1 - на федеральном уровне - МЧС России;
2 - на региональном уровне - региональные центры;
3 и 4 - на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти;
5 - на объектовом уровне - штабы ГО ЧС, отделы, секторы или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.
Схема I
Органы управления РСЧС
Уровни | Координирующие органы | Постоянно действующие органы управления | Органы повседневного контроля |
Федеральный | 1. Межведомственная комиссия (МВК) 2. КЧС ведомств | Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) | Центр управления в кризисных ситуациях МЧС |
Региональный | Региональный центр ГОЧС | РЦ ГОЧС | Центр управления в кризисных ситуациях РЦ ГОЧС |
Территориальный | Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) | Управление или штаб ГОЧС | Оперативно- дежурные службы |
Местный | КЧС | Штаб ГОЧС | Оперативно- дежурные службы |
Объектовый | КЧС | Отдел, сектор, спец. лица ГОЧС | Дежурно- диспечерские службы |
Деятельность МЧС определена "Положением об МЧС", принятым постановлением правительства РФ от 6 мая 1994 года №467, где закреплено, что МЧС
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны;
- осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию. Оно сотрудничает с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, Департаментом по гуманитарным вопросам, Международной организацией ГО (МОГО) и др.
|
РСЧС на региональном уровне строится по 9-ти регионам (в скобках обозначено место расположения регионального центра):
1. Северо-западный регион (г. Санкт-Петербург) - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, г Санкт-Петербург;
2. Центральный регион (г. Москва) - Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Орловская, Смоленская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва;
3. Северо-Кавказский регион (г. Ростов) - Республика Адыгея, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия-Хальм-Тангг, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области;
4. Приволжский регион (г. Самара) - Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская, Самарская, Саратовская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Ульяновская области,. Коми-Пермяцкий автономный округ;
5. Уральский регион (г. Екатеринбург) - Курганская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа;
|
6. Западно-Сибирский регион (г. Новосибирск) - Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области;
7. Восточно-Сибирский регион (г. Красноярск) - Республика Тува, Республика Хакасия, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский автономные округа;
8. Забайкальский регион (г. Чита) - Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская, Читинская области, Агино-бурятский, Усть-ордынский, Бурятский автономные округа;
9. Дальневосточный регион (г. Хабаровск) - Приморский, Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский, Корякский автономные округа.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
- оперативно-дежурные и дежурно-диспетчерские службы специализированных подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Органы ГОЧС в Москве, субъекте РФ, имеют свои особенности.
7 мая 1997 г. правительство Москвы приняло постановление №410-6 "О плане совершенствования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". План этот активно реализуется. Все документы по МГСЧС опубликованы в журнале "Гражданская защита" №8, 1997г.
|
Создана и действует новая организационно-штатная структура гражданской обороны Москвы:
- руководство ГО города осуществляет начальник ГО - премьер правительства Москвы;
- руководство ГО в административных округах осуществляют префекты;
в районах города - главы Управ;
Координирующими органами в городе, округе, районе являются Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), а органами управления соответственно:
- Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы (Главное управление ГОЧС г. Москвы);
- Управление ГОЧС административного округа;
- Отдел ГОЧС района (перечень районов города, в которых создаются отделы ГОЧС, устанавливается МЧС России по согласованию с правительством Москвы, в остальные районы назначаются специалисты ГОЧС);
- штабы и отделы ГОЧС в ведомствах и на объектах, независимо от их организационно-правовых форм.
2. Гражданская оборона на современном этапе
Сегодня гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Специализированные подразделения гражданской обороны России за прошедшие годы принимали участие более чем в 150 тыс. спасательных операций в России и 48-ми странах мира.
4 октября 1932 года постановлением правительства была создана общесоюзная система местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) и утверждено положение о ней.
В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР.
В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.
В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами.
В ноябре 1991 года, после создания Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), в его состав вошли войска гражданской обороны.
В настоящее время в России сформирована и эффективно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является национальной системой противодействия кризисным явлениям.
Гражданская оборона прошла много перестроек, не раз переподчинялась от одного ведомства другому, то дружно работала с местными гражданскими формированиями, то замыкалась в рамки Министерства обороны...
Основными нормативными документами ГО до 1998 г. были Указ Президента Российской Федерации "Вопросы гражданской обороны РФ" №784 от 27 мая 1996 г. и утвержденное этим же Указом "Положение о Войсках гражданской обороны РФ". 12 февраля 1998г вступил в силу Федеральный закон "О гражданской обороне" Он обязал привести нормативные акты РФ в соответствие с указанным Федеральным Законом. И эту объемную и важную работу еще предстоит выполнить ответственным органам.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основные задачи в области гражданской обороны:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим вилам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении боевых действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Принципы организации и ведения гражданской обороны:
1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона строится по территориально-производственному принципу.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или другой населенный пункт, имеющий военное оборонное или экономическое значение с находящимися на ней объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Принципиальные положения Федерального закона "О гражданской обороне" и "Положение о Войсках гражданской обороны" позволяют четко понять роль и место войск гражданской обороны в РСЧС и конкретизировать их задачи с учетом того, что в соответствии с ФЗ РФ "Об обороне" войска ГО могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.
Войска гражданской обороны в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, нормами международного права, указами и распоряжениями Президента РФ, директивами начальника ГО РФ, приказами Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющегося первым заместителем начальника ГО РФ. Министр МЧС управляет Войсками гражданской обороны:
- соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов РФ, - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны центрального подчинения непосредственно. АО
Полномочия Министра в части управления войсками определяются Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министр МЧС по должности возглавляет военный совет войск гражданской обороны.
Основные задачи этих войск в мирное и военное время определены в Положении о войсках гражданской обороны:
в мирное время:
а) в повседневной деятельности:
- осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны в готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения Войск гражданской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности;
- накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
- участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
- участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) при необходимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планам действий соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны:
- ведение радиационной, химической и не специфической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных
работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры;
- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;
- обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;
- участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи;
- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;
в военное время:
- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения), и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
- обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов
жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
Cилы и средства ликвидации ЧС включают:
• формирований поисково-спасательной службы МЧС России;
• военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
• сил Государственной противопожарной службы МЧС России;
• формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
• военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
• формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;
• специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
• служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;
• аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Состав сил для ликвидации ЧС
• войска гражданской обороны;
• поисково-спасательная служба МЧС России;
• Государственная противопожарная служба МЧС России;
• соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
• противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;
• учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.
Обязанности руководителя ОЭ
• знать нормативные правовые требования ГОЧС на ОЭ;
• разрабатывать документы по ГОЧС ОЭ;
• организовывать выполнение мобилизационного плана ОЭ;
• организовывать обучение штатных и нештатных формирований ГОЧС ОЭ;
• проводить учения и тренировки по ГОЧС ОЭ;
• проводить мероприятия, направленные на поддержание устойчивости функционирования организации в ЧС;
• организовывать планирование эвакуации работников и членов их семей;
• организовывать деятельность эвакуационных органов организации;
• организовывать накопление индивидуальных и коллективных средств защиты;
• поддерживать в состоянии постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;
• организовывать сбор информации в области ГОЧС и обмен ею.