Демократический стиль руководства




КТО ТАКИЕ ЛИДЕРЫ? РАБОТА С ЛИДЕРАМИ

Лидер – это человек, управляющий командой, который помогает другим участвовать в деятельности и способен выполнять задачи группы. Способный руководитель не делает работу для коллектива; он делает эту работу возможной для выполнения другими.

Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Лидерами не рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним.

Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.

Авторитарный стиль руководства

Авторитарное лидерство концентрируется вокруг одного человека. Лидер обладает полной властью, ответственностью за группу. Этот человек доминирует в группе, устанавливает дисциплину и требует послушания. Правила поведения устанавливаются только одним человеком - лидером. Философия автократии состоит в том, чтобы лидер знал все и члены группы безоговорочно следовали за ним. Есть негативные и позитивные аспекты авторитарного стиля.

Позитивные аспекты:

1. Эффективность с точки зрения экономии времени.

2. Многообразие информации, которая может быть определена в короткий период времени.

3. Удачный способ для новых лидеров апробировать в начале работы различные стили руководства.

4. Необходимость использования этого стиля в ситуации физической опасности для членов группы.

5. Высокая результативность при большом объеме работы.

6. Эффективность в работе с большими группами.

Негативные аспекты:

1. Однообразие, отсутствие интереса в группе (от предопределенности действий педагога).

2. Возможность агрессивного поведения лидера; то же - у детей в ответ на его действия.

3. Сокращение поля активного вовлечения в деятельность членов группы.

4. Возможность сформирования у детей отрицательных чувств, что может привести к роспуску группы.

5. Авторитарный стиль - не самый лучший стиль обучения.

Либеральный стиль руководства (лидерства)

Этот стиль используется, когда лидер дает дополнительную свободу группе для разрешения проблемы. Это - полная противоположность авторитарному лидерству; группа несет полную ответственность. Лидер обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом просят. Этот стиль дает свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели.

Позитивные аспекты:

1. Зависимость от принятия решений.

2. Умеренный контроль со стороны руководства.

3. Ограниченность времени для подготовки, необходимого лидеру.

4. Наличие у группы ответственности и свободы решений и действий.

Негативные аспекты:

1. Ограниченность действий педагога без группы.

2. Трудности в достижении всеобщего согласия.

Либеральный стиль используется лидером в следующих случаях:

- когда члены группы имеют опыт, необходимый для принятия решения;

- когда необходимо развивать общительность без вмешательства лидера.

Лидеру следует использовать данный стиль руководства осторожно, убедившись, что у группы есть опыт для того, чтобы выполнять задания успешно. Новому лидеру лучше не использовать этот стиль, пока он (или она) не почувствует общность с группой и ее целями.

Демократический стиль руководства

Это наиболее распространенный стиль руководства. Его труднее всего выбрать, но он наиболее эффективен по отношению к членам группы. Руководитель помогает им выработать средства для принятия решений.

Лидер поощряет взаимодействие членов группы - приобретение чувства защищенности и уверенности в себе. Лидер постоянно ищет возможности для привлечения членов группы к руководящим ролям. Этот тип лидера ориентирован на людей, помогает членам группы раскрыть свой потенциал.

Положительный аспекты:

1. Расширение возможности членов группы участвовать в руководстве.

2. Привлечение членов группы к принятию решений и учету.

3. Достижение лучших результатов благодаря активности всех членов группы.

Негативные аспекты:

1. Наиболее сложный стиль для использования лидером.

2. Большая затрата времени в связи с тем, что принятие решения членами группы может быть длительным.

 

Характеристики группы Стиль лидерства
Низкая способность, Высокая мотивация Руководство. Говорите, что делать
Некоторые способности, Низкая мотивация Тренерство. Говорите, что делать. Хвалите больше.
Высокие способности, Переменная мотивация Поддержка, похвала, слушание
Высокие способности, Высокая мотивация Делегирование, передайте ответственность другому

 

Общие способности – те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности — те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например: литературные, музыкальные и другие).

Отечественный учёный Л.И. Уманский, внёсший большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, выделял общие и специфические, способности умелого организатора.

Остановимся на них более подробно:

Общие способности личности организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

· практичность ума – способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

· общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

· инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

· настойчивость – умение доводить дело до конца;

· самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

· работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;

· наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

· организованность – умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.

Специфические организаторские способности:

1. Организационное чутьё

2. Эмоционально-волевая воздейственность

3. Склонность к организационной деятельности

Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей:

I ступень. Расположить к себе:

· контакт;

· внимание;

· симпатия;

· готовность к разговору.

II ступень. Заинтересованность:

· представить выгодные стороны;

· пробудить и усилить интерес;

· определить взаимную заинтересованность.

III ступень. Убедить:

· логика;

· аргументация;

· обоснование;

· деловитость.

IV ступень. Воздействовать:

· активность;

· искусство убеждения;

· мотивирование.

V ступень. Завоевать:

· достоверность;

· непоколебимость;

· доверительные отношения (как высшее достижение).

 

Известно, что человек учится и развивается только в активной деятельности, в творчестве.

Делегирование ответственности и полномочий (соуправление) от вожатого к детям – необходимый этап на пути развития ребенка в лагере. Однако проблема состоит в том, что вожатый не уступает место лидера, хотя дети уже хотят что-либо делать самостоятельно, дети не умеют организовывать, и, даже получив необходимые полномочия, не знают, что с ними делать, срывают выполнение деятельности. А причина одна: их этому просто не научили и не создали условия для деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: