РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв.




РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XVII вв.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози-

ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест-

вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен-

ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез-

ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус,

стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромией (многоцветной)

керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захват-

чики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде

всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укрепле-

ниями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских

войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало

немногословным и практически во всех русских землях (кроме Нов-

города) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять

в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского

завоевания, русская культура сохранила традиционный характер.

Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опы-

та сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя

и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными час-

тями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на

которой складывались великорусская (русская), белорусская и укра-

инская народности и их культуры.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв.

В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два

этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. яви-

лась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны

стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то

после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором просле-

живается начало слияния местных художественных школ в общемос-

ковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими

завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и ска-

заниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались

битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа,

придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глу-

бокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как,

например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушед-

шем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не

сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских

людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига.

Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу от-

носится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о

восстании в Твери в 1327 г.

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства

и наметился его подъем, все более необходимыми становятся дело-

вые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо доро-

гого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги по-

влекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы

квадратой формы выписывались с геометрической точностью и тор-

жественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое

письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному

письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали ис-

пользовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей

делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось

даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце

XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г.

летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания

единого государства с центром в Москве возросла роль летописания.

Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с со-

бой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по лето-

писцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необ-

ходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так на-

зываемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре

1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного сво-

да. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли

Москвы в государственном объединении всех русских земель, преем-

ственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место

среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинений по

всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен

в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром

того времени были исторические повести. В них рассказывалось

о деятельности реальных исторических лиц, конкретных историче-

ских фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью

летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы

получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани

Батыем» (в ней рассказывалось о подвит с рязанского ботатыря Евпа-

тия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донскою в 1380 г. посвящен

цикл исторических повеет ей (например, «Сказание о Мамаевом по-

Русская культура XIII—XV вв 119

боище»). Софоний Рязанец создал знаменитую пастушескую поэму

«Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но

если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщи-

не» — их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел

жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Лого-

фет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших

церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр

митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-

Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя

в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование рус-

ского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия

Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое

путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия

пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось ка-

менное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшест-

вующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки не-

больших по размеру храмов. Среди них такие значительные памят-

ники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора

Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Нов-

городе, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декора-

тивных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность ха-

рактерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Нов-

города и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту

устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объ-

ясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося со-

хранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным об-

разом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся

к XIV—XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор

(1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звениго-

роде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Ан-

дроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции вла-

димиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт

позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московско-

го князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы

Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведе-

ны еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия

Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали.

Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием

итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе,

завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Мос-

ковского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного

кирпича, длина которой доспи ала 2,25 км, толщина стен — 3,5—6,5 м,

а их высота—5—19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен

из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши.

Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заклю-

ченной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной пло-

щади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом,

Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших

в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортифи-

кационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы

великого князя и митрополита, здания государственных учреждений,

монастыри.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят глав-

ные соборы; его центральным сооружением является колокольня

Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, дос-

тигает в высоту 81 м).

В 1475—1479 гг. был сооружен главный собор Московского

Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера

(1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены

здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зод-

чему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом

ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе

Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить тради-

ции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского)

зодчества и передовые технические достижения европейской архи-

тектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся

крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венча-

лись на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важней-

шие государственные решения.

В 1481 —1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский со-

бор— домовую церковь московских государей. Неподалеку от него,

также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Но-

вого была сооружена усыпальница Московских великих князей — Ар-

хангельский собор (1505—1509). Если план здания и его конструкции

выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убран-

ство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов.

Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491). Она получи-

ла свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая

палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти

квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре

массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м

и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов,

проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерус-

скую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его

следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный худож-

ник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фре-

сковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на

Ильине улице отличаются необычайной выразительностью силой, экс-

прессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан

Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «про-

белами» создав эмоциональное напряжение, достигающее трагизма.

Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана

Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произве-

дения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русскою иконописного искусе 1ва связан с твор-

чеством современника Феофана Грека— гениальною русского ху-

дожника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось све-

дений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество

было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, эко-

номическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания рус-

ского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила,

идеи единства и мира между людьми, человечность отразились

в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных,

чистых красок создаст впечатление цельности и законченности его

образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее),

ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные

черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершен-

ные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и че-

ловечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фре-

сковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигород-

ского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора

в Сергиевом Посаде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную

жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор

1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым

надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально

провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не

художественные достоинства его живописи, а иконография — распо-

ложение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом

конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался

Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения

митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности.

В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше

общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п.

В XVI в. ощушмсс, чем прежде, проявлялись светские 'элементы

в культуре.

Общественно-политическая мысль. События XVI в. вызвали

обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени:

о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте Рос-

сии среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое

и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимир-

ских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом

потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых

особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на

берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного

Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. На-

следник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь

Владимир Мономах получил от константинопольского императора

символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-опле-

чья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордо-

стью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ве-

демся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало

традиции Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем

Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых

царств. Первый Рим —Вечный город — погиб из-за ереси; Второй

Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий

Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет

существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной

власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С.

Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении

феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV

и князя Андрея Курбского.

Летописание. В XVI в. продолжало развиваться русское летопи-

сание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала цар-

ства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного

и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степен-

ная царского родословия». Портреты и описания правлений великих

русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степе-

ням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение

и построение текста как бы символизируют нерушимость союза

церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный

летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию

XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принад-

лежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи

содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что

получил название Лицевою свода («лицо» — изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили историче-

ские повес 1 и, в которых рассказывалось о событиях того времени.

(«Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град

Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении куль-

1уры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая

разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так

и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), ав-

тором которой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания при-

нято считать 1564 г., когда была издана первая русская датирован-

ная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной

даты издания. Это так называемые анонимы—-книги, изданные до

1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался

один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Ти-

пографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь-

скую улицу, где построили специальное здание для типографии.

Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мсти-

славец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский бук-

варь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом

было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее ме-

сто и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета рус-

ской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые

храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на

фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являют-

ся церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь ро-

ждения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного),

сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство

больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского

собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих рус-

ских монастырях и как -главные соборы — в крупнейших русских го-

родах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом мо-

настыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы

в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строитель-

ство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они

являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определен-

ной специальности, и посвящались определенному святому — покро-

вителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей.

В 30-с годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю

часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайго-

родской (одни историки считают, что название произошло от слова

«книга» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей,

другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркско-

го «крепость»). Стена Китай-юрода защищала торг на Красной пло-

щади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором

Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километро-

вого Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Моск-

ве возвели Земляной вал—15-километровую деревянную крепость

на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Ниж-

нем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Колом-

не, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на севе-

ро-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на

далеком Севере (Соловецких островах).

Живопись. Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце

XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежа-

щим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собо-

ра Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением

сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи

Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изыскан-

ность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение

пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой дета-

ли иконы или фрески.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: