Паспорт проекта
Наименование проекта: | Студенческая экспертная группа «Практик» при кафедре социально-культурной деятельности Пермского государственного института искусства и культуры (ПГИИК) |
Дата принятия решения о разработке проекта: | Решение Ученого Совета ПГИИК от «___» ___________г. № ____ |
Государственный заказчик, директор проекта: | Комитет по культуре администрации города Перми, Председатель комитета по культуре Торчинский В.М. |
Основные исполнители: | 1. студенты ПГИИК специальности «Социально-культурная деятельность» 2. преподаватели кафедры социально-культурной деятельности ПГИИК |
Основные разработчики программы | Уржумцева М.А., студентка группы МК-41 |
Срок реализации программы: | 01 сентября 2011 – 31 мая 2012 г. в случае успешной работы – постоянная практика сотрудничества |
Основные мероприятия программы | 1. Юридическое оформление студенческой экспертной группы «Практик» при Комитете по культуре города Перми (01.09.2011–05.09.2011). 2. Согласование учебного плана и сроков проведения конкурсов социально-культурных проектов (05.09.2011–10.09.2011). 3. Анализ проектов; вынесение заключений (13.09.2011–30.03.2012). 4. Составление отчета о проделанной работе (30.03.2012–05.04.2012). |
Важнейшие целевые показатели | Организация взаимовыгодного сотрудничества между студентами специальности социально-культурная деятельность и Комитетом по культуре г. Перми. Помощь в экспертной оценке и обеспечение практической деятельности в рамках специальности – приемлемые обеим сторонам условия. |
Ожидаемый конечный результат | Утверждение студенческой группы «Практик» при Комитете, постоянная практика экспертной деятельности студентов под контролем специалистов |
Объем и источники финансирования | Бюджет проекта – 107 260 рублей. 30% из стипендиального фонда ПГИИК и 70% – средства гранта Комитета по культуре г. Перми |
Система контроля за исполнением программы | Контроль за ходом реализации проекта осуществляет Комитет по культуре города Перми совместно с Ученым Советом ПГИИК |
Введение в проблему
|
Cоциально-культурные проекты, реализуемые во всем мире, сегодня являются неотъемлемой частью гражданского участия в политической жизни страны. Культурная политика развитых стран строится на государственных заказах. Общество отвечает на них проектом оптимизации культурного ландшафта. Для отбора наиболее качественных и эффективных идей существует экспертиза, дающая объективную оценку рентабельности и реалистичности предложенных на конкурс программ.
Социальные инициативы в мире также поддерживаются крупными фондами – «Евразия», Фонд Форда, Фонд Сороса и др., – имеющими свои представительства во многих странах. Фонды имеют свой состав специалистов по оценке предложенных на финансирование проектов. Однако зачастую эксперты с экономическим образованием не способны качественно оценить социокультурную ситуацию, предложенную в проекте.
В России в наши дни остро стоит вопрос о принятии эффективных мер по обеспечению экономической, социальной, военной, экологической, технологической и информационной безопасности, снижению риска при реализации социально и экономически значимых федеральных и региональных программ, выполнении крупных инвестиционных, инновационных, научно-технических, экологических и социально-культурных проектов. Принятие государственных решений по таким проектам должно основываться на профессиональной и всесторонней, комплексной общественной экспертизе.
|
Сегодня, говоря об экспертной деятельности, мы осознаем ее как естественную составную часть российской политики. Во времена советской власти экспертиза использовалась ограниченно, а нередко и формально, подтверждая те решения, которые, по существу, уже были приняты руководством страны.
Работа представительств крупных международных фондов в нашей стране, таких как «Новая Евразия», Институт «Открытое общество», позволяет говорить о глобализационных процессах, которые позволяют сегодня перенять опыт западных коллег по развитию и поддержке общественного участия в жизни страны средствами проектной деятельности.
Интерес представляет опыт создания программы развития фондов местных сообществ (ФМС) в различных регионах России. Программа, частью которой стало направление «Экспертные гранты», предполагала развитие и повышение экспертного потенциала ФМС по оценке собственной деятельности. Все это доказывает, что большинство фондов и других общественных организаций в нашей стране не имеет практического опыта применения механизмов в области оценки собственной деятельности.
Состояние проблемы
В Пермском крае сегодня проходит довольно большое количество конкурсов социально-культурных проектов. Как правило, их оценивают учредители – представители властных структур, или их доверенные лица. С увеличением числа таких конкурсов, и стремлением к увеличению гражданских инициатив, в недалеком будущем, учредители не смогут самостоятельно проводить экспертизу проектов. Важным становится создание дополнительных объектов оценочной деятельности, экспертами которых становятся люди, относящихся к области социально-культурной сферы.
|
Можно отметить, что большая часть экспертиз в Пермском крае проводится заочно, так как этот способ наиболее дешевый, но не эффективный и часто вводит в заблуждение.
Рассматривая проблему объективности управленческих решений по отношению к социально-культурным проектам, нельзя не обратить внимание на отсутствие аппарата квалифицированной экспертизы.
Таким образом, создание специализированной группы студентов, учебная деятельность которых будет дополнена практикой в области экспертной оценки, позволит качественно и с наименьшими затратами реализовать функцию экспертирования социально-культурных проектов. В такой экспертной группе совмещаются признаки государственной и общественной экспертизы, так как будущая профессия (специальность) студентов имеет прямое отношение к заявленным социально-культурным проектам, и, при этом, участники экспертного совета являются частью социально-культурного пространства региона – фокус-группой. Данный вид деятельности позволит студентам закрепить полученные теоретические знания на практике, познакомится с направлениями культурной политики города, глубоко проникнуть в природу проектной деятельности – наиболее перспективной сегодня в социально-культурной сфере.
Цель проекта
Основной целью проекта «Практик» является организация взаимовыгодного сотрудничества Комитета по культуре города и группы студентов специальности социально-культурная деятельность ПГИИК. Студенты, с целью практического освоения учебного материала, осуществляют экспертную оценку проектов, предложенных Комитету на рассмотрение. Заключение экспертизы готовится студентами под контролем преподавателей, осуществляется на основании различных методик социологического исследования и знаний, полученных в рамках предмета «Проектирование социально-культурных процессов».
Задачи проекта
1) разработка идеи организации практической деятельности студентов, одновременно полезной для экспертного направления работы Комитета по культуре города;
2) повышение эффективности предложенных на экспертизу проектов;
3) совершенствование практики партнерства студентов, властных структур и разработчиков проектов.
Основные направления реализации программы
Мероприятия по реализации проекта
№ п/п | Перечень мероприятий | Сроки выполнения | Место | Исполнители (участники) |
Организационно-управленческая деятельность | ||||
1.1 | Создание экспертной группы, утверждение практической деятельности группы Ученым Советом ПГИИК и ректором | 01.09.2011–05.09.2011 | ПГИИК | Зав. кафедрой социально-культурной деятельности Баландина Г.А. |
1.2. | Заключение договора с Комитетом по культуре города Перми | Администрация ПГИИК | ||
1.3. | Оформление юридических документов об учреждении студенческой экспертной группы «Практик» при Комитете по культуре города Перми. Утверждение положения об учреждении | Администрация ПГИИК, кафедра «Социально-культурной деятельности», Комитет по культуре г. Перми | ||
1.4 | Согласование учебного плана и сроков проведения конкурсов социально-культурных проектов | 05.09.2011–10.09.2011 | Зав. научно-методическим кабинетом Солянова К.А. | |
1.5 | Составление плана работы группы, утверждение плана | Студенты гр. МК-41 | ||
Производственно-творческая деятельность | ||||
2.1 | Передача заявленных на конкурс проектов экспертной группе студентов. | 13.09.2011–30.12.2011 10.01.2012–30.03.2012 | ПГИИК | студенты группы специальности «Социально-культурная деятельность», 4 курс, преподаватели Топеха Т.А., Баландина Г.А., проектанты |
2.2 | Определение, в рамках учебной деятельности, методик экспертизы предоставленных проектов. | Студенты группы МК-41 | ||
2.3 | Проведение социологических исследований по данным тематикам. | Студенты группы МК-41 | ||
2.4 | Тезисное обсуждение предложенных на экспертизу проектов с преподавателями, с создателями. | Студенты группы МК-41, преподаватели, проектанты | ||
2.5 | Анализ проектов; вынесение заключений. | Студенты группы МК-41, преподаватели | ||
Завершение работы | ||||
3.1 | Сдача заключений экспертизы в Комитет; составление отчета о проделанной работе. | 30.03.2012–05.04.2012 | студенты группы специальности «Социально-культурная деятельность», 4 курс | |
3.2 | Анализ деятельности студенческой экспертной группы «Практика»; решение о дальнейшем сотрудничестве | 06.04.2012–16.04.2012 | Председатель комитета по культуре Торчинский В.М. |
Кадровое обеспечение экспертизы и реализации программы
Экспертизой социально-культурных проектов, предложенных на конкурс, займется студенческая группа в составе 28 человек. Ответственный руководитель группы – Баландина Г.А., Топеха Т.А.
Финансирование программы
СМЕТА РАСХОДОВ