов: один из них означает «опасность», а другой «возможность сделать что-либо». Отталкиваясь от этого Гордон Хэмбли дает следующее определение кризиса: «Кризис — это опасная возможность с сопутствующей тревогой». Он же выделяет два вида кризиса:
— Жизненный кризис (кризис развития);
— Случайный кризис (кризис обстоятельств).
К жизненным кризисам относятся основные события в жизни человека, такие как рождение, смерть, женитьба или замужество и т.д. Во многих случаях эти кризисы довольно предсказуемы, но, тем не менее, могут вызывать значительную стрессовую реакцию.
Кризисы второго вида, напротив, непредсказуемы, их нельзя предвидеть: некто шел по улице и попал под машину; женщину изнасиловали; человек внезапно тяжело заболел, — все эти события ведут к случайным кризисам, или кризисам обстоятельств.
Кризис наносит удар по привычным представлениям человека о себе и об окружающем мире, утрачивается контроль, неопределенными становятся представления о будущем. Но даже когда невозможность существовать в прежней системе представлений очевидна, человек продолжает цепляться за них. „Хочу, чтобы все было как раньше", „Почему это произошло со мной?" — подобные мысли могут принимать характер навязчивости.
|
Проблемная ситуация, как правило, не столь остра, не столь стрессогенна для клиента. Она может длиться годами без какой-либо значительной динамики и тем не менее представляет для клиента проблему (с более или менее четко очерченным, постоянным характером ситуации),с которой он обращается за помощью, поддержкой к разным людям, в том числе и к психологам-консультантам.
Характерные особенности кризиса
Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой — в этот момент человек максимально открыт новому опыту:
• Кризис может являться результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.
• Кризис может возникнуть как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»).
• Кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным жизненным опытом.
• Кризис ограничен во времени 2-6 неделями.
Три стадии развития кризисного процесса
Данная классификация имеет важное практическое значение. Если человек, находящийся на первой стадии развития кризиса, совсем не обязательно оказывается клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то, начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой.
|
1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем. Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтобы с ней справиться, человек использует прошлый опыт. На этой стадии:
• используются привычные для человека способы решения проблем и механизмы защиты;
• задействуются знакомые ресурсы;
• сохраняется гибкость в решении проблемы;
• напряжение и релаксация сбалансированы.
Если привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.
2. Стадия мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом напряжения:
• растет ощущение неуверенности и страха;
• еще больше возрастает напряжение;
• происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи;
• пробуждается готовность для новых путей преодоления
ситуации;
• уменьшается гибкость в подходе к проблеме;
• напряжение преобладает над релаксацией.
На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он/она не может получить помощи, наступает следующая стадия.
3. Критическая стадия. Характеризуется повышением тревоги, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности:
• проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, ощущение хаоса;
• разрушаются привычные механизмы преодоления;
• происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не воспринимаются как источник помощи);
• человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации, как суицид, убийство и другие противоправные действия.
На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора.
Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение. На любой из этих стадий может закончиться развитие кризисного процесса.