МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
Институт социологии и регионоведения
Задание по модулю 2. Этнографический туризм.
Работу выполнила: Кофанова Анна
Студентка 1-го курса магистратуры
Направление подготовки:
Зарубежное регионоведение
Ростов-на-Дону – 2019
Этнографический туризм: сущность и специфика.
Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к знакомству с культурой, традициями, обрядами и творчеством народа. В современном стандартизированном мире человек стремится к самоопределению, изучая свои этнические корни, чтобы выделить себя на фоне других, обладать персональной историей и собственными, особенными для каждого культурными традициями. Знакомство с этническими особенностями других культур позволяет составить единую картину многостороннего мира с уникальными в своей индивидуальности народами и народностями. Этнический туризм содействует более тесным связям между представителями этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие. Отличительной чертой этнографического туризма может послужить то, что он привлекателен практически для любой категории туристов: иностранцев; граждан РФ; молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков; более старшей возрастной группы туристов. Как отдельный вид туризма этнографический туризм выполняет большое количество социальных функций. Выделим наиболее значимые из них: - этнографический туризм способствует толерантному отношению к представителям разных этносов; - помогает сохранить культурное, социальное и ландшафтноэкологическое многообразие; - обеспечивает финансовую поддержку музеев, театров и иных объектов культуры, имеющих большое значение не только для туристов, но и для местных жителей; - способствует укреплению чувства идентичности и дальнейшему сохранению культуры региона, на котором проживает та или иная этническая группа; - сохраняет многообразие и многоликость современного мира; - способствует возрождению местной кухни, местных способов изготовления традиционных предметов быта и ремёсел; - обеспечивает альтернативу постепенному экономическому спаду и депопуляции, которые грозят многим посёлкам (в частности создает новые рабочие места для местного населения); - повышает культурный уровень коренного населения, налаживает культурные связи с представителями иных культур. Наличие этнографических объектов – это главное условие правильной организации этнографического туризма. Этнографические объекты являются частью социально-культурных ресурсов, и используются при производстве туристских услуг и удовлетворении потребности в экскурсионном туризме. Этнографический объект содержит информацию об особенностях проявления традиционно-бытовой культуры этноса. Объект может быть как материальным, так и духовным. 1. Материальные объекты это: - жилища, памятники архитектуры, вспомогательные сооружения (амбары, навесы), исполненные в традиционном стиле и связанные с определенным периодом в культурной жизни этноса; - поселения этнического типа в местах наиболее компактного проживания представителей этноса; - культовые места и сооружения, которые отражают конфессиональную принадлежность основной части этноса; - места проведения народных праздников и обрядов; - этнографические музеи; - археологические памятники; - места погребения с надгробными сооружениями оформленными традиционно для этноса. 2. К нематериальным объектам относятся: представители того или иного этноса; фольклор; обряды и ритуалы, праздники и фестивали; народные обычаи и традиции; традиционные ремесла; традиционная медицина; национальная кухня. Этнографический туризм – элитарный вид туризма. Многие его формы требуют некоторой подготовки для более точного восприятия информации, следовательно, возникает необходимость формирования так называемой «культуры туриста». Этнографический туризм не должен существовать вне науки. Так как вся информация, предоставляемая туристам должна опираться на научные факты, в целях недопущения искажений в сторону религиозных догм или распространения националистических идей. Развиваясь, этнографический туризм, является фактором возрождения и развития национальных культур. Идет поиск забытых традиционных ремесел, создаются школы мастерства, сохраняется и популяризируется язык, традиции, обряды и обычаи. Таким образом, в этнографическом туризме заложена идея сохранения, преумножения и передачи потомкам историко-культурного наследия.
|
|
2. Особенности организации этнографических дестинаций.
На современном этапе, отражающем противоречивость процесса становления полноценного рынка отечественного этнокультурного туризма, большое значение для его последующего развития приобретают богатство и разнообразие ресурсной базы. Этнокультурная специфика, выступая побудительным мотивом для посещения, является мерилом ценности того или иного объекта и одновременно непременным условием развития этнокультурного туризма. При этом классификация и анализ структуры ресурсов этнокультурного туризма осуществляются на различных пространственных уровнях – от глобального, макрорегионального и национального до районного и даже локального. Вряд ли возможно отождествить все многообразие этнокультурных проявлений с этнокультурными туристскими ресурсами, и поэтому стоит помнить о количественном ограничении и качественной дифференциации последних. Этнокультурно-туристский потенциал – это совокупность различных категорий объектов и явлений этнографического, социокультурного, историкокультурного, природно-экологического и экономического порядка, более или менее значимых для организованного и самодеятельного этнокультурного туризма на определенной территории на современном этапе и в обозримой перспективе. В этом случае речь идет о более или менее полном перечне всех феноменов этнокультурной сферы вне зависимости от их реального использования. В подавляющем большинстве развитых стран любые объекты, исключая установленные законом или собственниками земли ограничения, рассматриваются как общедоступные для массового посещения. В частности, в Финляндии даже при наличии частной формы собственности доступ туристов и экскурсантов на лесные и полевые участки, к побережьям озер и морей для прогулок, сбора грибов и ягод фактически разрешен в подавляющем большинстве случаев. Феномены, прямо или опосредованно задействованные (или которые могут быть задействованными) в этнокультурном туризме, следует разделить на материальные (объекты) и нематериальные (духовная сфера). Оценка духовных феноменов этнической культуры ввиду очевидной сложности их стоимостной оценки для целей этнокультурного туризма представляется трудно выполнимой задачей. Например, как можно количественно оценить и сравнить такие феномены, как языки богослужения, историческая память или традиционный менталитет народа? Корректно ли сравнивать китайскую и болгарскую поэзию, эстетические каноны? Однако существуют вполне объективные данные, указывающие на большую привлекательность для широкой аудитории китайской, нежели филиппинской литературы. Среди различных категорий объектов, имеющих непосредственное отношение к этнокультурному туризму, можно выделить следующие: этнографические деревни и парки, этнографические, краеведческие, историкокраеведческие и архитектурно-исторические музеи, историко-культурные и природные музеи-заповедники, а также сохранившие выраженный этнокультурный колорит сельские поселения, городские кварталы и отдельные строения. Немалый интерес в качестве объектов этнокультурного туризма представляют практически все категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ), за исключением заказников. Органичное сочетание природоохранной, научно-исследовательской и туристско-рекреационной функций с учетом правового статуса и природноантропогенного характера образующих национальные парки территорий позволяет рассматривать многие из них как имеющие первостепенное значение для развития этнокультурного туризма. Национальные парки еще на заре своего зарождения (в США) были призваны обеспечить доступ к сохранившимся природным, а в Зарубежной Европе – также к культурным достопримечательностям весьма широкой аудитории, т.е. это форма ООПТ. Достаточно вспомнить, что лейтмотивом основания самых первых в мире национальных парков – Йеллоустонского и Йосемитского – послужило стремление экспонировать наиболее эстетически ценные естественные ландшафты. Именно возможность лицезреть нетронутую естественную красоту предопределила дальнейший характер использования соответствующих территорий в качестве всемирно известных природоохранных объектов. Особую роль в будущем развитии этнокультурного туризма в России призваны сыграть этнокультурные тематические парки. За рубежом, прежде всего в США, Канаде, Японии, ряде западноевропейских стран, а также во многих динамично развивающихся странах Азии посещение подобных аттракций уже давно признано весьма удачной формой проведения досуга, сочетающего развлечение с познанием. Во всех названных регионах и странах на протяжении последних десятилетий тематические парки устойчиво конкурируют с классическими дестинациями экскурсионно-познавательного туризма, насыщенными историко-культурными достопримечательностями. Особенно это обстоятельство актуально для США и ведущих азиатских стран, где широкие слои населения несколько уступают типичным европейцам по широте кругозора. К настоящему времени в мире существует несколько тысяч тематических парков. Среди них выделяются те, что ориентированы исключительно или в первую очередь на этнокультурные запросы посетителей. Тематические парки условно можно разделить на демонстрирующие этнокультурное своеобразие в пределах: 1) какого-либо района или локальной местности; 2) целой страны, например, в Джакарте; 3) отдельно взятого народа (типы румынских жилищ и пр.). Туристские ресурсы могут удовлетворять различные запросы и потребности туристов не только в комплексе, но и порознь. В практике западных стран сложилось, что при отсутствии наложенных в установленном порядке ограничений эти ресурсы рассматриваются как общедоступные для ознакомления и использования независимо от их формы собственности. Даже при наличии частной формы собственности на земельные участки, занятые лесом, водными объектами, доступ туда туристов и экскурсантов, скажем, для прогулок, сбора грибов и ягод фактически разрешен. Рекреационные ресурсы количественно ограниченны и качественно дифференцированны, а значит, имея характер экономического блага, требуют определенных затрат на воспроизводство. Более того, это приводит к различиям в результатах экономического использования. Рассмотрим наиболее значимые виды этнокультурных ландшафтов применительно к целям и задачам этнокультурного туризма. Становление облика агроландшафтов происходит при превалирующем влиянии хозяйственнокультурного типа. Но это не отрицает возникновения и дальнейшего развития этнокультурной специфики полевых и пастбищных угодий. В традиционной экономике, основанной на земледелии и животноводстве, полевым и пастбищным ландшафтам принадлежит ключевая роль в жизнеобеспечении соответствующих этнотерриториальных и этносоциальных групп. Но для значительной части представителей постиндустриального общества, т.е. потенциальных клиентов организаторов этнокультурного туризма, агроландшафты имеют не сугубо экономическое, а в гораздо большей мере – духовно-эстетическое значение. Агроландшафты подобно многим другим типам культурных ландшафтов несут для этнокультурно восприимчивого путешественника мощный поток информации, пробуждают игру фантазии. Представить без сельскохозяйственных угодий полноценную реконструкцию этнокультурных ландшафтов без преувеличения практически невозможно. Достаточно вспомнить, какие занятия в игровой форме предлагают посетителям этноориентированных тематических парков, этнографических деревень в Зарубежной Европе, Северной Америке, Японии, т.е. там, где посещение подобного рода объектов уже давно стало подлинно массовым явлением. Как правило, туристам и экскурсантам предлагается широкий выбор характерных для определенного исторического времени и места трудовых занятий. В частности, весьма популярны у посетителей тематических парков и этнографических деревень кузнечное, гончарное, ткацкое, швейное, ювелирное ремесла. Пользуются интересом и такие виды традиционных занятий, как сенокошение, заготовка дров, молотьба, стрижка скота. Особый интерес для развития этнокультурных путешествий представляют пахотные угодья. За редким исключением, в настоящее время в западноевропейских станах весьма трепетно относятся к облику исторически сложившихся культурных ландшафтов. Без преувеличения одной из первых стран в Европе, да и во всем мире, власти и жители которой всерьез озаботились вопросом сохранения традиционных культурных ландшафтов, можно считать Нидерланды. Неслучайно стало крылатым выражение: «Бог создал землю, а голландцы – Голландию». Специфический образ пространства и эмоциональный след, запечатлевшийся у путешественника в ходе посещения среды обитания той или иной этнокультурной группы, во многом покоятся на восприятии пахотных земель. Большинство путешественников при последующих описаниях этнокультурного колорита туристских дестинаций чаще всего упоминают именно о специфических чертах полевых ландшафтов. Классический пример – воспоминания наших соотечественников, европейцев или североамериканцев о визите в Восточную и Юго-Восточную Азию. Туристы в один голос вспоминают о тянущихся за горизонт рисовых чеках. Многим иностранцам, которым довелось пересечь Европу в широтном и меридиональном направлениях, Венгрия запомнилась «шахматной клеткой» громадных полей зеленого и желтого цвета. Свыше 3/4 всей территории этой восточноевропейской страны занято обрабатываемыми землями. Установление четкого ассоциативного ряда между территорией, культурноландшафтной обстановкой и этнокультурными особенностями населения служит важным основанием для создания и последующего продвижения туристского образа отдельной территории. На фоне объективного или кажущегося рядовым путешественникам сходства природных ландшафтов соседних или даже удаленных друг от друга местностей существенные различия в облике культурных ландшафтов имеют первостепенное значение для идентификации туристских дестинаций. В частности, экстрааридный тропический климат создал характерные морфоскульптурные особенности земной поверхности пустынь Сахары, Виктории и Долины смерти. В данном случае это едва ли не единственная возможность для рядового туриста выяснить точный адрес туристской дестинации по характерным особенностям культуры и внешнему облику тамошнего населения. Так, в первом случае это туареги верхом на верблюдах или вблизи своих шатров, во втором – полуобнаженные аборигены-австралийцы с раскрашенными телами либо белые фермеры-одиночки, а в третьем – индейцы, исполняющие молитвы в традиционных одеждах, да группы вездесущих и радостных американских туристов. Беллигеративные ландшафты представляют непреходящую ценность в качестве объектов познавательного, тематического и этнокультурного туризма. На всем протяжении всей истории человечество сопровождали войны. К сожалению, некоторая часть нашего вида не оставила в прошлом и будет продолжать в будущем эту кровавую традицию. Стало быть, на любом этапе развития этносферы ландшафты, затронутые или порожденные войной – ее угрозой, боевыми действиями, устранением ее последствий, – составляли неотъемлемый элемент освоенного тем или иным этносом или еще чаще – порубежного между этносами пространства. Старинные города с мощными фортификационными сооружениями-башнями, контрфорсами, перекидными мостами и другими сооружениями с окружающими их культурными ландшафтами необычайно притягательны для туристов и экскурсантов – участников событийных мероприятий. Без преувеличения во многом благодаря своим выдающимся памятникам военно-инженерного искусства Великобритания уже давно приобрела репутацию важнейшего в Европе центра массового организованного и самостоятельного этноориентированного туризма. К рекреационным ландшафтам принято относить территории с преобладающей функцией восстановления физических и душевнопсихических сил человека. Классическими примерами рекреационных ландшафтов прошлого могут служить многочисленные лесные массивы в Центральной России, многие из которых все еще сохранили изначально свойственную им линейную вытянутость. В просторечье такие лесные полосы по-прежнему чаще всего именуются посадками, что подчеркивает искусственный характер их возникновения. В качестве примеров подобного рода можно привести окрестности степного Воронежа. Нынешняя охранная лесная зона этого города-миллионера своим существованием обязана активным работам по лесоразведению, развернувшимся в Центральном Черноземье еще в последней четверти XIX – начале XX в.. Культурные ландшафты настолько специфичны, а нередко уникальны, что это позволяет говорить о четкой привязке их облика, характера и структуры применительно к каждой исторической эпохе, культурно-географической провинции, региону, этнокультурной группе. В частности, в рекреационных ландшафтах как в зеркале отражаются уникальные и специфические для каждого этапа этногенеза, для любой этнокультурной группы принципы организации сообществом освоенного пространства. Несмотря на постоянные преобразования в городах, сетка улиц отличается известной инерционностью. Достаточно бросить беглый взгляд на кривые улочки исторических городов, побродить по бесконечному лабиринту средневековых кварталов, чтобы в этом убедиться. Так, центральная улица в городе Пореч на полуострове Истрия (Хорватия) почти в точности (по ширине, протяженности) унаследована от древнеримской эпохи. Согласно теории советского градостроительства и районной планировки, в условиях современной застройки частичная или полная перепланировка городских улиц определяется временем физического износа зданий, а значит, возможна не ранее чем соответственно через 75-80 и 140-150 лет. Другим видом ландшафтов являются горнопромышленные ландшафты. Нередко их связывают если не исключительно, то преимущественно с современной стадией развития мировой цивилизации. С середины минувшего века было использовано свыше 90% от всего объема ресурсов, добытых человечеством за всю его историю. Тем не менее, добыча ценных полезных ископаемых насчитывает не одно тысячелетие. Горнопромышленные ландшафты занимают особое место среди объектов туристско-экскурсионного показа многих туристских дестинаций мира. В немалой степени горнопромышленным ландшафтам отводится особая роль в деле сохранения исторической памяти у коренного населения и продвижения имиджа туристских дестинаций. В первую очередь это относится к странам, традиционно специализирующимся на этом виде деятельности. Итак, благодаря отчасти сохранившимся материальным элементам те или иные культурные ландшафты обладают потенциалом к туристскому использованию в не музейном, а «живом» виде. Это чрезвычайно ценно для продвижения массового этнокультурного, в первую очередь этнопознавательного туризма. Зачастую для сохранения основ традиционных этнокультурных ландшафтов требуется целенаправленная модернизация, прежде всего, кардинально улучшающая транспортную и социальную инфраструктуру. На первый взгляд этнокультурный комплекс сельского сообщества, представленного рядом населенных пунктов, через которые проложена новая шоссейная или гравийная дорога, априори подвержен высокому риску скорейшей деградации. Но российская действительность, к счастью, демонстрирует немало обратных примеров. Напротив, именно отрезанные от регулярных коммуникаций местные сообщества по причине негативного влияния демографического и экономического факторов испытывают на современном этапе самые серьезные проблемы с поддержанием этнокультурных традиций. Характерная для значительной части сельских территорий России, особенно Нечерноземья, вынужденная транспортная изоляция немногочисленных групп пожилых людей – последних носителей весьма колоритных этнокультурных традиций – лишь в течение короткого времени может способствовать привлечению туристов этнокультурной направленности. Неперспективные села и деревни по мере физического вымирания их обитателей и прогрессирующего упадка инфраструктуры и социокультурной сферы стремительно теряют свою былую этнокультурную привлекательность. В частности, в Ленинградской области из некогда полноценной сети вепсских по составу жителей сельских населенных пунктов к настоящему времени осталось лишь два. С учетом влияния строящегося поблизости портового терминала в Усть-Луге указанному очагу угрожает весьма скорая этнокультурная эрозия. Органичность этнокультурным ландшафтам придает, прежде всего, воспроизводство важных элементов традиционной культуры. Однако даже беглого взгляда на колхозные или совхозные поля в любом из сельских районов Центральной России достаточно для того, чтобы убедиться в наличии ряда привнесенных за последние полтора столетия черт. Так, в индустриальную эпоху для русской деревни стали привычными элеваторы, механизированная техника, новые агрокультуры и прочие блага современной цивилизации. Размывание прежнего сельского уклада жизни из-за постоянного оттока и без того малочисленной когорты молодежи чревато неминуемой утратой этнокультурными ландшафтами специфических черт, ранее служивших индикаторами локальной культурной инаковости местного сообщества. Едва ли не единственная возможность стабильного использования в отдаленном будущем указанной категории сельских населенных пунктов в рамках этнокультурного туризма – скорейшая консервация наиболее интересных и репрезентативных объектов. Неслучайно многие специалисты и общественные активисты, борющиеся за спасение традиционных культур, ратуют за неотложное превращение подобного рода «локусов» в этнографические музеи под открытым небом. В высокоразвитых странах за последние десятилетия был принят целый пакет законодательных актов, запрещающих или, по крайней мере, существенно ограничивающих легитимность сколько-нибудь заметных изменений в режиме природопользования и охраны. Тем не менее, явные признаки продолжающейся трансформации культурных ландшафтов обнаруживаются и в подавляющем большинстве высокоразвитых стран.
|
3. Сложности развития этнографического туризма.
Этнотуризм является на сегодня одним из самых перспективных направлений туристического бизнеса, привлекающей огромное число любителей всего необычного и неизведанного. Распорядиться мировым культурным наследием с пользой и без ущерба - вот главное направление работы этнической туриндустрии сегодня.
Этнотуризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнотуризм содействует более тесным связям, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.
Этнотуризм требует от туристов большой культуры поведения, деликатности к местным обычаям и образованности. Его можно назвать туризмом элитарным, а не массовым.
На сегодняшний день почти в каждом регионе России получают развитие проекты в области этнографического туризма. Как правило, каждому желающему вместе с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями предлагается занятия ремеслами, пешими или конными прогулками, оздоровительными мероприятиями, рыбалкой, общение с домашним скотом. Вы также может принять участие в традиционных праздниках и обрядах, попробовать блюда национальной кухни и приобрести в качестве сувениров предметы традиционного быта. Этнический туризм -- одно из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этноязыковую культурную составляющую. Этнический туризм может быть как внутренним, (например посещение российской глубинки городскими жителями с целью ознакомления с архаичными говорами, фольклором, бытом, культурой и языками автохонных народов), так и внешним, который связан с посещением исторической родины или мест рождения родственников.
Самой распространенной программой этнического туризма в России является посещение русской деревни 18-19 веков. Турист может побывать в исконно русской избе, понаблюдать за бытом и старорусскими обрядами и традициями.
Этнический туризм подразделяется на два основных вида - традиционный и ностальгический. Их объединяют ярко выраженные этнокультурная и языковая составляющие.
Традиционный этнический туризм чаще всего является внутренним и предполагает ознакомление горожан с бытом, культурой, языком соотечественников, сохранивших архаичный уклад жизни. Кроме того, нередко он предусматривает посещение музеев, где воссозданы условия жизни многовековой давности. Традиционный этнический туризм может базироваться и на ознакомлении с культурой и бытом автохтонных народов, проживающих на территории данной страны. Типичным примером служат поездки в резервации индейцев, практикуемые в США.
Ностальгический этнический туризм предполагает посещение путешественниками своей исторической родины, поэтому достаточно часто он является внешним. Особенностью ностальгического туризма является более высокий возраст туристов. Например, начиная с 1990-х годов, в СНГ, пострадавшие от многочисленных войн, приезжает немало бывших жителей Советского Союза. Обстоятельства судьбы разбросали их по разным странам и ностальгический туризм дает им возможность снова увидеть историческую родину.
Этнический туризм имеет цель ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий.
В России этнографический туризм не входит в число эталонных видов туризма и не имеет нормативно-правовой базы. Этнографические туры туристическими фирмами представлены.
4. Существующие этнографические дестинации в регионах Южного федерального округа.
В Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 1538-р, заложено активное развитие таких туристских кластеров, как пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий), горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки); оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон), экологический туризм (дельта реки Волги, г. Майкоп), культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия).
В Республике Адыгея идет строительство туристско-рекреационного комплекса "Хаджох" и Свято-Михайловского туристского спортивного оздоровительного комплекса.
В Республике Калмыкия разрабатывается проектно-сметная документация таких инвестиционных проектов, как создание визит-центра "Природный парк", строительство туристского комплекса "Туристско-рекреационный бальнеологический комплекс", создание агроэкостоянки "Ойратский стан".
Астраханская область ведет работы по проектам в сфере развития туристской инфраструктуры (туристско-рекреационный кластер "Астраханский", проекты культурно-познавательного туризма "Сарай-Бату - столица Золотой Орды", проект экологического и культурно- познавательного туризма "Парк рыбного периода" в Володарском районе) и создания автотуристских кластеров в Наримановском районе.
5. Существующие этнографические дестинации в регионах Северо-Кавказского федерального округа.
В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в настоящее время развиваются лечебно-оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, паломнический, сельский, специализированный (археологический, конный, спелеологический, этнографический) туризм, организуются охотничьи и рыболовные туры.
В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, для которого лечебно-оздоровительный туризм является специализированным направлением, входят гг. Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, а также Минераловодский, Георгиевский и Предгорный районы Ставропольского края, Зольский район Кабардино-Балкарской Республики, Малокарачаевский и Прикубанский районы Карачаево-Черкесской Республики.
Приоритетным направлением туристской отрасли Северо-Кавказского федерального округа является лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм, стимулирующий развитие культурно- познавательного, делового, экологического, спортивного, этнического туризма.
6. Существующие этнографические дестинации в Республике Азербайджан.
Во-первых, в Стране Огней обнаружены поистине одни из старейших очагов мировой цивилизации. В Азыхской пещере в Нахичевани археологами открыты множество культурных слоев, в которых находятся свидетельства обитания этого региона давностью до 700 тысяч лет. А историко-художественный заповедник Гобустан хранит предметы культуры и образцы наскальных рисунков, чей возраст насчитывает 15 тысяч лет.
Во-вторых, современный Азербайджан унаследовал большую часть территории древнего государства Кавказская Албания. Оно было образовано во II веке до н.э. союзом 26 племен, а его столицей на протяжении шести веков являлся город Кабала. Остатки древней Кабалы можно изучить на одной из экскурсий из современного азербайджанского города Габала. Потомки некоторых из этих племен, некогда основавших Кавказскую Албанию, проживают в горах Азербайджана и сегодня.
Этнографический туризм основан на интересе путешественников к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными обычаями, обрядами, творчеством и бытом. Специалисты отмечают, что этно-туристам интереснее всего останавливаться в сельских домах. Там они могут напрямую пообщаться с местными жителями, попробовать аутентичную пищу, нарядиться в национальные одежды, узнать о нравах и традициях и даже самому попробовать создать образец ремесленничества, которым славится регион.
Для развития этнотуризма азербайджанские власти проводят с хозяевами таких домов специальные тренинги, на которых объясняют, как нужно общаться с гостями и какие условия должны быть созданы для их комфортного пребывания.
Настоящий этно-тур подразумевает максимальное погружение путешественника в жизнь местного населения. Собственные наблюдения, непосредственное пребывание среди интересующего народа приобщает туриста к новой для него культуре. Он впитывает ее, становится ее носителем.
Известны случаи, когда иностранцы настолько глубоко проникались Азербайджаном, что влюбившись в национальный танец или музыкальный инструмент потом участвовали в выступлениях народных ансамблей, а освоив секреты древнего ремесла, уже у себя на родине устраивали выставки, посвященные творчеству Страны Огней.
Поселки долгожителей
Азербайджан издавна считался регионом самого высокого долголетия и славился своими долгожителями. Именно поэтому неизменной популярностью у иностранцев пользуются уникальные экскурсии на юг Страны Огней, в горы Лерикского района, в поселки, где живут старцы, многим из которых более ста лет. Именно тут проживают около 500 человек, кому уже исполнилось 90 и более лет и свыше 100 людей, чей возраст перевалил за сотню.
В городе Лерик даже есть единственный в мире «Музей долгожителей», в котором собраны документальные свидетельства, фотографии и личные вещи многих азербайджанских старцев. Всего в музейной экспозиции представлено более 1200 экспонатов. Помимо регулярных туристических групп со всего света музей уже посетили послы Израиля, Иордании, Бельгии и Франции.
Одними из самых известных сверхдолгожителей Страны Огней можно назвать Махмуда Эйвазова, который прожил 152 года и в возрасте 148 лет был награжден орденом Трудового Красного Знамени, известную ковроткачиху Зибейду Шейдаеву, которой на момент смерти было 119 лет, и Меджи Агаева, прославленного пастуха и скотовода, который прожил до 143 лет. Еще одним знаменитым долгожителем считается Ширали Муслимов, чей возраст по некоторым источникам составлял 168 лет, однако ряд специалистов допускает, что эта цифра преувеличена на 15-20 лет.