Риски внутри предприятия.




Меморандум о конфиденциальности

Меморандум о конфиденциальности составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности, содержащейся в нём информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей. В данном разделе указываются также разработчики проекта и их квалификация.

 

Пример:

«Настоящий бизнес-план представляется на рассмотрение, на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения о возможности финансовой поддержки проекта и не может быть использован для копирования или каких-либо других целей, а также не может быть передан третьим лицам.

Принимая на рассмотрение данный бизнес - план получатель берёт на себя ответственность за соблюдение указанных условий.

Все данные, оценки, планы, сметы, предложения и выводы, приведённые в этом документе, касающиеся объёмов реализации, источников финансирования и прибыльности проекта, основываются на согласованных мнениях участников разработки инвестиционного проекта.

Разработчики бизнес-плана:

______________________________________

Пример:


БИЗНЕС-ПЛАН

Предприятие _________________________________________

Адрес _______________________________________________

Телефон ____________

 

Конфиденциально
просьба вернуть, если Вас
не заинтересовал проект

 

Кому ________________________________________________

Краткое название проекта (до 20-30 знаков) ______________

_____________________________________________________

Полное наименование проекта__________________________
_____________________________________________________

_____________________________________________________

Руководитель предприятия _____________________________
тел. _____________

Проект подготовил ____________________________________
тел. _____________

Дата начала реализации проекта «____»___________г.

Продолжительность проекта ______ лет

Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные,
до начала проекта ___________ мес.

Дата составления «____»_____________ ______г.

Раздел бизнес – плана: «Резюме»

Краткое изложение всего бизнес-плана занимает не более трех страниц, что позволяет за несколько минут получить четкое представление о проекте. Резюме — не столько введение, сколько изложение основных моментов проекта. Обычно оно представляет собой конспект всех последующих разделов бизнес-плана: одной-двумя фразами характеризуется цель бизнес-плана, компания, продукция, рынок сбыта, а также самое главное — основные финансовые показатели, подтверждающие экономическую эффективность проекта (рентабельность вложенного капитала, срок окупаемости, чистую прибыль). В заключение можно указать, какие факторы обеспечат успех проекта.

Резюме — своего рода «рекламный проспект», который должен привлечь внимание читателя. Чтобы убедить читателя в серьезности намерений, следует избегать излишних эмоций и преувеличений. Стиль изложения должен быть деловым, но в то же время простым и понятным.

Хотя резюме расположено в самом начале бизнес-плана, его составляют в последнюю очередь, когда все остальные разделы продуманы и написаны.

 

Пример:

№ п/п Наименование пункта Описание
  Название предприятия Бизнес-проект - ________________________
  Организационно-правовая форма Общество с ограниченной ответственностью
  География присутствия и рынок сбыта г. Братск, ж.р. Энергетик, ул. Мечтателей, 23А
  Предоставляемые услуги · Выпуск кондитерских изделий; · Изготовление материалов (из различного сырья) для оформления кондитерских изделий; · Сладости к чаю.
  Режим работы с 09.00 до 20.00 (вс. - выходной)
  Оплата за килограмм изделия, в зависимости от используемого материала
  Персонал заведения - Менеджер – 1 чел. (з/п – 20 000 руб.) - Технолог – 1 чел. (з/п – 20 000 руб.)
  Конкуренция на целевом рынке Низкая
  Спрос на подобные услуги Средний
  Первоначальные вложения (единовременные) 1 328 000 рублей
  Планируемый средний доход в месяц (за первый год) 607 575 рублей
  Планируемый расход в месяц (за первый год) 453 012 рублей
  Планируемая чистая прибыль в месяц 154 563 рублей
  Окупаемость бизнес-проекта 11 месяцев

 

Бизнес-идея заключается в ________________________________________________.

Актуальность создания ___________________________________________________.

Цель - __________________________________________________________________

Раздел бизнес – плана: «Описание продукции»

 

Прежде чем разрабатывать план маркетинга и план производства, компания должна точно определить, какую продукцию и какие услуги она собирается предложить рынку. Поэтому для характеристики особенностей продукции или услуг обычно выделяют целый раздел. В первую очередь следует описать потребительские свойства продукции: какие потребности она удовлетворяет, где и как используется и, самое главное, в чем особенности и преимущества продукции.

Преимущество может заключаться в технических характеристиках, например, большая мощность, скорость, грузоподъемность по сравнению с товарами-аналогами. Возможно, преимущество состоит в красивом оформлении продукции, а может быть, в низкой стоимости по сравнению с продукцией конкурентов. Хорошее впечатление обычно производят схемы, фотографии или рекламные проспекты продукции, но в целях экономии объема лучше все-таки вынести их в приложения.

Не следует перегружать данный раздел техническими подробностями и специальной терминологией. Он должен быть написан доступно, чтобы читатель бизнес-плана, не являясь специалистом в данной области, понял, чем продукция этой компании отличается от продукции конкурентов, в чем ее преимущества.

 

План:

- наименование товара;

- функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);

- основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;

- потенциальный спрос на продукт;

- требования к продукции (к контролю качества);

- условия поставки сырья и материалов, заключение договоров с поставщиками.

 

Раздел бизнес – плана: «Исследование и анализ рынка»

Это один из самых важных разделов бизнес-плана, поскольку именно от реакции рынка во многом зависит судьба, как проекта, так и компании.

Необходимо определить основные характеристики рынка продукции. Прежде всего, это емкость рынка: сколько продукции могут и хотят купить потребители. Емкость рынка зависит от множества факторов, в том числе от состояния экономики страны. Кроме того, надо оценить степень насыщенности рынка (насколько полно удовлетворяется спрос потенциальных покупателей) и представить свой прогноз, как она будет меняться.

Затем нужно провести сегментацию рынка, то есть выделить отдельные группы потребителей со схожими требованиями к продукции или услугам. Сегментацию можно проводить по различным признакам — возрасту потребителей, месту их жительства, роду их занятий и др. — исходя из особенностей конкретной ситуации (таблица 1).

Таблица 1.

Сегментация рынка

Признаки сегментации Потребители
- по географическому признаку (регион, город, климат, плотность населения)  
- по демографическому (пол, возраст, размер и этап жизненного цикла семьи)  
- социально-экономическому признаку (выделение групп потребителей на основе принадлежности к определенному социальному слою, профессии или рода деятельности, по уровню образования и доходов)  
- по психографическому признаку (образ жизни и личностные качества)  
- по поведенческому признаку (отношение к товару, интенсивность потребления)  

 

В бизнес-плане следует изложить требования к продукции, предъявляемые потребителями каждого сегмента, что их привлекает в товаре (технические характеристики, дизайн, цена, гарантийное обслуживание и т.д.). Здесь полезно сослаться на результаты проведенных опросов, бесед и переговоров с потенциальными покупателями.

После этого надо выбрать целевой рынок компании, определить, на какие сегменты рынка будет ориентироваться компания. Возможны три основных варианта:

1) предприятие стремится использовать один и тот же подход, чтобы выйти на широкий круг потребителей (массовый маркетинг);

2) предприятие концентрируется на одной группе потребителей и разрабатывает план выхода на рынок специально для этой группы (выбор одного целевого сегмента);

3) предприятие выходит сразу на несколько разных сегментов рынка, разработав для каждого сегмента отдельный план (выбор нескольких сегментов — множественная сегментация).

При анализе рынка нельзя забывать о конкурентах: прежде чем приступить к реализации проекта, предприятие должно знать, кто они. Если количество конкурентов невелико, в бизнес-плане можно привести краткую характеристику каждого из них, описать особенности, сильные и слабые стороны, а также имеющуюся у него долю рынка. Следует помнить, что кроме реальных есть и потенциальные конкуренты (предприятия, которые пока только собираются выйти на выбранный сегмент рынка со своей продукцией), а также товары-заменители (например, газированная вода, соки или минеральная вода). В бизнес-плане обязательно надо показать, каким образом конкуренты соревнуются между собой: возможно, каждый стремится опередить другого по качеству, условиям обслуживания, снижению цен и др. (таблица 2).

Таблица 2.

 

SWOT-анализ

Значение Наша фирма Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
Сильные стороны        
Слабые стороны        
Возможности        
Угрозы        

 

 

Раздел бизнес – плана: «План маркетинга»

Данный раздел является одним из важнейших в бизнес-плане. В нем определяются цели и маркетинговые стратегии, задачи и конкретные мероприятия комплекса маркетинга: товарная политика, ценообразование, система продвижения и сбыта продукции.

Стоит понимать, что основным способом продвижения продукции является реклама. В маркетинговом разделе бизнес-плана нужно четко указать информацию о рекламных материалах, которые будут способствовать продвижению вашего товара или услуги на рынке, а именно: реклама в средствах массовой информации; полиграфическая продукция; рекламные ролики на сетевых ресурсах; проведение рекламных акций; личные продажи выпускаемых товаров; прочие акции, способствующие продвижению товаров или услуг. Однако стоит знать, что все рекламные продукты должны быть нацелены на группу потребителей, у которых есть возможность приобретать данный вид продукции.

Реклама в местной прессе, на радио, на телевидении, установка рекламных щитов, рассылка рекламы потенциальным клиентам по почте, последующая работа с клиентами по телефону, презентации в магазинах, проведение выставок.

Следует адекватно рассмотреть маркетинговый бюджет по отношению к стратегии и плану маркетинга, его реалистичность.

В этом разделе бизнес-плана следует определить реальные способности/ возможности и функциональные обязанности членов команды в области маркетинга (обоснованность передачи функций на аутсорсинг).

Информацию данного раздела можно представить в виде таблицы с необходимыми расчетами.

Пример:

Рекламная кампания – «__ название _________________________________________» Генеральная цель кампании - _______________________________________________.
Средства рекламной кампании     1) Баннер Необходимо указать рекламное агентство, основные параметры бюджет. Рекламное агентство «Реал». Аренда рекламного щита (3*6) = 13 410 руб./мес. Ткань 440 гр/кв.м - 739 рублей за 1 кв.м. 739*18кв. м= 13302 руб. Бр: 13410*6мес. + 13302 = 93762 руб.
Рекламный текст В зависимости от выбранного вида рекламы
Предполагаемые результаты  

Величина бюджета рекламной кампании рассчитывается по формуле:

БРК = Бр + Бсс + Бпр + Бдм,

БРК – бюджет рекламной кампании;

Бр – рекламный бюджет;

Бсс – бюджет на мероприятия по стимулированию сбыта;

Бпр – бюджет на мероприятия PR;

Бдм – бюджет на мероприятия директ-маркетинга.

 

Раздел бизнес – плана: «Организационный план»

- В этой части следует указать план развития деятельности предприятия: от регистрации предприятия до открытия (поэтапно, указывая временные интервалы).

Пример:

№ п/п Этап Время
  Регистрация предприятия  
  Заключение договора аренды  
  Дизайнерское оформление вывески и помещения для реализации  
  Закуп необходимого оборудования  
  Открытие предприятия  

 

- План знакомит с фирменным наименованием, формой собственности, выбранной предприятием, затратами на регистрацию в качестве налогоплательщика.

Перечисляются документы для регистрации ИП/ ЮЛ.

Затраты на регистрацию можно представить в виде таблицы:

Наименование мероприятия Сумма, руб.
- Гос. регистрация юридического лица/ ИП  
- Изготовление печати  

 

Формирование Уставного капитала:

Наименование мероприятия Сумма, руб.
Уставный капитал/ складочный капитал  

 

- В данной части необходимо дать описание структуры управления, а также дать характеристику состава группы управления.

Следует описать точные обязанности и ответственность каждого члена управленческого персонала.

 

Раздел бизнес – плана: «Производственный план»

 

1. Программа производства продукции:

- необходимо описать технологию производства, представить схему производственного процесса (стадии технологического процесса), годовой объем продукции собственного производства.

 

Q = Q в смену * кол-во смен * Д раб.,

где

Q – годовой объем продукции, ед.;

Q в смену – выпуск изделий в смену, ед.;

Д раб. – кол-во рабочих дней (смен) в году.

 

. Месяц (год/12) Год
Годовой объем продукции, ед.    

 

- представить перечень необходимого оборудования и инструментов в виде таблицы:

 

Если есть необходимость расчета количества оборудования исходя из объема производства и трудоемкости, можно использовать следующую формулу:

 

Кол-во обор. = Q * Тр. пр./Фд * Квн,

где

Кол-во обор. – количество оборудования, шт;

Q – годовой объем продукции, ед.;

Тр. пр – трудоемкость продукции, час;

Фд – действительный фонд времени работы оборудования, час;

Квн – коэффициент выполнения норм (планируемый коэффициент выполнения норм времени kвн принимается средним для всех групп оборудования в пределах 1,1…1,2).

 

Фд = кол-во раб. дней в году * кол-во смен * продолж. смены * (1-% потери времени/100).

Пример: годовой объем продукции собственного производства 20000 штук. Трудоемкость единицы изделия - 1,5 часа. Участок работает в 2 смены. Продолжительность смены 8 часов. Коэффициент выполнения норм 1,2. Количество рабочих дней в году 256 дней. Потери времени на ремонт оборудования 4%.

Решение:

1) Фд = кол-во раб. дней в году * кол-во смен * продолж. смены * (1-% потери времени/100) = 256 * 2 *8 * (1-4/100) = 3932 ч.

 

2) Кол-во обор. = Q * Тр. пр./Фд * Квн = 20 000*1,5/3932*1,2 = 6 шт.

 

№ п/п Наименование оборудования Кол-во, ед. Стоимость ед., руб. Сумма, руб. Поставщик
           
           

 

- представить перечень материалов и сырья для производства/ реализации продукции в виде таблицы:

Кол-во материалов/сырья рассчитываем исходя из объема производства, данных калькуляционных карт, технологических карт.

Исходный документ приложить к данному разделу бизнес-плана.

№ п/п Наименование материалов/сырья/ товара Кол-во, ед. Стоимость ед., руб. Сумма, руб. Поставщик
           
           

 

- определить расходы на оплату труда, заполняя таблицу.

1) Для расчета расходов на оплату труда необходимо определить количество работников основного производства:

N = Q/aT, где

N— численность работников производства или торгового зала;

Q — объем выпуска продукции;

а — норма выработки в единицу времени;

Т — фонд рабочего времени на одного работника.

Пример:

Запланированный годовой объем продукции собственного производства составляет 2 700 000 усл. ед. Норма выработки 360 усл. ед. на одного человека в день. Эффективный фонд рабочего времени (при пятидневной рабочей неделе) 225 дней. Определить численность работников производственной бригады.

Решение:

Определяем численность работников производственной бригады:

N = Q/aT =2 700 000 усл. ед. /360 *225 = 33 работника.

 

2) Заполнить таблицу:

№ п/п Основные категории работников Плановая числен-ность, человек Должностной оклад, рублей Стим. выпл. Фонд ЗП за месяц, руб. Фонд ЗП за год, руб. Страховые взносы 30%: ПФР=22 ФСС=2,9 ФФОМС=5,1
  %   рублей
                 
                 
                 
И Т О Г О:              

- определить арендную платуза помещение в месяц (для более точной стоимости можно обратиться в портал бизнес-навигатор).

А также определить требования к помещению, возможность установления охранного оборудования и системы связи.

 

2. Рассчитать себестоимость единицы продукции, заполняя таблицу:

Статья затрат Сумма затрат за месяц, руб.
Материальные затраты  
Затраты на оплату труда  
Амортизация (линейный способ)  
Прочие  
Итого:  
На 1 изделие:  

 

Раздел бизнес – плана: «Финансовый план»

Финансовый раздел отвечает за предоставление сводной денежной информации. В целом, все бизнес-планы могут быть написаны по разным методикам и согласно разным требованиям. Их формат будет во многом зависеть от целей проекта, его масштаба и основных характеристик. Те же различия могут присутствовать и в финансовом разделе бизнес-плана.

 

Рассмотрим статьи финансового плана:

I. Стартовый капитал:

1) Специальная программа Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие.

Субсидия около 100 000 руб.

2) Грантовая поддержка.

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах.

Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться.

В 2020 году на особую поддержку государства могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб.

3) Специальные программы кредитования в банках.

4) Собственные средства (наследование, квартира и т.д.).

 

II. Доходы – это доходы, получаемые за реализацию ТРУ.

 

Формулу для расчета дохода можно представить следующим образом:

Доходы = ∑(QпродА * Цена продА+ QпродБ * Цена продБ+ QпродВ * Цена продВ+ QпродГ * ЦенапродГ)

 

Основная формула расчета цены:

Цена = Себестоимость продукта + торг. наценка+ НДС+Акцизы

 

Рассмотрим несколько вариантов определения стоимости товара.

- Оптимальная цена по отношению к конкурентам — такая стоимость продукта, которая позволяет товару выглядеть привлекательным на фоне конкурентов - представляет собой коридор цен (от и до), в рамках которого цена продукта будет обеспечивать конкурентоспособность товара.

Оптимальная цена по мнению потребителей — такая стоимость товара, которую потребитель готов отдать за продукт, зная его свойства и преимущества. Данный показатель является верхним пределом цены, выше которого стоимость продукта будет считать завышенной и будет ограничивать спрос.

Оптимальная цена с точки зрения компании — такая стоимость товара, которая позволяет получать требуемый уровень прибыли с продаж и рассчитывается по формуле:

 

Цена = (Полные затраты + Прибыль) / Количество товара.

 

 

Пример: Если затраты на производство 400 единиц товара составили 13 200 000 руб., а прибыли мы хотим получить в размере 20 %, то цена единицы товара составит:

Решение:

(13 200 000 + 13 200 000 × 0,2)/ 400 = 39 600 руб.

 

III. Стартовый капитал = > Первоначальные вложения

IV.Расходы = постоянные расходы + переменные расходы

Расходы определяются в разделе бизнес-плана «Производственный план».

 

V. Балансовая прибыль = Доходы – Расходы

VI. Налоги

Налог на прибыль организаций — это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.

Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

 

Основная ставка: 20%

- 2% в федеральный бюджет;

- 18% в бюджет субъекта РФ.

Налог не уплачивает: налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД).

 

VII. Чистая прибыль = Балансовая прибыль – Налог

VIII. Чистая прибыль нарастающим итогом =

ЧП 1 = ЧП 1

ЧП 2 = ЧП 1 + ЧП 2

ЧП 3 = ЧП 1 + ЧП 2 + ЧП 3

и т.д.

 

 


  1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц 5 месяц 6 месяц 7 месяц 8 месяц 9 месяц 10 месяц 11 месяц 12 месяц Итого за 1 год
I. Стартовый капитал                          
Собственные средства                          
Соц. поддержка                          
Заемные средства                          
II. ∑ Доходов                          
1)                          
2)                          
3)                          
4)                          
                           
III. Первоначальные вложения                          
Стоимость оборудования                          
Ремонт помещения, дизайн/оформление                          
Гос. Пошлина (регистрация)                          
Рекламная кампания                          
Установка охран. сигнализации/ уст. связи                          
                           
                           
                           
                           
IV. ∑ Расходов                          
Постоянные расходы:                          
                           
                           
                           
                           
Переменные расходы:                          
                           
                           
                           
                           
                           
V. Балансовая прибыль                          
                           
VI. Налоги (УСН)                          
                           
VII. Чистая прибыль                          
VIII. Чистая прибыль нарастающим итогом                          

Раздел бизнес – плана: «Анализ рисков»

Анализ рисков в бизнес-плане должен содержать в себе не только возможные риски, но и специальные методы и расчеты, которые помогут уменьшить или предотвратить их наступление, минимизировать последствия.

Прежде чем в бизнес-план включать риски, необходимо сделать следующее:

1) Составить полноценный перечень рисков, имеющих отношение к функционированию бизнеса. Необходимо учитывать каждую деталь, каждую мелочь, которая может повлиять на развитие бизнеса. Например, если планируется заняться сельским хозяйством, то необходимо обратить внимание на статистику, выяснить, с какой регулярностью в регионе случаются засухи или, наоборот, сильные дожди с градом, каким спросом пользуется продукт выращивания у местных жителей.

2) Оценить возможные убытки, которые могут быть нанесены в результате возникших рисков.

3) Риски лучше описать в той последовательности, в которой они могут наступить. К каждому риску указать потенциальный ущерб.

4) Риски, которые имеют наименьшую вероятность возникновения, лучше сразу исключить из списка.

Виды рисков:

Коммерческие.

Риски подобного плана возникают уже в процессе деятельности любого предприятия и зависят от различных внешних факторов:

- Уменьшение спроса на товар или услуги, вследствие чего сокращается размер выручки.

- Фирмы-конкуренты применяют недобросовестную политику в своей работе.

- Изменение стоимости материалов, которые необходимы для нормального функционирования предприятия. Вследствие этого приходится завышать цены на товары или услуги, чтобы окупить затраты.

- Повышение цен, в свою очередь, может привести к снижению спроса.

- Увеличение количества фирм-конкурентов.

- Повышение цен на необходимые для нормальной работы услуги: коммунальные, транспортные. Сюда же входит повышение цен за аренду помещения, оборудования.

Финансовые.

В данную категорию можно отнести риски, связанные с возможной задержкой оплаты поставленных товаров со стороны контрагентов, неправильным выбором инвесторов, иных источников финансирования, например, кредитов.

Риски внутри предприятия.

Главную роль здесь играют работники предприятия. Такая оценка риска в бизнес-плане играет немаловажную роль, так как любые недопонимания в работе между сотрудниками могут привести к не самым лучшим последствиям:

- Забастовки, саботажи, вследствие чего может встать производство. Возникнуть они могут из-за задержки заработной платы, неправильной политики предприятия.

- Нарушена коммерческая тайна, вся важная информация уходит к конкурентам.

- Подобраны не самые квалифицированные работники, в связи с чем могут возникнуть проверки, штрафы, судебные тяжбы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: