Задание № 5 Поведение производителя на рынке




Панкратова Мария Антоновна, русское отделение, 401 группа

Задание №1

Рационально/ иррационально

Попробуем проследить, насколько часто совершает человек рациональные поступки на примере одного моего дня.

1. Я просыпаюсь в общежитии по будильнику в 8 часов, мне к первой паре, но я хочу спать, откладываю будильник – это иррационально, так как в результате встаю слишком поздно.

2. Из-за первого иррационального действия совершаю ещё несколько иррациональных действий: не успеваю нормально умыться и позавтракать, из-за чего чувствую себя не бодро и хочу есть на занятиях.

3. Хотя я не готова полностью к занятию и даже могу опоздать на него, я всё равно иду на него и это рационально, так как на паре с преподавателем можно иной раз получить больше знаний, чем когда занимаешься самостоятельно. И легче будет на экзамене, который должен принимать этот преподаватель.

4. Мне нужно купить продукты. После занятий в университете я думаю, в какой магазин пойти: «Ашан» или «Магнит»? В Ашане многие продукты дешевле. Но я иду в Магнит – и это рационально: я трачу гораздо меньше не только времени, но и денег, так как в Ашане захотелось бы купить гораздо больше продуктов и вещей, чем мне реально нужно.

5. Я прихожу в общежитие, и мне сразу хочется читать интересную книгу из нашего списка литературы, что я и делаю. С одной стороны – это иррационально, так как на завтра есть письменные домашние задания, которые я не успею сделать, если буду читать. Но с другой стороны – рационально, так как мой профильный предмет - именно литература, и к тому же непосредственно в сессию можно выучить какой-либо предмет, если ходил на лекции, но нельзя успеть прочесть весь список литературы.

Итак, соотношение моих рациональных и иррациональных действий: 3:3 соответственно.

Почему курить всегда иррационально, а учиться рационально?

Попробуем порассуждать над данной проблемой. Вообще, думается, что даже этот вопрос не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Учиться всегда рационально? Наверное, смотря чему. Но взглянем на ситуацию в общем, не с философской точки зрения, а с экономической. Я думаю, что учиться всегда рационально, потому что человек развивается, совершенствуется во время учёбы, когда он сам искренне пытается в чём-то разобраться. Если мы правильно учимся, если мы умеем анализировать, обрабатывать информацию, которую получаем, в общем, если мы умеем познавать, то наш внутренний мир действительно обогащается. И не просто становится шире кругозор – мы начинаем совсем по-другому жить, мы получаем от жизни больше, чем до этого, потому что больше замечаем и думаем. Не зависимо от нашего достатка, от престижности профессии, которую нам позволяет опять же получить образование, уровень нашей жизни повышается, так как, я думаю, очень многое даже просто в быте определяется уровнем умственного и духовного развития, а не материальным благосостоянием (это тоже важная составляющая, но не ключевая). Но не надо забывать, что это «умственное и духовное развитие» очень тесным образом связано со здоровьем, трезвостью жизни, что несовместимо с курением. Поэтому можно сказать, что курить всегда иррационально.

Задание №2

На примере литературного произведения – рациональность/ иррациональность поступков.

Рассмотрим данную проблемы на примере поступков главного героя романа Гёте «Страдания юного Вертера».

Вертер уезжает из дома в отдалённую и прекрасную местность, где начинает жить заново. Он много гуляет, восхищается природой, думает. Мы можем сказать, что для него это рационально, так как ему нужно восстановиться после тяжёлых потрясений, которые, как мы догадываемся, герой пережил на родине. Вертер знакомится с новыми людьми, делает многообразные интересные наблюдения. Но.. что, собственно, он делает с общечеловеческой точки зрения? Художник, знаток древних языков и литературы, он ничего не рисует, а читает исключительно Гомера. То есть для людей герой ничего не делает, он не трудится. Ну ладно, говорят наблюдатели, Вертер набирается сил и впечатлений для ума и сердца, чтобы потом сотворить что-то великое, настоящее, вечное. Мы говорим, что в его праздном существовании тоже есть нечто рациональное.

Но наш герой не хочет готовиться к «великому будущему», он просто живёт и наслаждается каждым днём. Получается, это иррационально: он совсем не задумывается над тем, чем обернётся для него его беззаботность. Он пишет другу, что не видит смысла работать в посольстве, где ему предлагают место, он отказывается хлопотать о наследстве. Он даже не хочет совсем заниматься искусством: читать, рисовать. То есть совершенно не думает о будущем, живёт сейчас. Да, единственное, чего он хочет – это жизнь, радость бытия, непосредственное познание мира. И в этих своих рассуждениях Вертер по-своему рационален: он думает так потому, что не видит смысла и радости в жизни других людей, которые постоянно работают, хлопочут, ссорятся, устают, ничего не замечают, не живут, исполняя чужую волю. И мы верим ему, понимаем, что он прав.

Но тут.. Вертер влюбляется в помолвленную девушку. Уже само по себе это иррационально. Но он не просто влюбляется. Он развивает в себе это чувство, которое становится скоро страстью. Он не может жить без Лотты и проводит около неё дни напролёт так, будто ничто никогда их не разлучит, хотя Вертер знает о женихе. Он мог бы попытаться завоевать сердце Лотты настолько, чтобы она забыла о помолвке и хотела бы быть только с ним, Вертером. Это было бы рационально. Но он и этого не делает. Он опять просто живёт и не думает о будущем – потому и счастлив. Но с житейской точки зрения это иррационально. И именно эта восхитительная и редкая способность совсем не думать о житейском, самозабвенно отдавая себя на алтарь лишь чувству, приводит его в нехорошее безвыходное положение. Он убивает себя, что закономерно и рационально с его точки зрения (самоубийство – возвращение к Отцу, единственный и логичный конец перенапряжения духовных сил), но иррационально на любой другой взгляд: этим шагом он навсегда уничтожил не только собственное бытие, но и спокойствие, счастье любимой женщины.

Как мы видим, в этом романе сталкиваются две точки зрения на то, что есть рационально, а что – иррационально.

 

Задание № 3 Монетаризм

Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является американский ученый-экономист Милтон Фридмен (1912 - 2006). Это один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава "новой монетаристской школы", лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его единомышленники, внёсшие свой вклад в решение отдельных проблем монетаристской доктрины, – К. Бруннер, А. Мельцер, Ф. Кейген, Д. Лейдлер, А. Шварц, Д. Мейзелман, Р. Селден, Р. Манделл и др.

Экономические рекомендации Фридмена использовались в экономической политике Р. Рейгана в США. На обложке книги М. Фридмена "Свобода выбора" Рейган написал: "Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки". По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

Фридмен разработал альтернативную кейнсианской макроэкономическую теорию, впоследствии названную монетаризмом (Карлом Бруннером). В самом общем виде подход Фридмена заключается в том, что предложение денег оказывает влияние на состояние макроэкономики. В 1950-60-х годах, когда монетаризм зарождался, кейнсианские модели не учитывали роль денег в формировании инфляции и деловых циклов. Именно эти слабые места и были поставлены под сомнение монетаристами.

Кривая Филлипса (отображение на графике предполагаемой обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы), которая до этого пыталась многое объяснить в экономике, перестала отражать действительность в 1970-х годах, когда в американской экономике одновременно наблюдались спад производства и инфляция, то есть явление под названием «стагфляция». Эмпирическое опровержение последовало за теоретическим скепсисом со стороны Фридмена и Эдмунда Фелпса. Фелпс, не будучи монетаристом, утверждал, что только неожиданная инфляция или дефляция могут влиять на уровень занятости. И Фелпс, и Фридмен применяли модели, в которых отсутствовал долгосрочный компромисс между инфляцией и безработицей.

В 1963 г. Анна Щварц в соавторстве с Фридменом опубликовала один из главных трудов монетаризма - «Монетарная история Соединённых Штатов», в котором предложение денег связывалось с протеканием делового цикла. Кейнсианцы 1950-60-х годов придерживались мнения, что монетарная политика не может воздействовать на совокупный выпуск или на деловой цикл. Фридмен и Шварц утверждали, что кейнсианцы обращают внимание только на номинальные величины, упуская из виду ту роль, которая инфляция играет в формировании реальной ставки. С точки зрения реальных показателей, монетарная политика была сдерживающей, оказывавшей понижающее давление на выпуск и занятость. При этом анализ исключительно номинальных величин мог приводить к выводу о стимулирующем характере монетарной политики того времени.

В конце 70-х и 80-х годах монетаризм привлёк внимание авторов экономической политики. Кривая Филлипса в интерпретации Фридмана и Фелпса лучше работала во время стагфляции, что повысило доверие к монетаризму. Уже к середине 70-х годов монетаризм считался ортодоксальным направлением макроэкономики. К концу десятилетия центральные банки Соединённого королевства и США активно таргетировали (выбирали экономическую мишень) предложение денег, — эта политика была вдохновлена монетаризмом — а не ставку процента как в прошлом. Тем не менее таргетирование совокупных монетарных показателей оказалось сложным из-за ошибок измерения.

Судьбоносным для монетаризма испытанием стало назначение Пола Волкера главой Федеральной резервной системы в 1979 году. Волкер сократил предложение денег, снизив инфляцию и погрузив экономику в тяжёлую рецессию (умеренный спад производства, замедление темпов экономического роста). Рецессия ударила по репутации монетаризма, но явно показала важность предложения денег в экономике. Кроме того, в начале 1980-х годов скорость обращения денег в США стала сильно колебаться, что также противоречило предсказаниям монетаристов. Советы по экономической политике и методология монетаристов утратили популярность среди правительств и учёных, однако их ключевые постулаты — нейтральность денег в долгосрочной перспективе (повышение предложения денег не влечёт долгосрочного роста реальных величин) и применение монетарной политики для стабилизации — стали частью макроэкономического мейнстрима.

 

Задание № 4 Кардиналистский и ординалистский подходы. Школа маржинализма.

Школа маржинализма (от франц. marginal – «предельный») представляет направление в экономической науке, широко применяющее методы анализа, основанные на оперировании «предельными» (т. е. приростными) понятиями в экономике, исследующее явления с точки зрения максимизирующего собственное удовлетворение отдельного хозяйствующего субъекта (маржинализм иногда называют субъективной школой экономики). Функции спроса и цен в рамках маржинализма определяются субъективными предельными оценками полезности продуктов. Идеи маржинализма приобрели популярность с 1870–80-х гг. «Маржинальная революция», как впоследствии был назван этот этап развития экономической теории, позволила изменить её методологию, открыть возможности для широкого применения математических методов исследования. После распространения идей маржинализма экономическая теория приобрела современные черты.

Основы маржинализма были разработаны в трудах представителей не­скольких экономических школ, прежде всего австрийской школы (К. Менгер) и лозаннской школы (или математической школы) (М. Э. Л. Вальрас, В. Паре­то, У. С. Джевонс). Однако первые идеи маржинализма были выдвинуты ра­нее. Некоторые его элементы содержались в работах Г. Госсена (его «Развитие законов общественных связей обмена и вытекающих из него правил человече­кой деятельности» (1854) признаётся первым исследованием, где цельно изло­жены идеи маржинализма) и И. Тюнена, А. О. Курно и Ж. Дюпюи.

Взгляды маржиналистов на природу человека и на процесс принятия эко­номических решений были близки идеям англ. философа-утилитариста Бентама. С точки зрения утилитаристской концепции, человек – это рацио­нально действующий индивид, стремящийся к максимизации полезности сво­их действий. Сторонники маржиналистской школы ориентировались на мо­дель рационального поведения человека. Ключевыми терминами анализа бы­ли полезность, предельная полезность, предельная производительность, пре­дельный продукт и т. д. Акцент делался на анализ поведения отдельно взятого человека, замкнутого экономического хозяйства. Законы, выведенные для от­дельно взятого хозяйства, в дальнейшем переносились на экономику в целом. Таким образом, маржиналистский анализ изначально базировался на микро­экономическом подходе.

Маржиналистская школа ориентировалась на психологические моменты в оценке конкретных товаров, разрабатывался психологический подход к оп­ределению стоимости. Стоимость товаров, с позиций маржинализма, опреде­лялась на основе полезности товара для индивида. Пропорции товарного об­мена складывались не в сфере производства, как предполагали предшествен­ники маржиналистов, а в сфере обмена, который ставился в центр эконо­мической теории. В противовес популярной примерно в тот же период време­ни немецкой исторической школе приверженцы маржинализма полностью аб­страгировались от влияния социальной среды, правовых норм, исторических условий. Благодаря этому, с одной стороны, маржиналистской теории удалось акцентировать внимание на общих законах экономики и заложить основы ко­личественного анализа экономических явлений, с другой – это сделало теорию статичной, отвлекло её от анализа движущих сил и процесса хозяйственного развития.

В оценке полезности товара у маржиналистов существует два подхода — кардиналистский, свойственный ранним маржиналистам, и ординалистский, который разработал итальянский ученый В. Парето и английский ученый Дж. Хикс. Кардиналистский подход к полезности означает возможность количественного измерения полезности товаров и услуг в некоторых единицах. Ординалистский подход заменяет возможность измерения полезности товаров и услуг для потребителя порядком потребительских предпочтений.

Кардиналистская функция полезности дает общую характеристику поведения субъекта на потребительском рынке. Общая полезность товара для потребителя возрастает вместе с каждым приращением у него запаса данного товара, но не с той скоростью, с какой увеличивается его запас. Поэтому полезность каждого прироста этого товара уменьшается с каждым новым приростом имеющегося запаса. Это - закон убывающей предельной полезности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда у него возрастает количество приобретенных благ. Поэтому предельная полезность товара для покупателя есть полезность предельной покупки (покупатель на грани сомнения - стоит ли покупать). Полезность убывает с каждым приростом полезных вещей у покупателя. Ценовое выражение предельной полезности товара означает: чем большим количеством какого-либо товара обладает покупатель, тем меньше цена, которую он готов уплатить за дополнительное его количество. Следовательно, предельная цена спроса снижается. Поэтому потребитель будет приобретать данный товар до тех пор, пока предельная полезность последней покупки не сравняется с ценой товара.

Однако практика требовала более реалистической теории спроса. Во-первых, субъект не способен точно измерять предельные полезности и распределять спрос, не имея представления о ценах. Во-вторых, вырабатывая свою потребительскую стратегию, субъект оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов: насколько один потребительский набор для него полезнее другого потребительского набора.

Ординалистский подход к полезности товара более реалистично описывает поведение субъекта на потребительском рынке с помощью функции предпочтения множеств потребительских наборов.

 

Идеи маржинализма в кон. 19 – нач. 20 вв. нашли дальнейшее развитие в работах А. Маршалла, Дж. Б. Кларка и др. авторов, впоследствии они стали основой методологии современного неоклассического направления эконо­мической теории.

 

Задание № 5 Поведение производителя на рынке

Монополизм производителя на рынке

Монополия (от греч. "монос" — «один», "полео" — «продаю») представляет собой исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий:

естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);

искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине XX в., когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительного вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50 - 70-м годам XIX в., монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895 - 1910 гг. и кризиса 1900 - 1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств.

С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий. Характер борьбы внутри монополий определяется формой монополии: будет ли это картель, синдикат, трест или концерн.

Структура рынка чистой монополии противоречива: чистая монополия представлена как одна из моделей структуры рынка. Между тем монополия отрицает рынок. На место «невидимой руки» она ставит сознательное регулирование экономических процессов. При всей условности данной структуры рынка она выявляет наличие в экономике механизма регулирования, отличного от рыночного. Опасность монополии состоит в том, что она, устраняя конкуренцию, уничтожает движущую силу развития производства. Манипулируя ценами и объемами производства, она способна присвоить прибыль сверх обычной. Если увеличить прибыль можно путем сокращения производства и вздувания цен, то утрачивается стимул к внедрению достижений научно-технического прогресса. Монополия сопротивляется или подавляет технологические достижения.

Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.). Монопольная цена - это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли. Эта форма дохода есть экономическая реализация государства монополистов на рынке, своего рода "дань", которой они облагают население и других предпринимателей.

На первый взгляд, монополию довольно легко определить. В реальной жизни это сделать довольно сложно. Концентрация капитала и производства имеет два измерения — абсолютное и относительное. Какими бы впечатляющими ни казались величины абсолютной концентрации экономической мощи, их необходимо соотносить с размерами рынка. Например, компания «British Steel» - это единственный поставщик стали в Великобритании. Но если принять во внимание мировой рынок стали, фирма перестанет быть монополистом, так как она должна конкурировать с зарубежными производителями. Величина капитала и стоимость продукции местного кирпичного завода или песчаного карьера невелики, но из-за высоких транспортных издержек они могут занимать монополистические позиции на местном рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий — закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

 

Задание № 6 Нобелевская премия по экономике 1985 года была присуждена американскому экономисту итальянского происхождения Франко Модильяни (1918-2003) за работу в области поведения людей в отношении сбережений и анализ финансовых рынков. Франко Модильяни оказал большое влияние на такие научные сферы, как экономика и финансы. И хотя многие достижения в этих областях чаще всего со временем теряли свою силу, исследования Модильяни, наоборот, приобретали все большую актуальность.

Франко Модильяни родился в 1918 году в Риме. Свою первую ученую степень он получил в 1939 году в Римском университете, однако в начале Второй мировой войны эмигрировал в США, став гражданином Соединённых Штатов в 1946 году.

В 1944 году он получил докторскую степень в Новой школе социальных исследований (The New School for Social Research) (Нью-Йорк). Основной раздел докторской диссертации Модильяни стал его первой опубликованной статьей, которая впоследствии часто перепечатывалась: «Предпочтения ликвидности и теория процента и денег» (Liquidity Preference and the Theory of Interest and Money). Эта статья не только оставалась в программе обязательного чтения для нескольких поколений экономистов-кейнсианцев, но и стала частью списка работ, на которые ссылаются все экономисты.

В 1942 году Модильяни начал преподавать статистику в Колледже Барнарда (Колумбийский университет), а в 1943 – математическую экономику в Новой школе социальных исследований. В 1949 г. он стал штатным профессором экономики Иллинойского университета, который покинул в 1952 г., заняв должность профессора управления промышленной деятельностью Технологического института Карнеги. В 1962 г. после непродолжительной работы в Университете Северо-Запада Модильяни становится профессором экономики и финансов Массачусетского технологического института (The Massachusetts Institute of Technology), в котором и проработал до ухода на пенсию (1988 г.).

Переход Модильяни в Массачусетский технологический институт ознаменовал изменение его научных интересов: интерес к теории сменился эмпирическими исследованиями. Вместе с Альбертом Эндо (Albert Ando) из Пенсильванского университета он разрабатывал большую компьютерную модель экономики США — модель MPS (аббревиатура образована из первых букв названий организаций-разработчиков модели: Массачусетский технологический институт, Пенсильванский университет и Совет по исследованиям в области общественных наук), в явном виде предназначенной для выявления каналов, через которые денежная масса влияет на объем производства и доходы. С тех пор модель MPS широко использовалась и самим Модильяни, и другими экономистами для наступления на монетаристские выводы экономиста Милтона Фридмана и его последователей.

Модильяни создал в конце 1950-х - начале 1960-х годов вместе с М. Миллером две базовые теоремы современной теории финансов, известные как теоремы Модильяни-Миллера.

Модильяни был консультантом секретаря министерства финансов США (1964-72 гг.), Совета управляющих Федеральной резервной системы (с 1966 г.) и старшим советником Брукингского совета по экономике (с 1971 г.). Он также был президентом Эконометрического общества (1962 г.), Американской экономической ассоциации (1976 г.), Американской финансовой ассоциации (1981 г.) и вице-президентом Международной экономической ассоциации (1976-81 гг.). Модильяни — почетный доктор многих университетов Европы и Америки. Он превосходный оратор и замечательный педагог, сочетающий итальянскую сердечность с американским демократизмом. Несмотря на то что большая часть его работ непосредственно связана с американской экономикой, Модильяни никогда не терял интереса к своей родине, и его перу принадлежит немало статей, написанных по-итальянски и посвященных экономике Италии.

В макроэкономической политике Модильяни оказывал своё влияние на обоих континентах. В США он сыграл ведущую роль в создании эконометрической модели общенациональной экономики по заказу Федеральной резервной системы (ФРС). Его влияние в Европе особенно очевидно: в Италии, например, практически каждый житель считает его знаменитостью, поскольку о нем постоянно рассказывали СМИ. В других странах Европы Модильяни стал известен благодаря совместной работе видных европейских и американских ученых, вышедшей под названием «Манифест экономистов по вопросу безработицы в странах Евросоюза». Под ним подписались известные экономисты, а некоторые другие высказали документу свое одобрение.

Франко Модильяни был удостоен Нобелевской премии за его новаторские исследования в нескольких областях теории экономики, которые имели практическое применение. Одним из них был его анализ личных сбережений, названный теорией жизненного цикла. Эта теория утверждает, что люди накапливают запас богатства во время своей трудовой жизни не для того, чтобы передавать эти сбережения своим потомкам, но чтобы потреблять их в течение своей старости. Таким образом, хотя весь семейный доход тратится в течение жизни, в условиях растущей экономики общий баланс накоплений положителен, потому что молодые «накопители» богаче и многочисленнее пожилых «растратчиков». При определенных допущениях, касающихся роста населения и средней продолжительности жизни, эта гипотеза объясняет историческое соотношение между доходом и сбережениями. Теория помогла объяснить различные темпы сбережений в обществах с относительно более молодым или пожилым населением, что имеет исключительно важное прикладное значение в создании национальных пенсионных программ.

 

Задание № 7 Банкротство предприятия на конкретном примере. Угрозы банкротства и как их можно минимизировать.

Основу рыночной экономики составляет конкуренция, поддерживаемая государством и являющаяся, по существу, способом организации производства, при котором достигается наиболее оптимальное использование национальных ресурсов. Предприятия, не способные адекватно реагировать на воздействие внешней среды, вынуждены уходить с рыночного пространства. Такой уход предприятия классифицируется как банкротство и является неизбежным следствием рыночной экономики и результатом действия механизма перераспределения капиталов. Банкротство – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство представляет собой сложный процесс, который можно охарактеризовать с различных сторон: юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетно-аналитической и др. Собственно процедура банкротства представляет собой лишь завершающую стадию неудачного функционирования компании, которой обычно предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. Банкротство (не фиктивное!) редко бывает неожиданным, по крайней мере, для опытных финансистов и менеджеров, которые по возможности стараются регулярно отслеживать складывающиеся тенденции в развитии собственных компаний.

Компаний, предприятий, которые подвергаются банкротству очень много. Так, например, очень громким делом 2009 года было банкротство огромной американской корпорации по производству автомобилей General Motors (GM). По итогам 2008 г. выручка GM составила $149 млрд – это на $31 млрд меньше, чем в 2007 г. 1 июня 2009 г. компания приступила к процедуре банкротства (статья 11-я федерального закона США о банкротстве): в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий иск. По условиям банкротства правительство США предоставило компании около $30 млрд, а взамен получило 60% акций концерна, правительство Канады — 12% акций за $9,5 млрд, Объединенный профсоюз работников автомобильной промышленности США (ОПРАП) — 17,5% акций. Остальные 10,5% акций разделили между собой крупнейшие кредиторы концерна.

Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна. В результате 10 июля 2009 г. была создана новая независимая компания General Motors Company, которая существует и по сей день.

В данной ситуации для компании всё закончилось достаточно благополучно. Но так бывает далеко не всегда, и поэтому очень важно найти средства для минимизации риска угрозы банкротства.

Рассмотрим основные и наиболее распространенные подходы к прогнозированию финансового состояния возможного банкротства предприятия, приемов и методов прогнозирования финансовых показателей, в том числе с позиции оценки возможного банкротства.

Угрозы банкротства можно разделить на внешние и внутренние. К внешним можно отнести: невыполнение обязательств, приостановление платежей, несвоевременную уплату налогов, разрушение традиционных производственно-экономических связей. К внутренним угрозам мы отнесём: приостановку производства, физическое снижение объёма реализации продукции (товаров, услуг), увольнение работников, задержка выплаты заработной платы, высокий удельный вес просроченной кредиторской задолженности.

Чтобы минимизировать угрозы банкротства необходим частый, периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К таким формам анализа можно отнести: анализ по данным бухгалтерской отчетности, анализ динамики структуры и источников баланса, анализ ликвидности (платежеспособности) – по показателям ликвидности предприятия (существуют различные коэффициенты: текущей ликвидности, быстрой ликвидности, абсолютной ликвидности); диагностику финансовой устойчивости; оценку деловой активности и др. Своевременное проведение вышеперечисленных мероприятий снизит риск банкротства предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: