Органами управления по делам ГО и ЧС являются (см. схему):




1 - на федеральном уровне - МЧС России;

2 - на региональном уровне - региональные центры;

3 и 4 - на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти;

5 - на объектовом уровне - штабы ГО ЧС, отделы, секто­ры или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.

Схема I

Органы управления РСЧС

Уровни Координирующие органы Постоянно действующие органы управления Органы повседневного контроля
Федеральный 1. Межведомственная комиссия (МВК) 2. КЧС ведомств Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ)   Центр управления в кризисных ситуациях МЧС
Региональный Региональный центр ГОЧС РЦ ГОЧС Центр управления в кризисных ситуациях РЦ ГОЧС
Территориальный Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) Управление или штаб ГОЧС Оперативно- дежурные службы
Местный КЧС Штаб ГОЧС Оперативно- дежурные службы
Объектовый КЧС Отдел, сектор, спец. лица ГОЧС Дежурно- диспечерские службы

 

Деятельность МЧС определена "Положением об МЧС", принятым постановлением правительства РФ от 6 мая 1994 го­да №467, где закреплено, что МЧС

- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением воз­можным противником средств поражения, проведения под­водных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны;

- осуществляет международное сотрудничество по вопро­сам, входящим в его компетенцию. Оно сотрудничает с Управ­лением верховного комиссара ООН по делам беженцев, Де­партаментом по гуманитарным вопросам, Международной ор­ганизацией ГО (МОГО) и др.

РСЧС на региональном уровне строится по 9-ти регионам (в скобках обозначено место расположения регионального центра):

1. Северо-западный регион (г. Санкт-Петербург) - Респуб­лика Карелия, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская облас­ти, Ненецкий автономный округ, г Санкт-Петербург;

2. Центральный регион (г. Москва) - Белгородская, Брян­ская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Нижегород­ская, Орловская, Смоленская, Рязанская, Тамбовская, Твер­ская, Тульская, Ярославская области, г. Москва;

3. Северо-Кавказский регион (г. Ростов) - Республика Ады­гея, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия-Хальм-Тангг, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осе­тия, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставрополь­ский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области;

4. Приволжский регион (г. Самара) - Республика Башкор­тостан, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская, Самарская, Саратовская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Ульяновская области,. Коми-Пермяцкий автономный округ;

5. Уральский регион (г. Екатеринбург) - Курганская, Сверд­ловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансий­ский, Ямало-Ненецкий автономные округа;

6. Западно-Сибирский регион (г. Новосибирск) - Республи­ка Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Ом­ская, Томская области;

7. Восточно-Сибирский регион (г. Красноярск) - Республи­ка Тува, Республика Хакасия, Красноярский край, Таймыр­ский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский автономные округа;

8. Забайкальский регион (г. Чита) - Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская, Читинская области, Агино-бурятский, Усть-ордынский, Бурятский автономные округа;

9. Дальневосточный регион (г. Хабаровск) - Приморский, Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский, Корякский автономные округа.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

- пункты управления (центры управления в кризисных си­туациях), оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

- оперативно-дежурные и дежурно-диспетчерские службы специализированных подразделений федеральных органов ис­полнительной власти и организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осу­ществляются на пунктах управления, оснащаемых соответству­ющими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной го­товности к использованию.

Органы ГОЧС в Москве, субъекте РФ, имеют свои особен­ности.

7 мая 1997 г. правительство Москвы приняло постановле­ние №410-6 "О плане совершенствования Московской город­ской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". План этот активно реализуется. Все документы по МГСЧС опубликованы в журнале "Гражданская защита" №8, 1997г.

Создана и действует новая организационно-штатная структура гражданской обороны Москвы:

- руководство ГО города осуществляет начальник ГО - пре­мьер правительства Москвы;

- руководство ГО в административных округах осуществля­ют префекты;

в районах города - главы Управ;

Координирующими органами в городе, округе, районе яв­ляются Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), а ор­ганами управления соответственно:

- Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы (Главное управление ГОЧС г. Москвы);

- Управление ГОЧС административного округа;

- Отдел ГОЧС района (перечень районов города, в кото­рых создаются отделы ГОЧС, устанавливается МЧС России по согласованию с правительством Москвы, в остальные рай­оны назначаются специалисты ГОЧС);

- штабы и отделы ГОЧС в ведомствах и на объектах, неза­висимо от их организационно-правовых форм.

2. Гражданская оборона на современном этапе

Сегодня гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Специализированные подразделения гражданской обороны России за прошедшие годы принимали участие более чем в 150 тыс. спасательных операций в России и 48-ми странах мира.

4 октября 1932 года постановлением правительства была создана общесоюзная система местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) и утверждено положение о ней.
В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР.

В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.
В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами.

В ноябре 1991 года, после создания Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), в его состав вошли войска гражданской обороны.
В настоящее время в России сформирована и эффективно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является национальной системой противодействия кризисным явлениям.

Гражданская оборона прошла много перестроек, не раз пе­реподчинялась от одного ведомства другому, то дружно рабо­тала с местными гражданскими формированиями, то замыка­лась в рамки Министерства обороны...

Основными нормативными документами ГО до 1998 г. бы­ли Указ Президента Российской Федерации "Вопросы граж­данской обороны РФ" №784 от 27 мая 1996 г. и утвержденное этим же Указом "Положение о Войсках гражданской обороны РФ". 12 февраля 1998г вступил в силу Федеральный закон "О гражданской обороне" Он обязал привести нормативные ак­ты РФ в соответствие с указанным Федеральным Законом. И эту объемную и важную работу еще предстоит выполнить от­ветственным органам.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в обла­сти гражданской обороны:

- обучение населения способам защиты от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценно­стей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и дру­гим вилам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении боевых дейст­вий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помо­щи, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся ра­диоактивному, химическому, биологическому и иному зара­жению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пост­радавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохра­нение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в во­енное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Принципы организации и веде­ния гражданской обороны:

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными час­тями оборонного строительства, обеспечения безопасности го­сударства.

Гражданская оборона строится по территориально-произ­водственному принципу.

2. Подготовка государства к ведению гражданской оборо­ны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты на­селения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Ведение гражданской обороны на территории Россий­ской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях.

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, вклю­чая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение дей­ствий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот при ведении боевых действий или вследствие этих дейст­вий.

Гражданские организации гражданской обороны - формиро­вания, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Воору­женных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуще­ством и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или другой населен­ный пункт, имеющий военное оборонное или экономическое значение с находящимися на ней объектами, представляющи­ми высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Принципиальные положения Федерального закона "О гражданской обороне" и "Положение о Войсках гражданской обороны" позволяют четко понять роль и место войск граж­данской обороны в РСЧС и конкретизировать их задачи с уче­том того, что в соответствии с ФЗ РФ "Об обороне" войска ГО могут привлекаться к обороне с применением средств воору­женной борьбы.

Войска гражданской обороны в своей деятельности руко­водствуются Конституцией РФ, федеральными законами, нор­мами международного права, указами и распоряжениями Пре­зидента РФ, директивами начальника ГО РФ, приказами Ми­нистра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, яв­ляющегося первым заместителем начальника ГО РФ. Министр МЧС управляет Войсками гражданской обороны:

- соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны, дислоцированными на террито­рии регионов РФ, - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий;

- соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны центрального подчинения непо­средственно. АО

Полномочия Министра в части управления войсками опре­деляются Положением о Министерстве РФ по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий. Министр МЧС по должности возглавляет военный совет войск гражданской обороны.

Основные задачи этих войск в мирное и военное время оп­ределены в Положении о войсках гражданской обороны:

в мирное время:

а) в повседневной деятельности:

- осуществление мероприятий по поддержанию соедине­ний, воинских частей и организаций Войск гражданской обо­роны в готовности к выполнению задач, определенных Пла­ном гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения Войск граж­данской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности;

- накопление, размещение, хранение и своевременное об­новление вооружения, техники и других материально-техни­ческих средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот в мирное и военное время;

- участие в мероприятиях, направленных на предупрежде­ние чрезвычайных ситуаций;

- подготовка сил и средств по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;

- участие в научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее насе­ления при чрезвычайных ситуациях, а также технологий про­ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) при необходимости в порядке, определяемом Прави­тельством Российской Федерации, в ходе ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в соответствии с планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обо­роны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, планам действий соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны:

- ведение радиационной, химической и не специфической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвы­чайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных

работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соот­ветствующие договоры;

- проведение работ по санитарной обработке населения, спе­циальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

- проведение пиротехнических работ, связанных с обезврежи­ванием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;

- обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрез­вычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;

- участие в обеспечении пострадавшего населения продоволь­ствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а так­же в оказании доврачебной медицинской помощи;

- участие в мероприятиях по эвакуации населения, матери­альных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

в военное время:

- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах пораже­ния, зонах загрязнения (заражения), и катастрофического затоп­ления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и ка­тастрофического затопления;

- проведение работ по санитарной обработке населения, спе­циальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

- обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги пора­жения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического за­топления;

- участие в мероприятиях по эвакуации населения, матери­альных и культурных ценностей из очагов поражения, зон за­грязнения (заражения) и катастрофического затопления;

- проведение пиротехнических работ, связанных с обезврежи­ванием авиационных бомб и фугасов;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов

жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач тер­риториальной обороны, связанных с восстановлением аэродро­мов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструкту­ры тыла.

 

Cилы и средства ликвидации ЧС включают:

 

формирований поисково-спасательной службы МЧС России;

военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

сил Государственной противопожарной службы МЧС России;

формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;

специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;

аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Состав сил для ликвидации ЧС

 

войска гражданской обороны;

поисково-спасательная служба МЧС России;

Государственная противопожарная служба МЧС России;

соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.

Обязанности руководителя ОЭ

знать нормативные правовые требования ГОЧС на ОЭ;

разрабатывать документы по ГОЧС ОЭ;

организовывать выполнение мобилизационного плана ОЭ;

организовывать обучение штатных и нештатных формирований ГОЧС ОЭ;

проводить учения и тренировки по ГОЧС ОЭ;

проводить мероприятия, направленные на поддержание устойчивости функционирования организации в ЧС;

организовывать планирование эвакуации работников и членов их семей;

организовывать деятельность эвакуационных органов организации;

организовывать накопление индивидуальных и коллективных средств защиты;

поддерживать в состоянии постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

организовывать сбор информации в области ГОЧС и обмен ею.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: