УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 9
Современное состояние Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
РАЗДЕЛ III
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Тема 9: Современное состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Основные вопросы:
Предназначение и функционирование РСЧС.
2. Гражданская оборона на современном этапе.
Литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с.: ил.
4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
|
5. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
6. Сборник №3. Библиотечка журнала "Военные знания". М:, 1998. 47 с. С. 3-9.
7. «Гражданская защита», 1999, №8, С 13-16
8. В А Владимиров Современная война и гражданская оборона
История РСЧС
• 1918 г. - защита г. Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Создан штаб ПВО, сеть НП, отряды медицинской помощи, разработали правила поведения при воздушном нападении.
• 1932 г. – образована местная противовоздушная оборона СССР.
• 1961 г. – она преобразована в систему Гражданской обороны наряду с решением задач защиты населения и территорий в военное время, занималась вопросами их защиты от ЧС природного и техногенного характера в мирное время.
• 1990 г. - создается Государственная система по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила все органы управления, силы и средства, занимающиеся защитой населения и территорий от ЧС.
• 1992 г. - она была преобразована в Российскую систему предупреждения и действий в ЧС.
• 1995 г.- преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
• В настоящее время РСЧС успешно решает задачи по защите населении и территорий от ЧС природного и техногенного характера, она является важным элементов национальной безопасности страны
1. Предназначение и функционирование РСЧС
За последние годы в России произошли радикальные изменения не только во взглядах на геополитическую и военно-стратегическую обстановку, но и во взглядах на причины и характер чрезвычайных ситуаций, которые продолжают усложнять жизнь нашей страны.
|
Дестабилизируют обстановку военные конфликты на территории бывшего СССР и России. Мировой и отечественный опыт показывают, что на современном этапе ЧС стали более частым явлением в нашей жизни. За последние 30 лет число разрушительных природно-техногенных катастроф в мире с ущербом более 10% годового валового национального продукта возросло более, чем в 4 раза и с числом погибших более 100 человек - в 2 раза. Не случайно ООН объявлено международное десятилетие борьбы за уменьшение угрозы и опасности стихийных бедствий.
В нашей стране до трагедии Чернобыля (1986г.), землетрясения в Армении (1987г.), взрывов в Арзамасе и Свердловске (1988г.), катастрофы в Башкирии и крупной аварии на Ивановском объединении "Азот" в Литве (1989г.) основные меры по предупреждению и ликвидации аварий и катастроф осуществляли руководители предприятий, отраслевые министерства и ведомства.
При крупных техногенных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях координацией усилий всех участвующих в ликвидации ЧС сил занимались местные органы исполнительной власти. При необходимости создавались временные правительственные комиссии, которые привлекали силы и средства из других регионов.
Система гражданской обороны, в основном, предназначалась для действий во время войны, хотя и привлекалась для ликвидации крупных стихийных бедствий, аварий на химически опасных объектах и крупномасштабных техногенных катастроф.
|
Такая организация не позволяла концентрировать силы и средства, имеющиеся в стране, в кратчайший срок на решающем участке, не обеспечивала гибкости и единства руководства в борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
А сокращение времени на принятие решения и введение в действие сил и средств резко снижает количество жертв и экономический ущерб от ЧС.
Ныне деятельность, связанная с техногенным, экологическим и природным рисками, рассматривается как неотъемлемая функция безопасности государства. Все это предопределяет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, на самом высоком государственном уровне. Именно поэтому и создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - продолжательница дела МПВО, ГО, корпуса спасателей и других подобных организаций. В полной мере учтен российский и международный опыт предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе и американский, где еще в 1980 г. было создано федеральное агенство США по действиям в кризисных ситуациях - РЕМА.
РСЧС построена на принципе концентрации сил различных ведомств, регионов и территорий
Основные задачи РСЧС
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обе печением защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых норм, (а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС);
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям при ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
СТРУКТУРА РСЧС
РСЧС состоит из территориальных и функциональных (т.е. в ведомствах, курирующих отрасли, направления) подсистем, и имеет пять уровней:
- федеральный;
- региональный;
- территориальный;
- местный;
- объектовый.
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);
- органы повседневного управления;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения;
- определенный состав сил;
- резервы финансовых и материальных ресурсов. Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в министерствах, службах, государственных комитетах;
- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО и ЧС;
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.
Положения о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по ЧС и состав этих комиссий утверждаются решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями объектов и организаций.
Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации. Действующий ныне состав МВК объявлен постановлением правительства РФ №171 от 14.02.97г.
Председателем МВК назначен Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, первый заместитель начальника ГО РФ Шойгу С.К. Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС - высший коллегиальный координирующий орган - только в 1996 г. провела 6 заседаний, рассмотрев на них 20 важнейших вопросов, касающихся функционирования и развития РСЧС и приняла по ним конкретные решения.