Проверьте правильность ответов




 

1 – в; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – б; 6 – г; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – г; 11 – в; 12 – г; 13 – б; 14 – б.

 

Ознакомьтесь с комментарием к выполненным заданиям

 

1. В сочетаниях типа пятое марта, Первое мая склоняется только первая часть при изменении даты по падежам, форма существительного, обозначающего месяц, не меняется: к пятому марта, к Первому мая.

 

2. Русские и иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам.

 

3. Заимствованные несклоняемые существительные (пальто, депо, такси, жюри, метро, интервью, алоэ) относятся к среднему роду, за исключением слова кофе, которое в современном русском языке относится к мужскому роду. Слова, обозначающие животных, птиц (пони, шимпанзе, какаду, кенгуру, фламинго) относятся к мужскому роду.

Род несклоняемых существительных, обозначающих названия городов, рек, озер, островов, гор, определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли родового понятия.: солнечный Тбилиси, далекое Монако, широкая Конго, живописный Капри.

 

4. Иностранные имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются: роман Жюля Верна, песни Ива Монтана, рассказы Марка Твена.

Русские и иноязычные фамилии на согласный не изменяются по падежам, если относятся к женщинам: у Карла Зигерса – у Анны Зигерс.

Не склоняются в русском языке фамилии на -аго (-яго), -ых (-их): о Юрии Живаго, к Павлу Деревяго, от Ивана Красных.

Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласный, в русском языке не склоняются: романы Дюма (Гюго, Золя).

 

5. «Подстрелить две утки» – в данном словосочетании нарушены нормы управления: глагол подстрелить требует после себя винительного падежа: подстрелить двух уток.

 

6. См. комментарий к заданию 4.

 

7. Существительные общего рода (неряха, работяга, подлиза, задира, плакса и др.) обозначают свойства, которыми могут обладать как мужчины, так и женщины. В зависимости от контекста слова общего рода могут иметь грамматическое значение мужского и женского рода.

 

8. В словосочетании «трое студенток» нарушена морфологическая норма употребления числительных. Собирательные числительные (двое, трое, четверо и др.) употребляются только с существительными мужского и среднего рода и не употребляются с существительными женского рода. Правильный вариант: три студентки.

9. См. комментарий к заданию 7.

 

10. Составные числительные бывают количественными (сколько? – сто двадцать пять) и порядковыми (какой? – сто двадцать пятый). В русском языке они склоняются. Количественные числительные изменяются по падежам, причем склоняется каждое слово, входящее в его состав, Например: 125 – от ста двадцати пять (р. п.), со ста двадцатью пятью (тв. п.).

 

11. Украинские фамилии на -ко в современном русском языке не склоняются: родина Ивана Франко. Украинские имена Павло, Марко, Петро, Левко изменяются по падежам в соответствии с правилами: к Павлу, от Марка, с Петром, о Левке.

 

12. В словосочетании «до двух тысяч седьмого года» нарушена морфологическая норма употребления числительных в названии даты. Правильный вариант: до две тысячи седьмого года.

13. «Монета оказалась старой, стертой с обоих сторон» – в данном предложении нарушена морфологическая норма употребления числительных оба + м. р и ср. р. и обе + ж. р.: обоих братьев, обеих сестер, с обеих сторон. Данные числительные склоняются.

 

14. В предложении «Из школы вышли семеро девочек» нарушена морфологическая норма употребления собирательных числительных.

См. комментарий к заданию 8.


Раздел 2

Контрольные тесты

Вариант 1

 

Задания Варианты ответов
1. Укажите, в каких случаях паронимы деловой – деловитый употреблены неправильно.   Дайте не менее двух ответов. а) Светло-серый костюм с широкими плечами придавал ей строгий, деловитый вид. б) Полины деловитым взором оглядела комнату, где ей предстояло жить. в) Деловой молоденький инженер Карцев работал быстро, помогая упаковывать станки. г) Между книгами попадались письма и бумаги, большей частью делового характера.  
2. Нет смысловой избыточности во фразе … а) придавать к совместному сотрудничеству б) строительство не должно замирать на мертвой точке в) это ведущий лидер нашей партии г) привлечь внимание к этому факту
3. Речевая ошибка допущена в предложении … а) Обрез был приспособлен для стрельбы из мелкокалиберных патронов. б) Группа «Чайф» вернулась из длительного турне по российским городам. в) Уровень жизни большинства населения понижается. г) Еще в начале года завод никакой приватизации не подлежал.  
4. Значение «разоблачать кого-либо»имеет фразеологизм … а) курить фимиам б) срывать маску в) петь дифирамбы г) портить обедню
5. Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях …   Дайте не менее двух ответов. а) оправдывать доверие б) облокотиться спиной в) плеяда ученых г) пьеса прошла с большим интересом
6. Речевая ошибка допущена в предложении … а) Это серьезный, вдумчивый, интересный документ. б) 1961 год был поворотным моментом в нашей истории. в) Вы видите, какая вопиющая антисанитария окружает нас. г) Магазин «Вавилон» продает дубленки великолепного качества по низким ценам.  
7. Синонимом к фразеологизму «как снег на голову» является фразеологизм … а) на скорую руку б) ни в зуб ногой в) откуда ни возьмись г) души не чаять  
8. В предложении «Директора лицея скоропостижно сняли с должности» лексическая ошибка классифицируется как … а) плеоназм б) смысловая неточность в) тавтология г) употребление слова в несвойственном ему значении  
9. Грамматические нормы соблюдены в предложении … а) Пятилетний мальчик и девочка забавно барахтались в речке. б) Два близких мне человека уходили с порога моего дома так, словно навсегда из моего сердца. в) Четверо преподавательниц начали работать в нашей школе в прошлом году. г) Бухгалтерии заводов города получили по девяноста тетрадей для учета новой продукции.  
10. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота. а) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, просим рассмотреть возможность совместного участия в выставке «Деловая Москва». б) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, рекомендации приняты к сведению. в) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, заключен договор о совместном выпуске продукции. г) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, создана совместная финансовая компания, осуществляющая рассчетно-кассовое обслуживание клиентов.  
11. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? а) квартал, плесневеть, слоган б) компас, фортель, экспорт в) жалюзи, свекла, камбала г) торты, кладбище, мытарь  
12. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: «Какаду вьют гнезда в дуплах деревьев». а) средний б) женский в) мужской г) общий
13. В каком предложении нет речевой ошибки? а) Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков б) Нельзя все время работать спустя рукава. в) Этот человек полный невежа в вопросах искусства. г) Он привык беречь каждую минуту времени.  
14. Ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого допущена в следующих предложениях …   Дайте не менее двух ответов. а) На выполнение всей работы понадобятся шесть месяцев. б) Тысяча книг поступили в библиотеку. в) Большая часть домов на нашей улице панельная. г) Нэп был переходным периодом.  
15. В каком предложении нет грамматической ошибки? а) Речь Печорина более ярче, чем речь других героев романа. б) Не имея часов, у нас не было возможности точно определить время. в) По возвращению из командировки он сразу отправился на работу. г) По приезде в столицу спортсмен встретился с журналистами.  
16. Паронимы представить – предоставить употреблены неправильно в предложении … а) Русский язык – это сокровищница, которая предоставляет нам необычайные возможности. б) Какие технические возможности вам предоставляются значительными? в) Необходимо представить отчет о работе за первое полугодие. г) Отца представили к награде.  
17. Нормы сочетаемости слов нарушены в предложениях … Дайте не менее двух ответов. а) Необходимо оплатить за проезд. б) Эти факты служат доказательством о виновности подозреваемого. в) Пейзаж в романе играет большую роль. г) Я скучал по вас.  
18. Ударение не падает на последний слог в слове … а) подключит б) квартал в) нефтепровод г) средства  
19. Нарушение морфологической нормы при употреблении имени собственного допущено в предложении … а) Имя американского конструктора Браунинга носит автоматический пистолет браунинг. б) Стальная башня, сооруженная в Париже по проекту инженера А. Эйфеля для Всемирной выставки 1889 года, названа в его честь Эйфелевой башней. в) Роли, сыгранные Панкратовым-Черным, имели большой успех. г) Наташа любит произведения Эрих Марии Ремарк.  
20. Автором фразеологизма «а Васька слушает да ест» является … а) А. Грибоедов б) Н. Гоголь в) Н. Лесков г) И. Крылов  

 


Вариант 2

Задания Варианты ответов
1. Укажите, в каких случаях паронимы обсудить – осудить употреблены правильно.   Дайте не менее двух ответов. а) Как ни бедна была та или иная семья, справить праздник она стремилась как можно лучше, чтобы люди не обсудили. б) Мы обычно втроем готовим и детально обсуждаем, что будет на обед и ужин. в) Ребята осуждали самоотверженный поступок одноклассника. г) По этому делу были осуждены ни в чем не повинные люди.  
2. Нет смысловой избыточности во фразе … а) Нам подарили памятный сувенир. б) На столе лежал прейскурант цен. в) Судья следил за хронометражем времени. г) Это был памятный подарок.  
3. Речевая ошибка допущена в предложении … а) Эта эпоха реформ ассоциируется с именем Столыпина. б) Отец большинство своего времени проводил на в) Верховный суд вынес преступнику смертный приговор. г) При таком отношении к народному добру не стоит сетовать на то, что витрины забиты импортными товарами.  
4. Значение фразеологизма «авгиевы конюшни» соответствует выражению … а) простой выход из трудной ситуации б) суматоха, полная неразбериха в) грязь, беспорядок в делах г) что-то забытое, бесследно исчезнувшее  
5. Лексическая сочетаемость намеренно нарушена в выражении … а) первая премьера б) преобладающее большинство в) очевидное – невероятное г) ночная серенада  
6. Речевая ошибка допущена в предложении … а) То ли шелест колоска, то ли трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука. б) Замёрзший пруд блестел, как зеркало. в) Его язык остолбенел от страха. г) Что-то с нами происходит в период увядания природы и долгих проливных дождей.  
7. Фразеологизм «по одежке протягивать ножки» имеет значение … а) невыполнимые желания б) желания должны соответствовать имеющимся возможностям в) достижимые желания г) много хотеть, но не получить ничего  
8. В предложении «Теория в книге была изложена так, чтобы восполнить проблемы школьного обучения»лексическая ошибка классифицируется как … а) плеоназм б) смысловая неточность в) тавтология г) употребление слова в несвойственном ему значении  
9. Грамматические нормы соблюдены в предложении … а) Согласно распоряжения ректора всем студентам необходимо пройти флюорографический осмотр. б) По окончанию экзаменационной сессии необходимо сдать в деканат ведомости. в) По приезде из командировки необходимо сдать отчет. г) Руководитель написал очень хороший отзыв на мою курсовую работу.  
10. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота? а) Получив письмо, у мня не было времени написать ответ. б) Знакомясь с городом, мы восхищались его архитектурой. в) Находясь в Германии, у нас состоялась встреча с берлинскими коллегами. г) Открыв дверь, моим глазам предстала странная картина.  
11. В каком ряду во всех словах ударение падает на последний слог? а) августовский, газопровод, диспансер, догмат б) договор, досуг, кремень, некролог в) острие, партер, петля, принято г) начался, алфавит, догмат, иконопись  
12. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении «Кенгуру живут в Австралии». а) средний б) женский в) мужской г) общий  
13. В каком предложении нет речевой ошибки? а) Железнодорожный состав был отправлен согласно расписанию. б) Новый законодательный процесс взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной Думы. в) Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. г) Конфликты не всегда можно избежать.  
14. Ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого допущена в следующих предложениях …   Дайте не менее двух ответов. а) Эта девушка – мое протеже. б) Трое мальчиков написали сочинение на одну и ту же тему. в) Кафе-бар закрыт по техническим причинам. г) Два учебника лежало на столе.  
15. В каких предложениях нет грамматической ошибки?   Укажите не менее двух вариантов. а) Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось преодолеть трудности. б) Отечественный производитель еще не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка. в) Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы. г) Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии».  
16. Паронимы идеалистический – идеалистичный употреблены неправильно в предложении … а) Он отличался идеалистичным взглядом на мир. б) Их рассуждения были идеалистичными. в) Это была идеалистическая философия. г) Многие древние ученые отдавали предпочтение идеалистической философии.  
17. Норма сочетаемости слов нарушена в предложениях …   Дайте не менее двух ответов. а) Преступник понесет достойное наказание. б) Днем на границе шли ожесточенные бои, но к вечеру ситуация изменилась. в) Необходимо увеличит уровень благосостояния народа. г) Данные функции возлагаются на классного руководителя.  
18. Ударение не падает на первый слог в слове … а) иконопись б) кухонный в) ломоть г) принято  
19. Нарушение морфологической нормы при употреблении имени собственного допущено в предложении … а) В городе Москва открылась новая выставка картин Сальвадора Дали. б) Губернатор штата Алабама открыл пресс-конференцию для журналистов. в) Песни Ива Монтана были очень популярны в России. г) Дельвиг вместе с Пушкиным учился в лицее.  
20. Автором фразеологизма «счастливые часов не наблюдают» является … а) Пушкин б) Лермонтов в) Грибоедов г) Толстой  

Вопросы к зачету

 

1. Примеры трудных случаев образования морфологических форм слова.

 

2. Род заимствованных несклоняемых существительных. Приведите примеры.

 

3. Трудные случаи образования форм прилагательных (кратких прилагательных, образованных от полных на -енный; наиболее типичные ошибки при образовании форм сравнительной и превосходной степени).

 

4. Особенность употребления числительных оба, обе.

 

5. Нормы склонения имен собственных (географических названия, иностранных фамилий).

 

6. Нормы употребления числительных, склонение числительных в русском языке.

 

7. Особенности употребления собирательных числительных типа двое, трое, четверо и др.

 

8. Согласование подлежащего со сказуемым (нормы употребления сказуемого при подлежащем с количественным значением).

 

9. Наиболее трудные случаи синтаксической связи управления в словосочетании.

 

10. Правила употребления деепричастных оборотов.

 

11. Ошибки при использовании причастных оборотов.

 

12. Два типа правил, необходимых для соблюдения норм употребления слов в речи.

 

13. Слова-паронимы.

 

14. Выбор слова, необходимость знания не только значения слова, но и его стилистической характеристики.

 

15. Лексические ошибки, приводящие к многословию.


Рекомендуемая литература

 

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева, 14-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 544 с.

 

2. Проскурякова, И.Г. Практикум по русскому языку и культуре речи (Нормы современного русского литературного языка): учебное пособие / И.Г. Проскурякова, В.В. Кудряшова, К.Е. Егоренкова и др. – СПб.: СПбГГУ, 2005. – 199 с.

 

3. Русский язык и культура речи: Шпаргалка. – М.: Риор, 2009. – 31 с.

 

4. Свидинская Н.Т., Налимова Т.А., Кунина Л.Г. Русский язык и культура речи / под ред. Н.Т. Свидинской. – СПб.: СПГУТД, 2009. – 329 с.

 

5. Синцов, Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Е.В. Синцов. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 160 с.


Рекомендовано

на заседании кафедры

протокол №6

от 26.10.11

 

Рецензент

Шведова О.В.

 

Методические указания

к выполнению контрольных тестовых заданий

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

для студентов бакалавриата заочной формы обучения

 

 

Составитель: Свидинская Надежда Тихоновна

 

 

Оригинал подготовлен автором и печатается в авторской редакции

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: