Профилактическое значение уголовного наказания




В соответствии со ст. 6 УК РФ назначенное подсудимому наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

При учете характера и степени общественной опасности преступления надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (статья 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии).

В силу требований статей 73 и 307, 308 УПК РФ) в приговоре следует указывать, какие обстоятельства являются смягчающими и отягчающими наказание, сведения, характеризующие личность подсудимого, мотивы принятых решений по всем вопросам, относящимся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбыванию [Пленум Верховного суда РФ. Постановление от 11.01.2007г. № 2.//БВС РФ. №4 от 26.04.2007 г.].

В новом Уголовном кодексе Российской Федерации изменилась идеологическая сущность концепции уголовного законодательства, базирующегося на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и идейных установках, что обусловлено переходом к демократическому правовому обществу, где задачи уголовного права в корне меняются. В центре оказывается человек, защита его жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, охрана его собственности.

В новом Уголовном кодексе последовательно реализовывались две общемировые тенденции развития уголовного права: смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности и совершенные впервые, с одновременным ужесточением наказания за наиболее опасные и распространенные преступления, а также в отношении рецидива преступлений.

Уголовный кодекс 1996 года содержит ряд новых положений, которыми должны руководствоваться суды при решении вопроса о назначении наказания. В отличие от ранее действовавшего уголовного закона в УК РФ несколько сужены рамки судебного усмотрения при назначении наказания. Но это не умаляет роль суда при решении вопроса о назначении наказания, а повышает ответственность судей за строгое применение норм Общей части Уголовного кодекса как дополнительной гарантии назначения законного и справедливого наказания лицам, признанным виновными в совершении преступления.

Необходимо отметить, что восстановление социальной справедливости (ст. 43 УК РФ) как цели уголовного наказания впервые определено в нашем национальном уголовном законодательстве. Профессор А.В. Наумов справедливо отмечает, что «правовое отражение справедливости (а уголовно-правовое – тем более) не ограничивается ее экономическим содержанием. Право фиксирует определенный уровень прав и обязанностей человека. Нарушение их, т.е. нарушение права, всегда есть нарушение справедливости» [Российское уголовное право, общая часть. Курс лекций. - М.,1997. - С. 363-364.]. Разумеется, не все нарушенные преступлением права и свободы человека могут быть восстановлены с помощью репрессивного потенциала. Если имущественные уголовно-правовые санкции (штраф, конфискация имущества) носят восстановительный характер, то восстановление социальной справедливости в связи с совершением, например, посягательств на жизнь и здоровье человека не может привести к восстановлению фактически утраченной жизни потерпевшего, утраты здоровья и т.п. Вместе с тем восстановление социальной справедливости, заложенное в его уголовном наказании и связанное с его карательным содержанием, не означает, что наказание преследует цель кары по отношению к преступнику.

Наказание, даже самое суровое, применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральные и физические страдания. Поэтому судам надо это учитывать, решая вопрос о целесообразности избрания лишения свободы и его продолжительности с точки зрения исправления осужденного. Но, как показывает анализ статистических данных, эффективность частной превенции низкая. Об этом может свидетельствовать статистика рецидива преступлений: в 2008 г. - 30,4 %, в 2009 г. - 32,2% [см. Приложение].

Говоря о цели предупреждения совершения преступлений, нельзя считать, что главным средством борьбы с преступностью является уголовное наказание. Однако вынесенное судом наказание прерывает преступную деятельность лиц и воздействует на определенную часть людей, заставляя их под страхом уголовного наказания не совершать уголовно наказуемых деяний. В УК РФ предусмотрен более дифференцированный подход к назначению уголовного наказания, которое является самой строгой мерой государственного принуждения.

Принятая в новом УК РФ система назначения наказаний ориентирована на то, чтобы более суровые из них могли применяться только в случаях, когда исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений невозможно при применении более мягких видов наказания. На это указывается в ч. 1 ст. 60 УК РФ.

Решение о назначении наказания должно быть продуманным, взвешенным, чтобы у граждан не создавалось впечатление безнаказанности правонарушителей, не обострялось чувство социальной незащищенности от преступных посягательств.

Как свидетельствует судебная практика, суды порой лишены возможности избрать подсудимым справедливое наказание, поскольку многие из них не работают из-за безработицы, а назначение штрафа нереально из-за невыплат зарплаты.

В заключении следует отметить, что обозначенные в уголовном законе цели наказания, несмотря на различия в содержании, являются вполне взаимосвязанными и взаимообусловленными. Одна цель предполагает другие цели, и достижение каждой из них способствует реализации других [А.В. Наумов. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996. - С. 359-361.].

В настоящее время все более очевидной становится тенденция укрепления роли наказания как главного средства принудительного государственного воздействия на лиц, совершивших преступления. Однако для дальнейшего развития уголовного законодательства следовало бы уже сейчас определиться, какой курс уголовно-правовой политики мы намерены проводить в обозримом будущем. Кардинальная и последовательная уголовно-правовая реформа не может проводиться без формирования четкой позиции законодателя по отношению к принципу неотвратимости наказания.

Если нас устраивает построение уголовного законодательства по принципу неотвратимости уголовной ответственности, то необходимо исключить из закона освобождение от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а в остальном следовать привычной уже логике законотворчества: вводить различные формы освобождения от уголовного наказания, предусматривать возможность услов­ного назначения все большего количества видов наказаний, устанавливать более льготный порядок условно-досрочного освобождения, включать в систему наказаний меры, не представленные ни в одной из санкций Особенной части и уже поэтому наказаниями не являющиеся, законодательно закреплять условную амнистию и поми­лование. В случае же ориентации на возврат к принципу неотвратимости наказания прежде всего следует усовершенствовать систему наказаний и санкций за отдельные преступления, свести возможность судебного усмотрения к минимуму, определить удельный вес каждого из смягчающих и отягчающих обстоятельств для назначения наказания, унифицировать условное осуждение и применять его лишь к лицам, совершившим впервые не тяжкие преступления, с перспективой полной ликвидации института условного наказания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев и изучив понятие, сущность и цели наказания можно сделать вывод о том, что тема наказания является центральной в науке уголовного права.

Также следует отметить, что наказание в уголовном праве, так же как и преступление, - явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из многих средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. Таким образом, на различных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одну и ту же задачу – защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом.

Значение наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему ущерб, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшее у граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интересы человека, общества или государства.

Таким образом, наказание играет большую роль в восстановлении социальной справедливости в обществе.

Особого внимания в связи с решением проблем совершенствования уголовного законодательства заслуживают существующие в общественном мнении противоречия относительно целей наказания. Исследования показывают, что общественное мнение, выступая в целом за расширение уголовной ответственности и за ужесточение санкций в рамках действующе­го законодательства, одновременно склоняется к тому, что эффектив­ность, например, лишения свободы невелика и отбывание наказания в местах лишения свободы в большинстве случаев не достигает цели исп­равления и тем более перевоспитания.

В теории уголовного права в последние годы единодушно высказывалась мысль о необходимости внести изменения в систему наказания, в частности, устранить существенный разрыв в степени кары между лишением свободы, с одной стороны, и остальным наказаниям - с другой.

Представляется, что в Уголовном кодексе в части первой ст.60 «Общие на­чала назначения наказания» определенно отражено стремление устранить эту проблему указанием, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается лишь в слу­чае, если менее строгий его вид не может обеспечить достижение целей наказания». Это положение наиболее полно закрепляет гуманистический принцип экономии уголовной репрессии, торжество не карательной сущности уголовного наказания, а прежде всего его воспитательной основы.

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – Гарант-студент, специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей, 2010 г.

2. Конституция РФ. Гимн РФ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – с. 32. – (Кодексы и законы России).

3. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания.: Постановление № 2 от 11.01.2007 Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Бюллетень № 4 от 26.04.2007.

4. Уголовноый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 ноября 2009 года). – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд., 2009. – с. 160.

 

Научная литература:

1. Дуюнов В. К. Наказание в уголовном праве России – принуждение или кара? // Государство и право. 1997. №11. С. 61 - 68.

2. Ткачевский Ю.М. Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования.// Рос. юстиция. – 1998. -№1 – с.44 – 46.

 

Учебная литература:

1. Астемиров З. А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних (теоретическое введение в изучение спецкурса): Учебное пособие / Под ред. Н. А. Стручкова. – М.: ВШ МВД СССР, 1970. – С. 125.

2. Бородин С. В., Самошин П. И. Теоретические проблемы исполнения уголовного наказания. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1978. – С. 140.

3. Годило Н. Н., Суворов Д. Д. Назначение наказания по уголовному праву России / Под ред. М. Т. Тащилина. – Пятигорск, 2004. – С. 518.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп./отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - с. 283.

5. Курс советского уголовного права. Часть общая. Наказание. В 6 т. Т. 3. – М.: Наука, 1970. – С. 350.

6. Мицкевич А. Ф. Уголовное наказание: понятие, цели и механизмы действия. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. – С. 329.

7. Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. – М.: Юридическая литература, 1967. – С. 160.

8. Наташев А. Е. Советское исправительно-трудовое законодательство (основные вопросы теории и практики). – М.: ВНИИ МВД СССР, 1975. – С. 168.

9. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, - 1996. - С. 560.

10. Наумов А.В. Российское уголовное право, общая часть. Курс лекций. - М.,1997. - С. 590.

11. Ной С. И. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1962. – С. 193.

12. Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. – М.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. – С. 188.

13. Шаргородский М. Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.: Ленинград. ун-т, 1973. С. 498.

14. Уголовное право на современном этапе: Проблемы преступления и наказания. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. – С. 471.

15. Уголовное право России. Часть общая: Учебник для вузов: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Р.Р. Гилиакбаров и др./ Отв. ред. проф. Л.Л. Кругликов, 2-е изд., перераб. и доп. – М:. Волтерс Клувер, 2005 – с.592.

16. Уголовное право России в вопросах и ответах: учеб. Пособие/Г.Н. Борзенков и др.; под. Ред. В.С. Комиссарова. – 2-е изд.., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2010. – с. 384.

Иные источники:

1. Официальный Web-сервер Министерства Внутренних Дел РФ https://www.mvd.ru/stats

 

Приложение

 

Краткая характеристика состояния преступности
в Российской Федерации за январь - декабрь 2008 года

 

1. В январе - декабре 2008 года органами внутренних дел рассмотрено 21,5 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 4,7% больше, чем за первые 12 месяцев 2007 года. Почти по каждому восьмому сообщению (12,2%) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 2632,6 тыс. уголовных дел, что на 12% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

2. В январе - декабре зарегистрировано 3209,9 тыс. преступлений, или на 10,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 5 субъектах Российской Федерации, снижение - в 78 субъектах.

3. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных снизился с 26,8% в январе - декабре 2007 года до 26,5%.

4. Половину всех зарегистрированных преступлений (50,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи - 1326,3 тыс. (-15,4%), грабежа - 244,0 тыс. (-17,3%), разбоя - 35,4 тыс. (-22,0%). Почти каждая третья кража (31,2%), каждый двадцать пятый грабеж (3,93%), и каждое четырнадцатое разбойное нападение (7,1%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Каждое девятнадцатое (5,4%) зарегистрированное преступление - квартирная кража. В январе - декабре 2008 года их число снизилось на 18,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

5. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем - декабрем 2007 года возросло на 5,7% и составило 31,9 тыс., а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств снизилось на 11,8% (1636 фактов).

В январе - декабре 2008 года с использованием оружия совершено 10045 преступлений (-27,4%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Иркутской области (583), г. Санкт-Петербург (561), Свердловской (470), Московской (432) областях, Ставропольском (362), Забайкальском (322) краях, Республике Дагестан (322), Красноярском крае (311).

6. По сравнению с январем - декабрем 2007 года на 2,3% снизилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 448,8 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 14,0%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 142,5 млрд. руб.

Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 37,6%.

Подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями выявлено 226,6 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 50,5%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 48,98 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба - 26,9 млрд. руб.

Подразделениями органов внутренних дел по расследованию налоговых преступлений выявлено 27,7 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений данной категории составил 6,2%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 71,57 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба - 49,55 млрд. руб.

7. В январе - декабре 2008 года выявлено 232,6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 0,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с январем - декабрем 2007 года на 2,3% снизилось число преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, снизился с 54,4% в январе - декабре 2007 года до 52,8%.

8. В общественных местах зарегистрировано 640,4 тыс. преступлений.

На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 385,9 тыс. преступлений, в том числе: 108,0 тыс. грабежей, 116,9 тыс. краж, 11,9 тыс. разбойных нападений.

На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 311 разбойных нападений (-22,3%), 604 грабежа (-29,0%), выявлено 244 факта незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+10,9%).

9. В январе - декабре 2008 года раскрыто 1713,4 тыс. преступлений (-3,5%), в том числе 882,8 тыс. - следствие по которым обязательно и 830,6 тыс. - следствие по которым необязательно.

Не раскрыто 1479,5 тыс. преступлений, что на 20,6% меньше аналогичного показателя за январь - декабрь 2007 года. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 25,5% (в январе - декабре 2007 года - 25,0%). Остались нераскрытыми 2321 убийство и покушение на убийство (-30,5%), 8612 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-17,8%), 869,6 тыс. краж (-20,9%), 154,5 тыс. грабежей (-26,4%), 14,3 тыс. разбойных нападений (-36,6%).

Преступлений прошлых лет в январе - декабре 2008 года раскрыто 58,3 тыс., что на 3,0% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Почти половину (47,8%) раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (27892) и одиннадцатую часть (9,5%) мошенничества (5553).

10. Выявлено 1256,2 тыс. лиц, совершивших преступления (-4,7%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 59,6% в январе - декабре 2007 года до 60,8%, а удельный вес ранее судимых лиц - с 23,2% до 23,8%.

11. Почти каждое третье (30,4%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое седьмое (13,5%) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое пятнадцатое (6,8%) - несовершеннолетними или при их соучастии.

12. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 53,9 тыс. преступлений, что на 7,5% больше, чем за январь - декабрь 2007 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 48,8 тыс. преступлений (+7,6%), их удельный вес составил 90,6%.

Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства снизилось на 4,9% и составило 15210 преступлений.

Краткий анализ состояния преступности
в Российской Федерации за 2009 года

 

1. В январе - декабре 2009 года органами внутренних дел рассмотрено 22,79 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 6,0% больше чем за двенадцать месяцев 2008 года. Почти по каждому девятому сообщению (10,7%) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 2445,5 тыс. уголовных дел, что на 7,1% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

2. В январе - декабре 2009 года зарегистрировано 2994,8 тыс. преступлений, или на 6,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 15 субъектах Российской Федерации, снижение - в 68 субъектах.

3. 93,1% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, 4,3% из них - на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 120,4 тыс. преступлений.

4. Почти половина (42,6%) преступлений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах - всего 1,28 млн., пятая часть (19,8%) - в сельской местности, где зарегистрировано 591,8 тыс. преступлений, что на 4,6% меньше, чем за январь - декабрь 2008 года.

5. В результате преступных посягательств погибло 46,1 тыс. человек (‑8,9%), здоровью 55,4 тыс. человек причинен тяжкий вред (+9,0%). На сельскую местность приходится 40,7% погибших (18,8 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов федераций, - 37,4% лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (20,7 тыс. чел.).

6. Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 1147,2 млрд руб., что на 456,0% больше аналогичного показателя прошлого года. Большая часть ущерба (92,6%) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации.

7. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных возрос с 26,5% в январе - декабре 2008 года до 26,6%.

8. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (47,6%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи - 1188,6 тыс. (‑10,4%), грабежа - 205,4 тыс. (‑15,8%), разбоя - 30,1 тыс. (‑14,9%). Почти каждая третья кража (32,1%), каждый двадцать третий грабеж (4,3%) и каждое двенадцатое разбойное нападение (8,4%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Каждое двадцатое (5,1%) зарегистрированное преступление - квартирная кража. В январе - декабре 2009 года их число сократилось на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

9. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем - декабрем 2008 года возросло на 7,2% и составило 34,2 тыс., а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств возросло на 7,8% (1,8 тыс. фактов).

В январе - декабре 2009 года с использованием оружия совершено 8,7 тыс. преступлений (‑13,6%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в регионах: г. Санкт-Петербург (541), Республика Дагестан (513), Иркутская область (503), Республика Ингушетия (377), Свердловская область (351).

10. В январе - декабре 2009 года зарегистрировано 46,61 тыс. экологических преступлений, что на 3,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

11. По сравнению с январем - декабрем 2008 года на 4,5% сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 428,8 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 14,3%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 1075,7 млрд руб.

Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 40,3%.

Подразделениями органов внутренних дел выявлено 410,3 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 95,7%.

12. В январе - декабре 2009 года выявлено 238,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сотрудниками органов наркоконтроля - 90,7 тыс. преступлений (‑3,4%), сотрудниками органов внутренних дел - 145,1 тыс. преступлений (+6,2%). По сравнению с январем - декабрем 2008 года на 1,6% возросло число преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сократился с 52,8% в январе - декабре 2008 года до 52,3%.

13. В январе - декабре 2009 года зарегистрировано 654 преступления террористического характера (+1,9%) и 548 преступлений экстремистской направленности (+19,1%).

14. В общественных местах зарегистрировано 605,4 тыс. преступлений (‑5,5%).

На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 361,3 тыс. (‑6,4%) преступлений, в том числе: 88,1 тыс. (‑18,4%) грабежей, 121,5 тыс. (+3,9%) краж, 9,2 тыс. (‑22,4%) разбойных нападений.

На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 270 разбойных нападений (‑13,2%), 573 грабежа (‑5,1%), выявлено 136 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (‑44,3%).

15. В январе - декабре 2009 года раскрыто 1651 тыс. преступлений (‑3,6%), в том числе 838 тыс. - следствие по которым обязательно (‑5,1%) и 812,9 тыс. - следствие по которым необязательно (‑2,1%).

Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 1355 тыс. преступлений (‑4,9%), что составляет 82,1% всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - 147 тыс. преступлений (‑6,5%), что составляет 8,9% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля соответственно 64,6 тыс. (‑3,6%), службы судебных приставов - 47,9 тыс. (+44,2%).

16. Не раскрыто 1309,1 тыс. преступлений, что на 11,5% меньше аналогичного показателя за январь - декабрь 2008 года. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 26,0% (в январе - декабре 2008 года - 25,5%). Остались нераскрытыми 2,2 тыс. убийств и покушений на убийство (‑7,1%), 7,3 тыс. умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (‑15,2%), 757,8 тыс. краж (‑12,9%), 124,1 тыс. грабежей (‑19,6%), 11,2 тыс. разбойных нападений (‑21,7%).

1273,6 тыс. преступлений (‑11,8%) остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

17. Преступлений прошлых лет в январе - декабре 2009 года раскрыто 61,9 тыс., что на 6,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти половину (46,6%) раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (28,8 тыс.) и двенадцатую часть (8,5%) - мошенничества (5,2 тыс.).

18. Выявлено 1219,8 тыс. лиц, совершивших преступления (‑2,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 60,8% в январе - декабре 2008 года до 64,4%, а удельный вес ранее судимых лиц - с 23,8% до 23,9%.

19. Почти каждое третье (32,2%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое восьмое (13,0%) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое семнадцатое (5,7%) - несовершеннолетними или при их соучастии. Организованными группами или преступными сообществами совершено 29,6 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (‑15,2%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий снизился с 7,7% в январе - декабре 2008 года до 6,9%.

20. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 58 тыс. преступлений, что на 7,6% больше, чем за январь - декабрь 2008 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 53,1 тыс. преступлений (+8,8%), их удельный вес составил 91,6%.

Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось на 1,9% и составило 14,9 тыс. преступлений.

Сайт Министерства Внутренних Дел РФ https://www.mvd.ru/stats



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: