Новшества Солона в гражданском законодательстве




Реформы Солона сохранили прежнее деление граждан на роды и филы, но освободили поселян от судебной власти старшин родов и соединили их в сельские общины (демы), имевшие своих собственных начальников (демархов), заведовавших охранением порядка; процессы по мелких делам решали общинные судьи под председательством демарха. Солон увеличил личную свободу граждан и в том отношении, что предоставить им право распоряжаться имуществом посредством завещания, и, если нет детей, то право избирать себе наследника посредством усыновления. Прежде, имущество гражданина, не имевшего наследников по крови, переходило к фратрии. Закон Солона благоприятствовал сохранению хозяйства в целости и потому помогал развитию хозяйственной заботливости. Если не имеющий сыновей имел дочь, то усыновление часто было соединено с условием, чтоб усыновляемый женился на ней. До Солона, ближайший родственник имел право и обязанность жениться на дочери умершего; а если не женится на ней, и она бедна, то был обязан дать ей приданое.

 

Реформы Солона не ограничились установлением правительственных и судебных учреждений; он хотел улучшить нравы, сделать честность и справедливость основными началами семейного быта и всех отношении между людьми. Солон желал, чтобы законы не только ограждали общество от насилия, но и очищали душу людей от дурных мыслей и желаний; потому он с большою заботливостью установил правила воспитания. Солон хотел, чтобы все дети граждан Аттики – знатных и незнатных, бедных и богатых – учились гимнастике и получали музыкальное и поэтическое образование; соединение этих двух видов воспитания он считал необходимым для того, чтобы в здоровом теле развивалась здоровая душа, чтобы человек вырастал отвращающимся от дурного, находящим удовольствие в хорошем. Музыка и пение, с преподаванием которых соединялось изучение религиозных гимнов и произведений поэзии, главным образом «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, казались Солону вернейшим средством наполнить воображение благородными мыслями, вложить в душевную жизнь гармонию и порядок, на влечении к которому основываются все гражданские добродетели, возбудить в сердце благоговение к богам, развить в человеке благородный, возвышенные стремления. Солон находил, что для мальчиков и юношей полезно проводить время в гимнастических школах, которые расположены в загородных садах; что занятия гимнастикою прекрасное средство для развития физического и нравственного здоровья; он надеялся, что воспитанники этих школ будут вырастать людьми сильными, патриотичными и мужественными. Воспитание, бывшее до реформ Солона привилегиею эвпатридов, он распространил на детей всех граждан Аттики; он считал это надобным, имея справедливое убеждение, что величие Афин должно быть основано на свободе и на многостороннем развитии граждан. Благородною обязанностью Ареопага было наблюдение за тем, чтоб отцы предоставляли детям, опекуны сиротам благо этого воспитания. Каждый гражданин имел право выступать обвинителем отца или опекуна, не исполняющего этой обязанности. – Но зато и детям Солон строго предписал своими законами почтительную заботливость о родителях; гражданин, не исполнявший сыновних обязанностей, лишался политических прав. Скромность и уважение к старшим были внушаемы юношам в Афинах не менее сильно, чем в Спарте, хотя и не педантическою дрессировкою.

 

Своими реформами Солон возвысил, облагородил и религиозную жизнь афинян и гражданский быт их; постановления его, направленные к этим целям, были приспособлены к обычаям афинян, – держались того, что освящено преданием. Так например, Солон предписывал совершать праздники очень великолепно, хотя все‑таки старался изгнать из частной жизни роскошь и расточительность, запретил дорогие наряды, пышные пиры, хотел ввести простоту и бережливость. Солон постановил, что на каждый из больших афинских праздников государство может расходовать три таланта – (государство покупало жертвенных животных, делало обед для участвовавших в совершении обрядов и в играх, устраивало великолепные процессии и танцы хоров, платило музыкантам и певцам, выдавало награды победителям на музыкальных и гимнастических состязаниях). Великолепием и изяществом религиозных обрядов Солон хотел развивать эстетическое чувство и благоговение к религии.

 

Солон считал религиозное чувство опорою нравственности и гражданских доблестей, о развитии которых он всячески заботился. В охранение нравственности аттических девушек, реформы Солона под страхом наказания смертью запретили гражданам отдавать дочерей в гетеры; они позволили отцу продать в рабство дочь, нарушившую целомудрие, и убить её обольстителя. Брак, основа нравственности, находился под охраною обычая; Солон упрочил обычай законом. Бракосочетанию должно было предшествовать торжественное обручение, совершаемое отцом или опекуном невесты. Браки между близкими родными были у греков дозволены; могли вступать в брак даже сын и дочь одного отца от разных матерей; закон благоприятствовал этому, в заботе о поддержании семейного единства. В Гомеровские времена жених давал подарки отцу невесты, как бы покупал ее. Это давно заменилось противоположным обычаем: невеста получала от отца приданое. Оно оставалось собственностью жены. Солон хотел, чтобы не сделалось слишком больших расходов на наряды и дорогие вещи, даваемые в приданое. Солон постановил, что невеста должна получать в приданое не больше трех перемен платья, а из других вещей лишь несколько посуды. Положение жены было такое же зависимое, как положение девушки; права отца переходили к мужу. Считалось неприличным для женщин бывать в мужском обществе. Выходя из дому, женщина зажиточного сословия должна была иметь при себе слугу; ночью этот раб нес перед нею факел. Женщины зажиточных сословий проводили свою жизнь в женском отделе своих домов, в кругу служанок, занимаясь домашним хозяйством и приготовлением одежды. Солон ограждал честь мужа строгими законами. Если муж заставал жену на любовном свиданье, он имел право убить любовника, а вообще мог судебным порядком взыскать с него вознаграждение за бесчестье, – и подвергать его позору публичным поруганием. Жена, изменившая мужу, оставалась бесчестною на всю жизнь; если он не прогонял ее из своего дома, он сам лишался политических прав; она не была допускаема в храмы, не могла участвовать в религиозных праздниках, не могла носить одежды честных женщин; если она показывалась на улице, она рисковала подвергнуться обидам. К неверности мужа вне дома реформы Солона были снисходительны. Но если муж приводил гетеру в дом, то жена могла требовать развода и, уходя от мужа, брала свое приданое. Если жена не родила детей и вообще почему‑нибудь не нравилась мужу, Солон разрешал ему развестись с нею, но должен был отдать ей приданое. Брачный союз считался прочно установившимся лишь по рождении ребенка. Малютку клали к ногам отца; если он не брал его на руки, это значило, что он отвергает его; в таком случае малютку уносили из дома и клали где‑нибудь, как отвергнутого, но это случалось редко. Младенца, принятого отцом, обносили кругом очага; этим обрядом приобреталось ему покровительство домашних божеств. Если родился мальчик, на двери дома вешали оливковый венок; если родилась девочка, то вешали на дверь шерстяные ленты. На девятый день совершался праздник наречения имени. Фамильных названий греки не употребляли; к имени человека они обыкновенно прибавляли имя отца. Внуку часто давали имя деда. Жена была причисляема к фратрии мужа, как мы уж говорили; детей вносили в списки рода на празднике апатурий. Гражданам дозволялось жениться на негражданках; дети этих браков были гражданами; но в праве наследования отцу дети его от гражданки «имели преимущество над детьми от негражданки.

 

Заботясь о развитии нравственности, Солон очень заботливо старался оградить и общественную безопасность, упрочить повиновение властям. Реформы Солона назначали наказание смертью за оскорбление святости храмов, за разрушение общественных зданий, за обман народного суда и правительственного совета, за продажу гражданина в рабство; назначали наказание смертью первому архонту, если он появится перед народом пьяный. Знаменит был закон Солона, постановлявший, что в случае междоусобия каждый гражданин обязан стать на ту или на другую сторону; кто останется безучастным, лишается политических прав. Это постановление Солона имело целью побуждать миролюбивых граждан останавливать своим вмешательством мятежи, которых можно было тогда опасаться со стороны реакционной партии эвпатридов или со стороны простолюдинов, по интригам властолюбивых демагогов.

 

Осужденные на смерть были низвергаемы в пропасть (barathron), или принуждаемы выпить яд (чашу цикуты), или были убиваемы булавою. При особенно тяжких преступлениях, конфисковалось имущество осуждением на смерть, его родные были лишаемы гражданских прав, его род подвергался проклятию. Менее важные преступления были наказываемы изгнанием из государства на более или менее долгий срок, или лишением некоторых прав.

 

Руководясь мыслью, что недовольство существующим порядком, желание низвергнуть его имеет коренными своими причинами леность и бедность, Солон усиленно заботился о развитии любви к труду. Реформы Солона дали Ареопагу право требовать у каждого небогатого гражданина отчет в том, чем он добывает средства к жизни; каждому было предоставлено право подвергать суду гражданина, живущего праздно, и уличенный в праздности подвергался лишению политических прав. Законы Солона внушали уважение к честному земледельческому и промышленному труду. Подвергая позору леность и происходящую от неё бедность, он заботился: о развитии в гражданах любви и почтения к трудолюбию.

 

Солон запретил укорять ремесленника за его ремесло; дозволил давать право гражданства поселившимся в Аттике ремесленникам из других государств. Правда, он предоставил крупным землевладельцам исключительное право на сан архонтов; но возбуждая уважение к промышленным занятиям, он содействовал развитию демократического среднего сословия. Солон дал торговле свободу, необходимую для её расширения, и оживил ее установлением точных норм мер, веса, монеты. Из числа продуктов сельского хозяйства, он дозволил вывоз только винных ягод и оливкового масла, которыми Аттика изобиловала; вывоз хлеба, которого производила она мало, он запретил. Реформы Солона ограждал интересы сельского хозяйства заботою о прочности землевладения. Плутовское перемещение межевых знаков наказывалось по законам Солона смертью. Землевладелец не мог вырубать более двух оливковых деревьев в год. За истребление волков и других вредных стадам зверей были назначены большие денежные награды. Были установлены хорошие правила о проведении канав и о колодезях.

 

Реформы Солона охватывали все стороны жизни. Он определил и правила расчета величины года, чтоб дать прочность гражданскому и религиозному календарю. Аттический год состоял из 12 месяцев; шесть имели по 30 дней, шесть по 29, то есть, год имел 354 дня. Это был лунный год. Чтобы приводить его в согласие с солнечным, к некоторым годам прибавлялись дополнительные месяцы. Цикл этого расчета дополнений был восьмилетний, по которому были установлены периоды олимпийского и пифийского праздников. К 3-ему, 6-му и 8-му годам восьмилетнего цикла прибавлялось по целому 30-дневному месяцу. Таблицы расчета были выставляемы на площадях.

 

Солон издал правила и о похоронах. Он поставил в священную обязанность детям устраивать такие похороны родителей, каких требует уважение к их памяти. Нарушившие эту обязанность лишались права занимать общественные должности. Но и обряды похорон должны были иметь сдержанный характер: было запрещено подымать чрезмерно шумный вопль, нанимать плакальщиц, бить себя в грудь, рвать на себе одежду, вообще были запрещены неистовые формы обрядов; была запрещена и чрезмерная роскошь, какую имели похороны богатых людей.

 

Было запрещено излишнее великолепие и в устройстве гробниц. Гробницы строились на общих кладбищах за городом, строились вдоль дорог или в поместьях. Над гробницею ставили колонну с обозначением имени, звания, похвальных дел покойного; украшать памятник скульптурой не запрещалось. Обряд плача и печальная музыка на похоронах остались в употреблении. Похороны убитых на войне совершало государство; это был торжественный обряд; на нем произносилась речь в честь павших за родину. От старины оставался обычай сжигать тела, собирать прах в урны и хранить их в гробницах. Но мало-помалу, под влиянием египетского и семитического обычаев, это заменилось погребением тела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: