в условиях интегрированного обучения
Включение детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми детьми предполагает изменение (специальную адаптацию) окружающей среды. Во-первых, специальной адаптации подвергается предметно-пространственная среда. Она должна стать более безопасной и удобной, т. е. позволять каждому ребенку хорошо ориентироваться в пространстве, свободно передвигаться, быстро находить нужные объекты и выполнять с ними необходимые действия. Во-вторых, определенные изменения адаптационного характера происходят и в социальной среде. Окружающим необходимо научиться видеть в детях с особенностями психофизического развития то общее «здоровое», что объединяет их с обычными детьми, понять специфику трудностей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизнедеятельности, воспитать в себе способность терпимо относиться к их промахам и неудачам, а также предлагать и оказывать им посильную разумную помощь. В этой связи одним из актуальных аспектов психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения является проектирование и создание адекватной их возможностям поддерживающей и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды.
При обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития специально организованная, рационально структурированная образовательная среда выступает не только в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, но и в еще одном, новом качестве. Она является однимиз ведущих средств обеспечения коррекционно-педагогического эффекта, т.е. способствует профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, облегчает активизирует ее. Тем самым она приобретает статус коррекционно-развивающей среды. Специальная организация образовательной среды в школах, создавших условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляется как с целью профилактики затруднений в учебной деятельности, так и с целью профилактики и преодоления функциональных и социальных проблем.
Образовательная среда представляет собой совокупность влияний и условий, в которых протекает педагогический процесс. Анализ и соотнесение данных о приспособительных изменениях, которые могут происходить в образовательной среде с целью повышения эффективности обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, позволяют говорить о существовании дополнительной специфической группы условий. Данные условия способствуют профилактике нежелательных последствий (ограничений), обусловленных психофизическими нарушениями. При этом результаты исследований свидетельствуют о наличии двух типов таких условий: 1) условия, которые обеспечиваются за счет адаптационных изменений самих объектов, заполняющих окружающую ребенка среду (увеличение размеров, выделение сигнальных или существенных признаков, привнесение деталей
приспособительного характера и др.); 2) условия, которые обеспечиваются за счет оптимизации взаимодействия ребенка с данными объектами (пространственное расположение объекта, степень его доступности для восприятия различными анализаторами, наличие правил, регулирующих отношения с объектом и др.). В этой связи состав образовательной среды при обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития можно представить следующим образом (см. рис. 2.1).
Данный подход к определению составляющих образовательной среды позволяет осмыслить и разграничить такие понятия, как «развивающая, личностно ориентированная образовательная среда», «адаптивная образовательная среда», «безбарьерная образовательная среда». Анализ образовательной среды с точки зрения характера обеспечиваемых ею средовых влияний (т. е. насколько они имеют развивающий эффект, учитывают разнообразные потребности и интересы ребенка, способствуют его жизненному самоопределению и самореализации) позволяет нам говорить о развивающей, личностно ориентированной среде. Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий для успешного присвоения элементов культуры каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей позволяет нам говорить об адаптивной образовательной среде. Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий, способствующих профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, позволяет нам говорить о безбарьерной образовательной среде.
Задача специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения - обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду дня всех учащихся. Подобные характеристики среда приобретает благодаря составляющим ее средовым ресурсам. Применительно к детям с особенностями психофизического развития каждая группа средовых ресурсов (предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических) определенным образом модифицируется. Данная модификация обусловлена ограничениями, возникающими у детей при психофизических нарушениях, и направлена на создание условий, облегчающих процессы восприятия окружающего, осмысления полученной информации, передвижения и пространственной ориентировки, планирования и реализации различных видов взаимодействия. Анализ приспособительных изменений окружающей среды, рекомендованных для детей с особенностями психофизического развития, позволяет выделить образовательные средовые ресурсы, обладающие наибольшим поддерживающим, стимулирующим и корректирующим потенциалом (см. табл.).
Основные группы средовых ресурсов | Составляющие отдельных групп средовых ресурсов |
Предметные ресурсы | • объем, освещенность, цветовое решение помещений, соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям; • размер и функциональность мебели; • объекты с выраженными и/или усиленными существенными и опознавательными признаками (размер, яркость цвета, толщина контуров и т. д.); • коллекции сенсорных эталонов; • предметные коллекции в соответствии с программой обучения; • объекты с привнесенными деталями приспособительного характера (озвученный мяч); • учебные материалы и оборудование, оснащенное специальными приспособлениями (закладки, метки, разлиновки, фиксаторы); • информация, представленная ребенку в доступной форме (крупным шрифтом, на аудиокассете или видеокассете, с помощью системы Брайля, жестов, специальных символов); • специальные компьютерные программы; • средства индивидуальной коррекции (фиксирующие, оптические, слуховые и т. д.); • средства обеспечения лучшей видимости объектов (приближение, подсветка, контурирование, фонирование, экранирование и т. д.) |
Пространственные ресурсы | • освещенность, цветовое решение; • подиумы, ограничительные линии, турникеты; • сигнальные опоры, помогающие ориентироваться на рабочем поле, рабочем месте, в закрытом и открытом пространстве; • структурирование пространства (выделение разнообразных функциональных зон); • организация безопасных маршрутов; • сигналы, направляющие движение |
Организационно-смысловые ресурсы | • построение жизнедеятельности детей в соответствии с дневным ритмом (каждая часть суток со своими атрибутами), недельным ритмом (четкое структурирование таких сфер жизнедеятельности, как быт, учеба, свободное время), годовым ритмом (цикл ежегодно повторяющихся событий); • дозировки нагрузки (интеллектуальной, физической, зрительной, тактильной, слуховой и др.); • планы, алгоритмы, памятки; • правила, регулирующие взаимодействия и отношения с окружающими |
Основные группы средовых ресурсов | Составляющиеотдельных группсредовых ресурсов |
Социально-психологические ресурсы |
|
Перечисленные образовательные ресурсы активно используются в условиях образовательной интеграции как при построении целостной среды школы, так и разнообразных локальных сред.
Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития ориентирована на гибкое зонирование. Зоны − это возможность самостоятельного получения разнообразной информации из окружающего пространства, которая обеспечена представленными в нем материалами, а также обусловленными ими видами деятельности и отношениями. В условиях массовой общеобразовательной школы могут выделяться следующие зоны:
• сенсорного развития (сенсорные уголки, коврики, сенсорные сады);
• умственного развития (языковые, математические, географические, историко-краеведческие);
• речевого развития (речевые уголки);
• творчества (сцена, подиум, рисовальная стена, мастерская, где можно ознакомиться с предметами искусства, включиться в творческую деятельность, презентовать ее результаты);
• двигательной активности (горки, лесенки, турники, канаты, маты, мягкие стенки);
• отдыха (пространство, где ребенок сам или с помощью взрослого может организовать себе место, напоминающее ему какую-либо привлекательную среду, организовать там игру, прожить разнообразные чувства);
• уединения (специально изготовленные «психологические норки», самостоятельно построенные детьми «домики», «домашние уголки» в спальне, оформленные фотографиями близких людей, рисунками, любимыми игрушками).
Образовательная среда для детей с особенностями психофизического развития может характеризоваться наличием в своем составе как привычных, традиционных, так и неординарных средовых ресурсов. Данные ресурсы обеспечивают, в первую очередь, решение разнообразных коррекционно-развивающих задач. «Строительные блоки» (оклеенные картонные коробки) позволяют изменить границы и конфигурацию пространства, по желанию детей могут превратиться в «корабль», «крепость.» или «замок». Графические изображения на полу, стенах, подоконниках (волнообразные и зигзагообразные линии, классики, следы зверей и птиц, клавиши пианино и др.). Они стимулируют двигательную и игровую и активность, показывают новые возможности движений и действий. Предметы неопределенной формы, закрепленные на полу по типу куклы Гамби (гнущаяся фигурка с непрорисованным лицом), агрессивные куклы бибабо (волк, баба Яга), пластиковые бутылки с песком для пинания - ресурсы, которые обеспечивают тренировку мышц рук и ног, помогают снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, выразить гнев, враждебность. Песок и вода как составляющие неструктурированной среды для игр, которые по замыслу и желанию ребенка могут превратиться во что угодно. При этом не существует правильного или неправильного способа игры с пескоми водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. «Воспитательная юбка» - предмет одежды педагога, который он одевает на определенное время. Она сшита из разных лоскутков, в качестве деталей на ней присутствуют разнообразные замочки, пряжки, шнуровки, липучки, карта и с пуговицами (откроешь, а там маленький сюрприз). Взаимодействие детей с такой юбкой способствует развитию мелкой моторики, совершенствованию знаний сенсорных эталонов, стимулирует познавательный интерес, обеспечивает чувство защищенности и эмоционального комфорта. «Сенсорное пальто (фартук)» - специальная детская одежда, обшитая материалами, разными по форме, размеру, цвету и качеству, стимулирует развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики.
Таким образом, специфика организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции определяется ее выраженной ориентацией на обеспечение каждому ребенку «своего места», где он будет принят таким, каков он есть, и сможет максимально раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности. Ее яркость, необычность, комфортность достигается за счет подбора средовых ресурсов, наиболее активных в плане поддержки, стимуляции и коррекции, которые способствуют не только преодолению отставаний в психофизическом развитии, но и становятся действенным средством профилактики вторичных отклонений.
Проектирование и моделирование образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения.
Большинство детей с особенностями психофизического развития имеют целый ряд ограничений в учебно-познавательной деятельности. Они затрудняются:
• находить и узнавать предметы, устанавливать между ними связи и отношения;
• определять местоположение предметов и направление их перемещения в пространстве;
• оценивать расстояния и величины;
• свободно передвигаться;
• овладевать приемами и операциями отдельных видов практической деятельности;
• овладевать последовательностью практических действий;
• работать в одном темпе со здоровыми детьми;
• (относить услышанные слова с конкретными образами объектов;
• опознавать словесную инструкцию;
• разъяснять конкретные значения и функции отдельных предметов, явлений, действий;
• II роить самостоятельное высказывание;
• создавать временную перспективу и т. д.
Данные затруднения провоцирует ситуацию, когда школа для детей с особенностями психофизического развития становится «зоной риска». В качестве пускового механизма здесь выступает несоответствие предъявляемых требований реальным возможностям их удовлетворения. К числу педагогических факторов, отрицательно влияющих на школьную адаптацию рассматриваемой категории детей, относятся: отсутствие необходимых специальных приспособлений и учебных материалов, несоответствие школьного режима и темпа учебной работы рекомендуемым санитарно-гигиеническим условиям обучения, неадекватный детским возможностям характер учебных нагрузок, недостаточность оценочной стимуляции, наличие смысловых барьеров в отношениях с педагогами, здоровыми детьми и др.
Грамотный рациональный подбор средовых ресурсов предполагает соотнесение нескольких групп данных. Во-первых, это осознанное соединение информации об образовательных целях и обеспечивающих их реализацию средовых ресурсах. Например, цель «обогащать представления о мире насекомых» реализуется с помощью соответствующих коллекций, игрушек, моделей, иллюстраций, текстов, игр. Во-вторых, по учет возможных ограничений ребенка, препятствующих достижению поставленной цели, и поиск средовых ресурсов, способствующих их профилактике. Например, дети с особенностями психофизического развития испытывают затруднения при узнавании объектов и удержании их в поле активного внимания. Для преодоления подобных явлений создаются дополнительные условия: хорошая освещенность, приемлемые размеры, яркие контрастные цвета, четкие контуры, адекватное возможностям восприятия расстояние до объекта, организация непосредственного взаимодействия с ним, исключение попадания в поле мим отвлекающих факторов.
С.Е. Гайдукевич выделяет следующие специфические принципыпроектирования и моделирования образовательной среды, обладающей поддерживающим, коррекционным и развивающим потенциалом:
1. Безопасность. Предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.
2.Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность.
3.Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
4.Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.
5.Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
6.Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
7. Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостыо регулярно использовать остаточный слух, остаточное зрение, ограниченные двигательные возможности при соблюдении всех необходимых рекомендаций; работать в зоне актуального и ближайшего развития.
Таким образом, реализация средового подхода при обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции предполагает:
· акцентирование внимания всех специалистов на образовательной среде;
· структурирование образовательной среды, вычленение в ней активных средовых ресурсов;
· анализ образовательного потенциала отдельных средовых ресурсов, модификацию их с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей,
· объединение средовых ресурсов с учетом общих и специфических принципов в действенные комплексы, обеспечивающие решение конкретных образовательных задач;
· анализ образовательного потенциала среды, поиск возможностей оптимизации ее ресурсов.