Км 320 км 350 км
А Б В Г Д
Рис. 1.
Расчетная схема полигона
1. Пассажиропоток
Сообщения | А-Д | А-Г | А-В | А-Б | Б-Д | Б-Г | Б-В | В-Д | В-Г | Г-Д |
Пассажиропоток, тыс. чел. | 6,7 | 4,8 | 3,4 | 2,6 | 6,3 | 4,5 | 1,8 | 5,1 | 2,7 | 2,9 |
2. Число вагонов разных категорий в составах пассажирских поездов
Сообщения | СВ | К | Пл | О | ВР | Б | П |
А-Д | |||||||
А-Г | |||||||
А-В | |||||||
А-Б | |||||||
Б-Д | |||||||
Б-Г | |||||||
Б-В | |||||||
В-Д | |||||||
В-Г | |||||||
Г-Д |
3. Оценка поезда
Сообщения | А-Д | А-Г | А-В | А-Б | Б-Д | Б-Г | Б-В | В-Д | В-Г | Г-Д |
Оценка | 5,2 | 4,5 | 3,4 | 2,0 | 3,0 | 2,2 | 1,5 | 3,3 | 2,0 | 1,1 |
4. Время хода пассажирских поездов по участкам полигона
Участки | Время хода, час. | |
четное | нечетное | |
А-Б | 3,1 | 3,08 |
Б-В | 6,8 | 6,8 |
В-Г | 4,3 | 4,3 |
Г-Д | 6,3 | 6,3 |
5. Минимальное время нахождения пассажирских поездов на станциях их оборота:
Ст. А – 9,1 часа
Ст. Б – 5,0 часа
Ст. В – 7,0 часа
Ст. Г – 5,8 часа
Ст. Д – 8,0 часа
6. Время на разгон и замедление пассажирских и пригородных поездов – 1 мин.
7. Продолжительность остановки пригородных поездов на раздельных пунктах – 1 мин.
8. Продолжительность стоянки пассажирских поездов на попутных станциях Б, В и Г- 12 мин.
9. Минимальное время нахождения пригородных поездов на станциях их оборота – 20 мин.
10. Время хода пригородных поездов и длины перегонов
Перегон | Время хода, мин. | Длина перегона, км | |
Четное | Нечетное | ||
11. Состав пригородного поезда – 10 вагонов; число сидячих мест в одном вагоне – 108.
12. Густота пассажиропотоков по перегонам пригородного участка
Перегон | ||||||||||||||||
Густота, тыс.чел. | 46,7 | 45,4 | 38,9 | 36,5 | 25,3 | 23,2 | 17,3 | 14,2 | 12,5 | 11,8 | 12,4 | 14,5 |
Введение.
Железнодорожный транспорт обеспечивает стабильное удовлетворение транспортных потребностей народного хозяйства и населения. В нашей стране железные дороги по-прежнему остаются основным видом транспорта для перевозки массовых грузов, реализации экономических взаимосвязей между регионами, в сопоставлении с другими видами транспорта железнодорожный является наиболее конкурентным и доступным.
В работе железнодорожного транспорта пассажирские перевозки занимают значительное место. За сутки со всех станций, разъездов, обгонных пунктов, выполняющих пассажирские операции, отправляются миллионы человек, причем около 10% из них в дальнем следовании.
В настоящее время возникает необходимость в постоянном наращивании объемов пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Уже сейчас на его долю приходится около 40% общего объема перевозок пассажиров в стране.
Железнодорожный транспорт обеспечивает регулярность, массовость перевозок, их высокую надежность, экономическую и энергетическую эффективность. Основной задачей при этом является дальнейшее совершенствование обслуживания пассажиров и повышение комфортабельности пассажирских перевозок.
Пассажирские железнодорожные сообщения, обеспечивающие связи между различными городами и районами страны, подразделяются на три категории: прямое, местное и пригородное.
К прямому пассажирскому сообщению относятся перевозки, выполняемые дальними пассажирскими поездами на значительные расстояния в пределах двух и более железных дорог между столицами республик, центрами экономических районов, курортами. При малом удельном весе эти перевозки характеризуются большими объемами перевозочной работы (размерами пассажирооборота).
Местное сообщение представляют перевозки в пределах одной железной дороги, которые выходят за границы пригородных зон. Перевозки в прямом и местном сообщении образуют дальнее сообщение.
К пригородному сообщению относится наиболее массовый вид железнодорожных пассажирских перевозок, выполняемых внутри городских агломераций, пригородных зон больших городов, промышленных и курортных центров в пределах пригородных участков, на которых обращаются поезда соответствующей нумерации и установлен пригородный тариф.
Выполнением операций, связанных с пассажирскими перевозками, занято на сети около одной трети всех работников.
На железнодорожном транспорте постоянно увеличивается число обращающихся поездов (особенно резко в наиболее напряженный летний период), повышается их вместимость, предпринимаются меры по улучшению качества обслуживания пассажиров в поездах и на вокзалах, сокращению времени, затрачиваемого пассажирами на поездку. В этих целях создается автоматизированная система управления пассажирскими перевозками, отдельные элементы которой уже действуют на базе системы «Экспресс-2».
Работа по инженерному обоснованию перевозок и работа «на заказчика» требуют глубокой проработки большого комплекса вопросов и, в конечном итоге дают возможность повысить доходность подразделений железных дорог. Сегодня на железных дорогах проводятся меры по повышению скорости движения пассажирских поездов, совершенствованию конструкции пути, подвижного состава, разработке и использованию новых систем автоматизированного управления технологическими процессами.
Эффективное планирование и организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте могут быть достигнуты на основе использования современных методов анализа и управления. Решение этих вопросов инженерно-техническими работниками, связанными с организацией пассажирских перевозок, невозможно без учета основных факторов, влияющих на организацию перевозочного процесса в дальнем и пригородном сообщениях.
Неточность прогнозирования обусловливает сложности в планировании пассажирских перевозок и определении оптимального плана формирования пассажирских поездов, который подвергается сегодня значительным корректировкам. Кроме того, действующие в пассажирском движении показатели не отражают степень удовлетворения потребности населения в перевозках, качество пассажирского сервиса в поездах, что должно обязательно учитываться при оценке работы пассажирских служб.
Для освоения перспективных пассажиропотоков, уменьшения заполнения пропускной способности линий, увеличения вместимости поездов чрезвычайно эффективной мерой в настоящее время является введение в эксплуатацию длинносоставных пассажирских поездов, что способствует повышению скорости, улучшению использования подвижного состава. Однако обращение пассажирских поездов увеличенной длинны требует удлинения приемоотправочных путей, платформ на пассажирских и технических станциях, значительной реконструкции устройств водоснабжения, канализации, электроснабжения, изменения композиции состава.
Сейчас, когда экономические задачи ставятся одними из главных в работе транспорта, освещение их применительно к пассажирским перевозкам позволит организовать пассажирскую работу с большей эффективностью.
Организация пассажирских перевозок в дальнем и местном сообщениях.
1.1. Определение густоты движения пассажиров по участкам заданного полигона.
Густоту движения пассажиров определяем простым сложением величин струй пассажиропотоков по каждому участку, согласно исходных данных. Помимо данных о густоте движения пассажиров, требуется информация о населенности поездов различных назначений.
Населенность поезда рассчитываем по формуле
где m – число категорий вагонов;
– количество поездов i-й категории в составе пассажирского поезда;
– число мест в вагоне i-й категории.
А - Д
А - Г
А - В
А - Б
Б - Д
Б - Г
Б - В
В - Д
В - Г
Г - Д
Исходные данные сводим в таблицу (табл. 1.1.)
Исходные данные к расчету плана формирования пассажирских поездов.
Таблица 1.1.
Сообщения | Пассажиропоток, тыс. чел. | Расчётная вмести- мость, тыс. чел. | Оценка поезда | Условное обозначение |
А – Д | 6,7 | 0,7 | 5,2 | Х1 |
А – Г | 4,8 | 0,9 | 4,5 | Х2 |
А – В | 3,4 | 1,2 | 3,4 | Х3 |
А – Б | 2,6 | 1,3 | 2,0 | Х4 |
Б – Д | 6,3 | 1,1 | 3,0 | Х5 |
Б – Г | 4,5 | 1,1 | 2,2 | Х6 |
Б – В | 1,8 | 1,3 | 1,5 | Х7 |
В – Д | 5,1 | 1,1 | 3,3 | Х8 |
В – Г | 2,7 | 1,4 | 2,0 | Х9 |
Г – Д | 2,9 | 1,1 | Х10 |
Изобразим для наглядности пассажиропоток в виде диаграммы струй (рис.1.1.).
А Б В Г Д
6,7
4,8
3,4
2,6
6,3
4,5
1,8
5,1
2,7
2,9
рис. 1.1.
Теперь легко найти результирующие густоты движения по каждому участку (табл.1.2.).
Густота пассажиропотоков по участкам.
Таблица 1.2.
Участок | А - Б | Б - В | В - Г | Г – Д |
Густота пассажиропотока, тыс. чел. | 17,5 | 27,5 | 30,1 |
1.2. Расчет плана формирования пассажирских поездов.
Известно несколько способов расчета плана формирования пассажирских поездов:
• по условиям освоения пассажиропотока;
• при случайном характере пассажиропотоков;
• по условию минимизации пробега свободных мест.
При этом в расчеты могут быть заложены дополнительные условия и ограничения:
по загрузке станции, по пропускной способности железнодорожных линий, с учетом пересадок пассажиров или обеспечения заданного уровня беспересадочных сообщений и др.
В данном курсовом проекте расчет плана формирования будем производить по наиболее распространенной методике - по условиям освоения пассажиропотока с использованием симплекс-метода.
Дня расчета, помимо данных о густоте движения пассажиров, будем использовать информацию о населенности поездов различных назначений, а также сведения об удельных затратах, приходящихся на один поезд каждого назначения, которые необходимы для экономической оценки вариантов плана формирования поездов.
Для освоения рассчитанной густоты пассажиропотока (табл. 1.2.) необходимо выполнение следующих ограничений:
А-Б: 0,7 X1 + 0,9 X2 + 1,2 X3 + 1,3 X4 ≥ 17,5
Б-В: 0,7 X1 + 0,9 X2 + 1,2 X3 + 1,1 X5 + 1,1 X6 + 1,3 X7 ≥ 27,5
В-Г: 0,7 X1 + 0,9 X2 + 1,1 X5 + 1,1 X6 + 1,1 X8 + 1,4 X9 ≥30,1
Г-Д: 0,7 X1 + 1,1 X5 + 1,1 X8 + 1 X10 ≥ 21
Наиболее универсальным критерием для выбора оптимального варианта формирования пассажирских поездов является суммарный уровень затрат на перевозки. В этом случае целевая функция будет иметь вид (F - min):
F = 5,2 X1 + 4,5 X2 +3,4 Х3 + 2,0 X4 +3,0 Х5 + 2,2 Х6 + 1,5 Х7 + 3,3 Х8 + 2,0 Х9 + 1,1 Х10 → min
Дальнейшее решение будем выполнять при помощи excel (табл.1.3)
Изобразим полученные результаты в виде схемы поездопотоков (рис. 1.2.).
А Б В Г Д
Рис. 1.2.
1.3. Определение потребного числа составов поездов и парка пассажирских вагонов.
По окончании расчетов оптимального плана формирования пассажирских поездов переходим к определению потребного числа составов для каждого назначения и в целом для заданного полигона.
Нахождение потребного числа составов может производиться аналитическим или графическим способом. Воспользуемся графическим способом.
потребное число составов пассажирских поездов каждого назначения рассчитаем по формуле:
где - количество пассажирских поездов i-го назначения, рассчитанных в соответствии с оптимальным планом формирования;
- продолжительность оборота пассажирского поезда i-го назначения;
- расчетный интервал отправления пассажирских поездов i-го назначения с головной станции, равный:
где - число пассажирских поездов i-го назначения, рассчитанное в соответствии с оптимальным планом формирования.
Продолжительность оборота состава пассажирского поезда:
где - минимальное время нахождения пассажирского состава соответственно на головной станции и на станции его оборота, ч;
- время хода пассажирского поезда i-го назначения соответственно в четном и нечетном направлениях;
- суммарное время стоянок пассажирского поезда i-го назначения на попутных станциях за один оборот (при следовании в четном и нечетном направлениях);
- количество попутных станций, на которых пассажирский поезд i-го назначения имеет остановки за полное время его оборота;
– время на разгон и замедление.
Зная композицию каждого состава и их количество, определим потребность в парке пассажирских вагонов: купейных, плацкартных и др.:
где p – число назначений пассажирских поездов в оптимальном плане их формирования;
- рассчитанное число пассажирских составов i-го назначения в «обороте»;
- количество вагонов данного типа в составах поездов i-го назначения.
А –Б
Б – Д
Б -Г
В –Г
Потребность в парке пассажирских вагонов:
1.4. Расчет показателей пассажирских перевозок в дальнем и местном сообщениях.
Количественные показатели:
1) Количество отправленных пассажиров:
где s – число струй пассажиропотоков;
- величина i-той струи пассажиропотока.
2) Пассажирооборот (пасс.-км):
где - количество участков на рассматриваемом полигоне;
- густота движения пассажиров на i-ом участке полигона, чел.;
- протяженность i-го участка, км.
3) Пробег поездов (поездо-км):
где - расстояние пробега пассажирского поезда (расстояние между головной и станцией оборота пассажирского поезда), км.
4) Пробег вагонов (вагоно-км):
где - число вагонов в составах пассажирских поездов i-го назначения.
5) Средняя дальность поездки пассажиров, км:
Качественные показатели пассажирских перевозок:
1) Среднее время оборота составов, ч.:
2) Среднесуточный пробег состава пассажирского поезда, км:
3) Средняя населенность состава:
Вагона:
4)Коэффициент использования вместимости составов:
,где – средневзвешанное число посадочных мест в составах поездов,рассчитываемое по формуле:
,
где -число посадочных мест в пассажирском поезде i-го назначения.
мест
5)Ходовая скорость движения пассажирских поездов(км/ч):
6)Техническая скорость движения пассажирских поездов(км/ч):
7)Участковая скорость движения пассажирских поездов(км/ч):