Интегративные уроки в 7 классе на основе картины: сочинение-рассказ




Интегративные уроки в 7 классе на основе картины: сочинение-рассказ

Урок в 7 классе по теме «Сочинение – рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины»

Цели деятельности преподавателя Развивать навыки устной речи, умение делать устные описания по картине; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; способствовать развитию умений составлять план текста, пересказывать текст от третьего лица
Тип урока Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать особенности текста-повествования, особенности описания действий, главное в рассказе; уметь описывать действия, используя деепричастия, создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Применяемая технология Технология интегративного обучения (русский язык, изобразительное искусство)
Методы и формы обучения Наблюдение над языком, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная формы
Образовательные ресурсы https://www.uroki.net https://www.zavuch.info https://www.intergu.ru https://festival.1september.ru/subjects https://akademius.narod.ru/vibor-rus.html https://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192  
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока
Основные понятия Художественный стиль речи

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия (УУД) Промежуточный контроль
             
1.Актуализация и проблемное учебное действие Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр муль­тимедийной пре­зентации, сопро­вождающей ход урока Рассказ подготовленного ученика о художнике. (Сергей Алексеевич Григорьев - народный художник Украи­ны, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье же­лезнодорожника. Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна ху­дожника посвящены детям. Среди них известны картины: «Обсуждение двойки», «Рыбачок», «Первые слова», «Юные натуралисты» (репродукции картин на слайдах). Заслуженную славу принесла художнику картина «Вратарь». Автору была присуждена Государственная премия). Смотрят презента­цию, при­нимают участие в диалоге с учите­лем Фронтальная Познавательные: выполняют учебно­познавательные действия в умствен­ной форме.Регулятивные:при­нимают и сохраня­ют учебную задачу Зада­ют во­просы. Устные ответы
2. Выявление места и причины затруднения Эвристическая беседа - Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили? (Осень. Литья пожелтели и опадают с дере­вьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце) - Где происходит действие, изображенное на картине? (Ребя­та играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они «соорудили», возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.) - Кто является главным действующим лицом картины? (Мальчик-вратарь.) - Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фи­гуру, выражение лица, одежду. (Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосре­доточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч дале­ко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожимна настоящих вратарей, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки, на ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, похоже, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь - смелый, бесстрашный мальчик.) -Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря. (За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают). - Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их. (Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч.Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно: он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры). - Кто равнодушно относится к происходящему на поле? (Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка). - Почему картина называется Вратарь? (Вратарь - главное действующее лицо картины.Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии). - Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль? (Футбол интересен всем. Футбол - любимый вид спорта. Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)     Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с преподавателем и одноклассниками делают выводы Группо­вая, инди­видуаль­ная Познавательные:устанавливают при­чинно-следствен­ные связи, делают выводы. Регулятивные:осо­знают недостаточ­ность своих знаний. Коммуникатив­ные:задают вопро­сы с целью получе­ния необходимой для решения про­блемы информации Устные ответы
3.Целеполагание и построение выхода из затруднения Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими на себя. - В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.   Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с преподавателем, отвечают на вопросы. Фронтальная, инди­видуаль­ная Познавательные:извлекают информацию из прослушанного объяснения преподавателя,высказываний одноклассников Регулятивные:планируют необходимые действия, операции, действуют по плану Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Раскрытие сущ- ности новых по- нятий, усвоение новых способов учебной и ум- ственнойдея- тельности уча- щихся. Обсуждение со- держания сочи- нения. Составле- ние плана Работа в группах. Задание. Подготовьте ответы на вопросы. Группа 1. - Расскажите, как построена картина. 1. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С. А. Григорьев главного героя, вратаря? 2. Кто изображен на втором плане картины? 3. Что вы видите на заднем плане? (Композиция картины тяготеет к неравностороннему треугольнику. Центральная фигура расположена со смещением влево и развернута слева направо, поэтому для равновесия композиции картины вся передняя часть или первый план остается свободным. В картине ясно читается воздушная перспектива, пространственность. Портфель в углу уравновешивает фигуру мужчины, сидящего на втором плане. Второй план – это зрители, помощник вратаря и собака. В движении фигур чувствуется атмосфера напряжения. Задний план – пейзажный. Это архитектурный пейзаж. По мере удаления от зрителя, очертания становятся размытыми, нечеткими. Самая четко прописанная фигура – главная – вратарь. Он изображен в профиль, а все остальные развернуты на три четверти. Можно сказать, что структуру композиции или расположение предметов и фигур определяет линейная перспектива: это изображение с помощью линий и построения геометрических фигур. На картине Григорьева просматривается первый, второй и задний планы, а также неравносторонний треугольник с вершинами: портфель, темное здание справа и фигура мужчины слева. Такая композиция подводит нас к мысли о том, что сейчас произойдет что-то очень важное, возможно, кульминационная развязка матча.)   Группа 2. - Обратите внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка, кожаные перчатки вратаря и т. д.). Объясните их роль в раскрытии замысла художника. Группа 3. - Какие цвета и оттенки использовал художник? Какова их роль в изображении происходящего на картине события? (Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.) - Нравится ли вам эта картина? (да, потому что на ней все изображено так, как бывает в жизни.Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)   Составление плана. План-образец: 1-й вариант. 1. За домом в погожий осенний день. 2. Бесстрашный вратарь и его помощник. 3. Зрители «болеют» по-разному. 4. Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины. 2-й вариант. 1. Тема и основная мысль картины. 2. Описание картины С.А. Григорьева «Вратарь»: а) на пустыре в погожий день; б) бесстрашный вратарь; в) мальчик в красном костюме; г) болельщики и зрители. 3.Особенности композиции картины. 4. Роль деталей в картине. 5. Колорит картины. 6. Мое отношение к картине. Организует и сопровождает деятельность детей.   Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничесве с преподавателем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов Фронтальная, инди­видуаль­ная Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации, составляют планы сочинения
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Составление связных текстов по плану,письменная работа Словарная работа по материалам упражнений 207 и 208. В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек. Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено Словарно-стилическая работа. 1. Подберите соответствующие деепричастные обороты. 1) Мальчик шел на ворота…. 2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить. 3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу. 4) … резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить Для справки: Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня. 2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания. (Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.) Составление черновиков сочинений. Контролирует правильность выполнения задания Озаглавливают рассказ, пишут сочинение Индивидуальная Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Устные ответы, задают вопросы, пишут сочинения
6.Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Преподаватель просит кадет ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения: 1. В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в сочинении присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске? 2. Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии? 3. Как составлять план сочинения? Что он должен включать в себя, из скольких пунктов состоять?   Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. Индивидуальная, групповая Регулятивные:оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: