КТО ТАКИЕ ЛИДЕРЫ? РАБОТА С ЛИДЕРАМИ
Лидер – это человек, управляющий командой, который помогает другим участвовать в деятельности и способен выполнять задачи группы. Способный руководитель не делает работу для коллектива; он делает эту работу возможной для выполнения другими.
Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Лидерами не рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним.
Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.
Авторитарный стиль руководства
Авторитарное лидерство концентрируется вокруг одного человека. Лидер обладает полной властью, ответственностью за группу. Этот человек доминирует в группе, устанавливает дисциплину и требует послушания. Правила поведения устанавливаются только одним человеком - лидером. Философия автократии состоит в том, чтобы лидер знал все и члены группы безоговорочно следовали за ним. Есть негативные и позитивные аспекты авторитарного стиля.
Позитивные аспекты:
1. Эффективность с точки зрения экономии времени.
2. Многообразие информации, которая может быть определена в короткий период времени.
3. Удачный способ для новых лидеров апробировать в начале работы различные стили руководства.
4. Необходимость использования этого стиля в ситуации физической опасности для членов группы.
5. Высокая результативность при большом объеме работы.
6. Эффективность в работе с большими группами.
Негативные аспекты:
1. Однообразие, отсутствие интереса в группе (от предопределенности действий педагога).
2. Возможность агрессивного поведения лидера; то же - у детей в ответ на его действия.
3. Сокращение поля активного вовлечения в деятельность членов группы.
4. Возможность сформирования у детей отрицательных чувств, что может привести к роспуску группы.
5. Авторитарный стиль - не самый лучший стиль обучения.
Либеральный стиль руководства (лидерства)
Этот стиль используется, когда лидер дает дополнительную свободу группе для разрешения проблемы. Это - полная противоположность авторитарному лидерству; группа несет полную ответственность. Лидер обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом просят. Этот стиль дает свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели.
Позитивные аспекты:
1. Зависимость от принятия решений.
2. Умеренный контроль со стороны руководства.
3. Ограниченность времени для подготовки, необходимого лидеру.
4. Наличие у группы ответственности и свободы решений и действий.
Негативные аспекты:
1. Ограниченность действий педагога без группы.
2. Трудности в достижении всеобщего согласия.
Либеральный стиль используется лидером в следующих случаях:
- когда члены группы имеют опыт, необходимый для принятия решения;
- когда необходимо развивать общительность без вмешательства лидера.
Лидеру следует использовать данный стиль руководства осторожно, убедившись, что у группы есть опыт для того, чтобы выполнять задания успешно. Новому лидеру лучше не использовать этот стиль, пока он (или она) не почувствует общность с группой и ее целями.
Демократический стиль руководства
Это наиболее распространенный стиль руководства. Его труднее всего выбрать, но он наиболее эффективен по отношению к членам группы. Руководитель помогает им выработать средства для принятия решений.
Лидер поощряет взаимодействие членов группы - приобретение чувства защищенности и уверенности в себе. Лидер постоянно ищет возможности для привлечения членов группы к руководящим ролям. Этот тип лидера ориентирован на людей, помогает членам группы раскрыть свой потенциал.
Положительный аспекты:
1. Расширение возможности членов группы участвовать в руководстве.
2. Привлечение членов группы к принятию решений и учету.
3. Достижение лучших результатов благодаря активности всех членов группы.
Негативные аспекты:
1. Наиболее сложный стиль для использования лидером.
2. Большая затрата времени в связи с тем, что принятие решения членами группы может быть длительным.
Характеристики группы | Стиль лидерства |
Низкая способность, Высокая мотивация | Руководство. Говорите, что делать |
Некоторые способности, Низкая мотивация | Тренерство. Говорите, что делать. Хвалите больше. |
Высокие способности, Переменная мотивация | Поддержка, похвала, слушание |
Высокие способности, Высокая мотивация | Делегирование, передайте ответственность другому |
Общие способности – те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.
Специальные способности — те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например: литературные, музыкальные и другие).
Отечественный учёный Л.И. Уманский, внёсший большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, выделял общие и специфические, способности умелого организатора.
Остановимся на них более подробно:
Общие способности личности организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):
· практичность ума – способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
· общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
· инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
· настойчивость – умение доводить дело до конца;
· самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
· работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;
· наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
· организованность – умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.
Специфические организаторские способности:
1. Организационное чутьё
2. Эмоционально-волевая воздейственность
3. Склонность к организационной деятельности
Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей:
I ступень. Расположить к себе:
· контакт;
· внимание;
· симпатия;
· готовность к разговору.
II ступень. Заинтересованность:
· представить выгодные стороны;
· пробудить и усилить интерес;
· определить взаимную заинтересованность.
III ступень. Убедить:
· логика;
· аргументация;
· обоснование;
· деловитость.
IV ступень. Воздействовать:
· активность;
· искусство убеждения;
· мотивирование.
V ступень. Завоевать:
· достоверность;
· непоколебимость;
· доверительные отношения (как высшее достижение).
Известно, что человек учится и развивается только в активной деятельности, в творчестве.
Делегирование ответственности и полномочий (соуправление) от вожатого к детям – необходимый этап на пути развития ребенка в лагере. Однако проблема состоит в том, что вожатый не уступает место лидера, хотя дети уже хотят что-либо делать самостоятельно, дети не умеют организовывать, и, даже получив необходимые полномочия, не знают, что с ними делать, срывают выполнение деятельности. А причина одна: их этому просто не научили и не создали условия для деятельности.