Уникальные и редкие этносы




Удины

Всего в мире насчитывается около 10 тысяч удин, 6 тысяч из которых проживают на территории Азербайджана. Это древний народ, являющийся потомком кавказских албанцев и имеющий свой самостоятельный язык. Первые упоминания об удинах датированы V веком до н.э. В Габалинском районе в селе Нидж проживает около 4 тысяч представителей этого уникального народа.

Селение окружено фруктовыми и ореховыми садами, здесь выращивают фундук, каштаны, грецкий орех, хурму и мушмулу, также разводят тутового шелкопряда. Особую славу за необыкновенный вкус и аромат имеет местный пчелиный мед.

В Нидже нет гостиниц, но благодаря гостеприимству удин, путешественники могут остановиться в одном из домов местного населения. Во время путешествия в Нидж туристы смогут познакомиться с аутентичной кухней народа удинов (фыррама – фаршированная индейка из тандыра или плов с фасолью – чилов), а также узнать много интересных подробностей их языка и культуры. К примеру то, что до сих пор в их очагах и днем, и ночью горит негасимый огонь. Это говорит о пережиточном сохранении культа зороастризма.

Хиналугцы

Этот малочисленный этнос, проживающий на северо-востоке Азербайджана насчитывает всего около 2,5 тысяч представителей. Хиналугцы считаются самым высокогорным народом страны и также имеют свой собственный уникальный язык, который способны понимать лишь представители этой национальности. В самобытном алфавите этого языка ученые насчитали 72 буквы, а в самом языке – 16 падежей. Все хиналугцы считают себя потомками Ноя.

В Губинском районе, в горах на высоте 2200 метров расположена деревня Хыналыг, в которой проживают около 2 тысяч представителей народности хиналугцев. Хыналыг называют «островом среди гор» и «музеем под открытым небом». Деревня признана заповедником, и в ней запрещено возведение новых строений, а большинству домов здесь примерно 200-300 лет. Все дома сложены из булыжников, крыша одного часто служит двориком для другого.

Переночевать в селении возможно в гостях у местных жителей или же в палатках. Надо отметить, что в домах практически полностью отсутствует мебель, вдоль стен разложены разного рода тюфяки, подушки и одеяла. Познакомиться ближе с культурой хиналугцев можно не только общаясь с местными жителями, но и посетив историко-этнографический музей поселка.

Хыналыг находится в окружении пещер, пиров (мусульманских святынь), храмов и атешгяхов (храмов огня). Особенно много в окрестностях деревни пиров, почти в каждом из которых могила, где покоится святой. Практически в каждом пире на стенах изображена сцена жертвоприношения Ибрагимом своего сына Исмаила, также каждый пир считается панацеей от определенной болезни.

Горские евреи

Предки горных евреев прибыли из Персии и Месопотамии в Восточное Закавказье приблизительно в V веке. Известно, что правители Хазарского каганата в IX веке перешли в иудаизм именно под влиянием, оказанным горскими евреями – единственными носителями этой религии в регионе. На сегодняшний день диаспора горских евреев в Азербайджане составляет около 7 тысяч человек и считается самой большой еврейской общиной страны.

Единственным компактным местом проживания горских евреев на всем постсоветском пространстве считается поселок Красная Слобода (Гырмызы Гасаба) в Губинском районе Азербайджана. Население поселка насчитывает приблизительно 4 тысячи человек, которые до сегодняшнего дня являются носителями своего родного языка – джухуро. Красную Слободу часто называют «Иерусалимом Кавказа», сюда регулярно на экскурсии приезжают туристы.

В поселке воссоздается традиционный образ жизни горских евреев. В последние 300 лет их община традиционно занималась земледелием, садоводством и ковроткачеством. А одной из основных традиций горских евреев считается гостеприимство. Сегодня поселок Красная Слобода представляет собой современный населенный пункт из девяти кварталов, архитектура которого представлена стильными двух- и трехэтажными коттеджами и синагогами.

Молокане

Молокан нельзя назвать полноценным этносом или народностью, это духовное течение, близкое по своей сути к христианским идеям. Однако именно приверженность своим идеалам и наставлениям праотцов делает их хранителями уникального и самобытного мировоззрения, не имеющего аналогов. Не смотря на близость к христианству, они не признают икон, распятий, священнической иерархии и почитания святых, не совершают крестного знамения и не употребляют свинину, спиртное и табак.

Сами молокане называют себя «духами», а термин молокане произошел от того, что в период установленных православной церковью постов они продолжали употреблять в пищу молоко, как один из самых распространенных среди крестьян продуктов. Именно из-за религиозных гонений переселенцы-вольнодумцы примерно 170 лет назад перебрались из Российской Империи в Азербайджан и основали деревню Ивановка, которая находится в Исмаиллинском районе. Сегодня в Азербайджане молокане занимаются тем же, чем их предки занимались многие века до этого – земледелием. В Ивановке по сей день действует и развивается Колхоз имени Никитина – единственный колхоз на территории стран постсоветского пространства. В деревне проживает около 3 тысяч человек. Примечательно, что в Ивановке нет церкви, зато действует молельный дом, в который не пускают туристов, и фотографироваться в нем также запрещено. Помимо Азербайджана молоканские общины проживают в США, Мексике, Грузии, Украине и России.

Поселки ремесленников

Лагич

Небольшой и очень живописный поселок в Исмаиллинском районе признан историко-культурным заповедником и включен в перечень туристических маршрутов «Великий Шелковый Путь». Знаменит Лагич прежде всего своими ремесленниками: уже многие века местные мастера хранят традиции изготовления медной утвари и холодного оружия, производства кожаных изделий и ковроткачества.

Медные изделия, изготовленные руками лагичских умельцев, были выставлены в Лувре, а в экспозициях Бернского музея до сих пор представлены ножи, сабли и кинжалы с драгоценными камнями и гравированным орнаментом, родом из Лагича. Сафьяновые кожи местных мастеров считаются одними из лучших в Закавказье и неизменно пользуются популярностью у торговцев с самых давних пор. Ковры из Лагича также отличаются разнообразными орнаментами, традиционными для здешних мест, и многоцветием. Благодаря своим художественным качествам и они приобрели мировую известность.

Лагич представляет собой небольшой поселок на высоте 1375 метров над уровнем моря, с населением приблизительно в 1 тысячу человек. Абсолютное большинство населения тут составляют таты. Лагич считается памятником средневекового градостроительного искусства с мощеными камнем улицами и площадями, а также системами канализации и водоснабжения, возраст которых составляет не менее 1000 лет. Все дома поселка также выполнены из камня и оснащены деревянными перемычками для защиты от землетрясений.

К достопримечательностям Лагича в первую очередь стоит отнести мечети XVIII-XIX веков, в одной из которых располагается краеведческий музей, а также несколько действительно необычных домов местных жителей. Например, 3-этажный дом Гаджи Паши XVIII века, состоящий из 73 комнат, который строили в течение 14 лет.

Баскал

Еще одним историко-культурным заповедником на территории Исмаиллинского района признан поселок с населением в 1,5 тысячи человек, располагающийся на высоте 998 метров над уровнем моря – Баскал. Он был основан в IV веке и с тех самых пор славится непревзойденным мастерством шелкоткачества. Визитная карточка Баскала – «келагаи», женские расписные шелковые платки.

Келагаи настолько самобытны и красивы, что в 2014 году были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Самыми ценными келагаями считаются те, в убранстве которых используются 6 или 7 цветов. Именно такие до сих пор производят в Баскале. Также только тут сохранился древний способ нанесения рисунка на платки.

Помимо шелковых изделий высочайшего качества Баскал славится своей древней историей и неповторимой природной красотой. Архитектура поселка знаменита замками и мечетями. Остатки стен крепости XIV века в несколько метров толщиной удивляют многих туристов, а средневековые мечети IX и XIV веков считаются еще старше крепости.

Так как Баскал находится на достаточно небольшом расстоянии от Лагича, градостроительные принципы здесь весьма схожи. Узкие улицы также вымощены камнями, под которыми спрятана тысячелетняя система канализации, а аккуратные дома из речного камня оснащены деревянными перемычками на подобие лагичских.

Как правило, все экскурсии по Баскалу начинаются от огромной чинары, посаженной еще в XVI веке. За 500 лет дерево разрослось и стало таким огромным, что в советские времена внутри его дупла была чайхана. Сейчас чинара считается уникальным памятником и охраняется государством.

 

7. Существующие этнографические дестинации в Республике Грузия.

Этнографический музей расположен прямо под открытым небом на склоне у Черепашьего озера в парке Ваке. Создатель музея, этнограф Георгий Читая, фактически воспроизвел на небольшом участке земли всю страну в миниатюре: здесь представлены традиционные дома и хозяйственные постройки, предметы интерьера и орудия труда, собранные со всех регионов Грузии.

Этнографический музей — отличное место для познавательной экскурсии жарким летним днем, которую можно совместить с посещением находящегося неподалеку Черепашьего озера.

 

8. Существующие этнографические дестинации в Республике Армения.

В основе происхождения армян лежит библейское сказание о том, что один из правнуков Ноя – Торгом, еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Один из сыноей – Айк и стал родоначальником армян. Сквозь тысячилетия менялась территория Армении (в период процветания Армянской империи она составляла 300 тыс кв. км., а сегодня – 30 тыс кв. км). Нынешняя столица Армении – Ереван основана в 782г. до н.э. и на 29 лет старше Рима [12, с. 3]. В течении своей многовековой истории Армения претерпевала взлеты и падения, но сквозь тысячелетия сохранила свою этническую самобытность, чем и обусловлен большой интерес туристов всего мира к этой маленькой стране.

Изучение и объективное представление историко-архитектурных, археологических и культурных памятников Армении имеет важное значение для развития туризма в регионах страны, а обоснованное районирование – это одно из необходимых условий устойчивого развития туристской дестинации. Армения является мононациональным государством, на ее территории переплетается огромное количество исторических и культурных течений и направлений. Находясь на перекрестке Европы и Азии историческая Армения одновременно и «впитала» в себя различные культурные особенности соседних этносов, и повлияла на становление и развитие этих этносов с точки зрения культуры, языка и религии. Армения не только первая страна в мире принявшая христианство в качестве государственной религии, но и одна из первых в мире по количеству сохранившихся христианских манускриптов и памятников (церквей, хачкаров и др.) [7, с. 10, 1 с.2]. Только в Институте древних рукописей Матенадаран в Ереване чранится более 11 тыс. целых манускриптов на армянском языке и 262 фрагментов древних книг [6, с.7].

Этнографический и религиозный туризм на сегодняшний день являются одними из приоритетных направлений развития индустрии туризма республики Армения.

Одновременно, регионы Армении, будучи населенными в большинстве армянами, имеют очень значимые культурные различия, которые выражены не только в искусстве, архитектуре, диалекте, ремеслах, но и в мировозрении и традициях. Все эти отличия образуют интересный для иностранного туриста колорит, что должно быть исследовано для разработки нового туристского продукта. Районирование на основе мультикультуризации также может стать эффективным инструментом для разработки альтернативных вариантов международного сотрудничества в рамках формирования международных туристских кластеров с участием Армении.

9. Существующие этнографические дестинации в Турецкой Республике.

В городе Анкара и его окрестностях за девять веков истории накопилось очень много бесценных артефактов, представленных в огромной коллекции экспонатов и расположенных в Этнографическом музее. Его здание легко распознать по стенам, которые отделаны белым мрамором.

Итальянский художник в 1927 году по просьбе Управления народного образования сделал из бронзы статую Мустафы Кемаля, которая сегодня установлена у входа в музей. В этом музее собраны все коллекции, которые характеризуют быт и культуру населения, в том числе национальная одежда, мусульманские ковры, разнообразные ткани, фаянсовые, текстильные изделия и народные музыкальные инструменты. К тому же само здание музея является отдельным достаточно ценным экспонатом.

Открытие музея

Музей находится на территории мусульманского кладбища, расположенного на холме Намазга. Этот холм в конце 1925 года получило в подарок Министерство национального образования для открытия здесь музея. Здание возводилось по проекту известного архитектора Коюноглу.

В Стамбуле для сбора и приобретения артефактов в музей, в 1924 году была организована специальная комиссия, возглавляемая профессором Селал Эсада. Спустя два года подбор экспонатов завершили — их насчитывалось больше тысячи. В это период в музее был назначен директор. Торжественное открытие Этнографического музея состоялось летом 1930 года, в честь приезда афганского короля.

Временный мавзолей

В конце 1938 года во дворе Этнографического музея был построен временный мавзолей реформатора Турции, тело которого лежало здесь до 1953 года — до завершения строительства Мавзолея Ататюрка. На протяжении пятнадцати лет этнографический музей выполнял роль мавзолея.

Сюда приезжали с визитами официальные делегации разных стран, президенты, послы и обычные граждане, приобретая путевки в Турцию. Сегодня здесь хранится плита, изготовленная из белого мрамора, на ней указан период, когда тело Ататюрка находилось в музее. После 1953 года в здании провели реставрационные работы и подготовку музейных экспонатов к Международной неделе музеев, состоявшейся в конце 1956 года.

Архитектура музея

Здание построено в прямоугольной форме, а крышу украшает один купол. Каменные стены оформлены мрамором и грубым песчаником, а фронтон — резными украшениями. Возле музея установлена лестница, состоящая из двадцати восьми ступеней. В здании есть вход, созданный из трех частей, которые разделены четырьмя колонами с арками.

Через главный вход можно попасть в зал, расположенный под куполом и внутренний дворик, который украшает колоннада. Вначале в центральной части двора находился мраморный бассейн, а крыша в здании была открыта. Но после использования музея как временного мавзолея, крышу перекрыли, а бассейн переместили в сад. Внутренний двор симметрично окружают залы здания. Рядом с музеем построен двухэтажный административный комплекс.

Залы музея

Экспозиция музея представлена собранием примеров искусства Турции с сельджукского периода до современности. С правой стороны от входа в музей находится зал, который посвящен свадебным церемониям.

Здесь можно увидеть свадебные платья из разных городов Анатолии и всевозможные свадебные атрибуты.

В соседнем зале представлены образцы и методы известной турецкой вышивки. Дальше находится отдел, где представлены турецкие ковры ручного плетения и ковровые изделия. В следующем зале можно познакомиться с культурой Анатолии по приготовлению кофе. Также в музее имеется отдел, который посвящен церемонии обрезания.

С левой стороны от входа находится секция стекольных и плиточных изделий Турции, посуды из керамики и фаянса. Дальше идет зал, где расположены экспонаты подаренные Бесим Аталаем. Кроме того, в музее есть отделы, которые знакомят посетителей с лучшими артефактами из дерева времен сельджуков и искусством Османской каллиграфии.

10. Существующие этнографические дестинации в Исламской Республике Иран.

Исфахан нам рекомендовали как самый красивый город Ирана, но увы… Нам гораздо больше понравился Шираз, а Исфахан занял предпоследнее место в нашем рейтинге лучших.
Жили мы в отеле «Abbasi Hotel». Отель по фото выглядит шикарным дворцом шейха, а по факту оказалось, что он когда-то возможно и был им, но не теперь. Ему бы не помешал хороший ремонт. Весь шик затерся и потрескался. Жить в целом комфортно, все чисто и цивильно, но ожидания он конечно не оправдал.
Выделить в Исфахане хочется Площадь Имама (Naqsh-e Jahan Squere) и Мечеть Шаха (Naqsh-e Jahan Mosque) которая считается шедевром персидской архитектуры и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шираз
Пожалуй, самый красивый город из всех, что нам удалось увидеть в Иране. Количество достопримечательностей здесь зашкаливает. Одна только Розовая мечеть (Nasir ol Molk Mosque) стоит того чтобы приехать сюда. Свет, проходящий через разноцветные витражные окна мечети, делает ее невероятно красочной. Разноцветные блики заливают всю мечеть красивым световым рисунком. Фотокамера не передает всей этой красоты. На стенах мечети очень красивая персидская мозаика.

В мечети Shah-e-Cheragh Shrine туристов встречает англоговорящий гид, а женщин кутают в огромную простыню. Ходить разрешают только по территории, в саму мечеть туристов не пускают. Но территория красивая. Можно увидеть золотые стены мечети и зеркальные комнаты. Снимать нам там не разрешили, только фото здание с улицы и женский наряд из мечети в Кашане:
Дом персидской знати Qavam House. Очень красивый музей, комнаты с зеркальными стенами и потолками. Уникальные росписи, мозаика, предметы интерьера, сад с фонтанами.

Сад Eram Garden (Baq e Eram)
Парк созданный женой последнего шаха. Потрясающий дворец с комплексом фонтанов, прудами, речкой и огромными плантациями роз всех возможных цветов и сортов. Место приятное. Такой себе оазис в пустыне.
Гробница Хафиза (Tomb of Hafez).
Мавзолей знаменитого персидского поэта 14 века представляет из себя беседку с колоннами. Украшен мозаикой. Это небольшой парк, окружен кипарисами и цветами. Просто приятное место.
Йезд (Язд)
Был признан ЮНЕСКО городом, городская застройка которого является второй по возрасту во всем мире.
Построенный преимущественно из глины город существует с III тысячелетия до н. э. В городе сохранилось много архитектурных памятников и культурных реликтов древних времён. Йезд — один из главных центров зороастрийской культуры (огнепоклонение), зародившейся здесь задолго до ислама.
В Йезде сохранился огромный старый город в том виде, в каком он был много веков назад. Дома здесь из смеси камней, глины и опилок. На стандартные иранские города Йезд не похож. По своей атмосфере напоминает скорее старый Тбилиси. Расположение на возвышенности, узкие улочки в теплых тонах.
Город очень насыщен историческими памятниками.
Жили в отеле Dad Hotel*** YAZD, Tenth Ave., Farvardin St. Отель очень понравился, все очень чисто, красиво, свежий ремонт.
Главная мечеть города Masjed-e Jameh (Пятничная мечеть). Красиво и величественно.
Amir Chakhmaq Complex.
Огромный комплекс, который включает в себя площадь, мечеть, фонтан, базар, пруды. Считается самым известным историческим памятником Йезда.
Башни Молчания
Это древнее зороастрийское кладбище. Находится на окраине города.
Зороастрийцы не хоронили и не кремировали умерших, а оставляли тела на вершинах высоких башен, где птицы склевывали их тела. Они считали, что мертвые являются «нечистыми», не только из-за разложения, а потому, что демоны и злые духи, устремляются в тело, когда его покидает душа. Поэтому захоронение в земле и кремация рассматривались как загрязнение природы. После того, как птицы склевывали плоть с костей, кости собирались в яму в центре башни, куда добавляли известь, чтобы кости разрушались. Процесс занимал около года. В 1970-х годах такие обряды были признаны опасными для окружающей среды и запрещены. Кстати, такая традиция до сих пор имеет место в Индии. В настоящее время представители зороастрийской религии практикуют похороны в цементе, что предотвращает осквернение земли и огня.
На левой башне хоронили мужчин, на на правой женщин.
Кашан
Мы приехали в Кашан ради сафари на джипе. Т.К. по близости от города находится подземный город, пустыня и почти высохшее соленое озеро.
Сам город маленький. Как и везде огромный рынок и главная площадь с мечетью
Здесь стоит посмотреть дома богатых купцов и торговцев коврами. Можно купить один билет в три главных дома - Tabatabei, дворец Abbasian и хаммам Sultan Mir Ahmad (около 10$).
Особо хотелось бы выделить хаммам Sultan Mir Ahmad. На крыше здания расположены купола разных размеров с вставками из стекол. Внутри тоже очень красиво.

Подземный город (Underground City)
В городке Нушабаде рядом с Кашаном находится подземный город который местные называют «Уи». Этот город имеет возраст около 1500 лет. Он использовался местными жителями как убежище от нашествия врагов. Питьевую воду брали из подземных колодцев и каналов.
Общая протяженность города неизвестна. Помещения, которые исследованы насегодняшний день, расположены на трех этажах. Риск просадки почвы препятствует исследованиям. На сегодняшний день подземный город «Уи» является самым крупным сооружением подобного рода в мире.
на выходе вкусный турецкий кофе с розовой водой
Пустыня Маранджаб
Закат в пустыне, как всегда, зрелище захватывающее и невероятное. По дороге можно встретить стайки диких верблюдов, которых подкармливают едой туристы и иранцы, приезжающие на отдых в пустыню. Иранцы очень любят путешествовать по своей стране, отдых с палатками и барбекю на природе.

Соляное озеро
Практически высохшее озеро расположено прямо в пустыне. Издалека выглядит как снег, но на самом деле настоящие кристаллы соли (мы пробовали)). Довольно необычно.

Башня Свободы (Azadi Tower)
Главный символ Тегерана. Выполнена из белого мрамора. На башню можно подняться. Вид с низу понравился больше.

Golestan Palace
Музей принадлежит Национальному банку Ирана.
Большой дворец, состоит из около 20 зданий среди которых мраморный зал, этнографический музей, музей фотографии, бриллиантовый зал и другие. Здесь можно увидеть невероятные богатства иранских шахов. Красивейшая мозаика, нереальные зеркальные залы и уникальные предметы интерьера.
Бывше посольство США
Шах Моххамед Реза Похлеви с семьёй бежал в Америку, после чего иранцы взяли в заложники американское посольство и требовали выдать его. 52 человека держали в заложниках 444 дня. В итоге смерть шаха в 1980 году и начавшаяся война Ирана с Ираком побудили иранское правительство вступить в переговоры и заложники были освобождены.
С тех пор на заборе уже бывшего американского посольства красуются рисунки антиамериканского содержания.

Iran Ebrat Museum
Это жуткое место — тюрьма, где в нечеловеческих условиях содержались политические заключенные в 1970-хх годов. Здесь воссоздали атмосферу тех лет. Показывают фильмы, где в главных ролях бывшие заключенные этой тюрьмы. На всеобшее обозрение выставлены манекены истерзанных людей и пытающих их надзиретелей. Жестокости больше чем там, наверное не видели даже при посещении Освенцима. Впечатлительным не рекомендуется. Снимать там запрещено.

11. Вызовы и угрозы развития туризма в Черноморско-Каспийском регионе.

В настоящее время на территории Республики Крым расположено 825 коллективных санаторно-курортных организаций и гостиниц, из них 151 учреждение предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение, 316 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений - услуги по временному размещению. Таким образом, количество крымских здравниц, занимающихся как лечением, так и оздоровлением, составляет 467 объектов.

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в Ялтинском районе. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в г. Евпатория.

В коллективных средствах размещения за последние несколько лет размещались в среднем 1,2 млн. человек или 1454 человека на одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), что свидетельствует о недозагруженности имеющихся средств размещения.

Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют 4,5 тысяч домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор - принимает свыше 80 процентов всего туристского потока (4 млн. туристов в год), при этом ключевой проблемой этого сектора является высокий уровень "тенизации" - частные домовладения не подлежат налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех коммунальных службах). На протяжении последних 20 лет проблема урегулирования деятельности и налогообложения частного сектора крымской туристической индустрии не решалась. Для ее решения требуется внедрить ряд правовых инструментов (классификация объектов размещения и введение налогового патента для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на период курортного сезона).

Общая протяженность пляжей Республики Крым составляет 517 км. На территории Республики Крым расположено 560 пляжей, из которых 10 получили сертификаты "Голубой флаг" Фонда экологического образования, тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха.

В Республике Крым осуществляют туристическую деятельность 208 туроператоров. В реестр специалистов туристского сопровождения внесено 1147 специалистов туристского сопровождения (экскурсоводы и гиды-переводчики). В базу экскурсионных туров и маршрутов, разработанных субъектами предпринимательства, включено около 200 маршрутов.

В 10 регионах Республики Крым функционирует 21 туристско-информационный центр (гг. Керчь, Саки, Симферополь, Ялта, Судакский, Евпаторийский и Феодосийский регионы, а также Бахчисарайский, Черноморский и Ленинский районы), из которых 11 являются круглогодичными.

В Республике Крым развиваются следующие виды туризма:

культурно-познавательный (в Республике Крым действуют 17 государственных музеев, более 300 общественных и ведомственных музеев. Только в фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);
событийный (ежегодно проводится более 100 различных фестивалей - музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные, кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Республики Крым - это фестивали "Война и мир", "Казантип", "Генуэзский шлем", "Театр. Чехов. Ялта", "Великое русское слово", Международный телекинофорум "Вместе");
пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположены 84 туристские стоянки, 39 мест массового отдыха населения, 284 туристские трассы);
велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);
автотуризм (на территории Республики Крым действует более 40 автокемпингов, около 100 автостоянок и парковок с общим количеством мест более 3,5 тысячи, свыше 250 автозаправок, а также более 110 станций технического обслуживания и более 210 придорожных кафе);
подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);
конный (на территории Республики Крым расположено более 20 конных клубов, в которых разработаны одно- и многодневные маршруты конных прогулок для туристов);
этнографический (в Республике Крым проживают представители 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе которых разработаны культурно-этнографические маршруты);
сельский (в Республике Крым насчитывается более 80 объектов сельского туризма);
спортивный (международные соревнования по дельтапланерному спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);
круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут осуществлять 4 морских порта, расположенные в гг. Ялте, Севастополе, Керчи и Евпатории. В 2013 году в Республику Крым зашло рекордное количество круизных судов - 144, что на 45 процентов больше количества судозаходов навигации в 2012 году. Количество туристов составило 63009 человек (в 2012 году - 62984 человека). Традиционным лидером среди портовых городов Республики Крым является Ялта, в 2013 году было обслужено 108 океанских лайнеров и 16 круизных судов класса "река - море").

В настоящий момент основными проблемами, тормозящими развитие туризма на территории Республики Крым и г. Севастополя, являются:

политическая нестабильность в Украине, которая приводит к потере туристического потока с территории Украины;
неудовлетворительное состояние ряда объектов туристской инфраструктуры, оборудования пляжей, их неудовлетворительное санитарное состояние;
проблема транспортной доступности Республики Крым наземным и воздушным транспортом, минуя территорию Украины.

Необходимо обеспечить безболезненную и взаимовыгодную интеграцию туристской сферы Крымского федерального округа в российское профессиональное туристское сообщество, максимально снизить потери и риски переходного периода, создать дополнительные рабочие места и площадки приложения предпринимательской инициативы в сфере туризма и продвигать туристские услуги, предоставляемые Республикой Крым, на внутреннем и международном рынках.

Таким образом, можно выделить позитивные и негативные тенденции развития сферы туристских услуг в Российской Федерации. Позитивными тенденциями являются:

увеличение количества объектов туристской инфраструктуры всех категорий, коллективных средств размещения и лиц, обслуженных в них;
увеличение количества мест отдыха и объектов туристского показа за счет курортов Крымского федерального округа;
сформировавшийся среди россиян устойчивый спрос на туристские услуги и рост дохода населения, создающие позитивный фон для привлечения потребительского спроса на продукт отечественной туристической индустрии;
наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно- познавательные туристские программы;
наличие и рост спроса на природоориентированные виды туризма (рыболовный, охотничий, экологический, сельский);
рост патриотических настроений гражданского общества Российской Федерации, в том числе в среде молодежи;
наличие значительной сети учреждений культуры и традиции раннего приобщения россиян к их посещению в процессе освоения программ общего, профессионального и дополнительного образования;
наличие в субъектах Российской Федерации трудовых ресурсов для замещения рабочих мест в сфере туризма, в том числе за счет переобучения безработных граждан;
сложившаяся система среднего профессионального и высшего образования в сфере туризма, в том числе в ведущих образовательных учреждениях страны;
наличие положительного опыта применения программно-целевых механизмов управления в сфере туризма;
установка на инновационный характер развития российской экономики на федеральном уровне.

К факторам, тормозящим развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, можно отнести следующие проблемы:

недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;
неразвитость транспортной инфраструктуры (низкие качество дорог и уровень придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.д.);
низкие качество и пропускная способность автомобильных дорог, паромного хозяйства и других объектов транспортной инфраструктуры;
дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств);
устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории), острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;
плохое экологическое состояние и засоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма, в том числе самодеятельного;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;
недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;
негативный опыт серии банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски;
высокая стоимость отечественного туристского продукта, в первую очередь транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма;
высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность "низкого сезона" в регионах традиционного пляжного туризма, высокие средние постоянные издержки туристских предприятий;
несопоставимый размер емкости отельной базы традиционных отечественных курортов пляжного отдыха, допустимой рекреационной нагрузки и пропускной способности пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;
недостаточный уровень практических навыков у выпускников программ профессиональной подготовки в сфере туризма;
традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по Российской Федерации, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос современного потребителя;
отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;
недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации;
низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;
негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по Российской Федерации;
необходимость интеграции сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Развитие туристского комплекса Северо-Кавказского федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем Северо-Кавказского федерального округа, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, для иностранных граждан.

В Республике Дагестан ведется строительство экспозиционного центра, реконструкция оздоровительного центра санаторий "Талги", строительство города-спутника "Лазурный берег", расширение всесезонного рекреационного комплекса "Чиндерчеро". Все эти меры направлены на развитие пляжного туризма на побережье Каспийского моря.

В Карачаево-Черкесской Республике ведется строительство всесезонного туристско-рекр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: