Нормы расхода топлива для легковых автомобилей.
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1 + 0,01 ∙D),
где Qн – нормативный расход топлив, л;
Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Пример.
1. Обработка путевого листа легкового автомобиля ГАЗ -31105 с двигателем ЗМЗ-4062.
Базовая норма расхода бензина – 11,5 л\100 км.
Общий пробег – 460 км, из них:
- загородная зона – 260 км, из которой 30 км приходится на пригород (снижение нормы на 7% на расстоянии 230 км);
- автомобиль эксплуатировался в январе месяце (на предприятии зимняя норма составляет 10%.
- движение в городе с населением 400 тыс. жителей – 40 км (принятая на предприятии надбавка к норме – 15%);
- движение в городе с населением 220 тыс. жителей – 30 км (надбавка к норме 10%);
- движение в городах и поселках до 100 тыс. жителей – 70 км (надбавка 5%);
- движение в Москве – 60 км (надбавка 25%);
Расход топлива составит:
1. вариант.
а) загородная зона (дорога с усовершенствованным покрытием) 0,01х11.5 х 230 х (1+ 0,01 х (+10+ (-7)) = 27,24 л.
Учитываются повышающая зимняя надбавка и снижение на хорошую дорогу.
б) город 400 тысяч. Надбавки город + зима. 0,01х11,5х 40 х (1+ 0,01 х (15+10) = 5,75л.
в) город 220 тысяч. Надбавки те же. 0,01х11,5 х 30 х (1+ 0,01 х (10+10) = 4,14 л.
г) города и поселки. 0,01х11,5х70 х (1+0,01х (5+10) = 9,26л.
д) по Москве. 0,01х11,5 х 60 х (1+0,01х (25+10) = 9,32л.
е) по пригородным зонам. Только зимняя надбавка. 0,01х11,5 х 30 х (1+ 0,01 х10) = 3,8л.
Итого 59,5 л.
2. вариант.
Q = 0,01х11,5 х 460 х ((1+ 0,01 х (10% зима на весь пробег + 15% город х 40\460 + 10% город х 30\460 + 5% города и поселки х70\460 + 25% Москва х 60\460 – 7% снижение х 230\460) = 59,5л.
|
3. вариант.
Выполнив подобный расчет, можно для постоянных маршрутов или для однотипных условий эксплуатации автотранспорта установить среднюю эксплуатационную норму расхода топлива. Это будет летняя и зимняя эксплуатационные нормы. В этом случае расход топлива будет определяться умножением той или иной нормы на пробег автомобиля. И не нужно будет по каждому путевому листу выполнять сложные вычисления.
Расход топлива грузовыми автомобилями:
1. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D),
где Qн – нормативный расход топлива, л;
S – пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan – норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,
где Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
Hg – норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км;
Gnр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Hw – норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км;
W – объем транспортной работы, т·км: W = Gгр х Sгр (где Gгр – масса груза, т;
Sгр – пробег с грузом, км);
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
2. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:
|
- для бензина – до 2 л;
- дизельного топлива – до 1,3 л;
- сжиженного нефтяного газа (снг) – до 2,64 л;
- сжатого природного газа (спг) – до 2 куб. м;
- при газодизельном питании ориентировочно – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
Вышеуказанная формула позволяет определить расход топлива для:
а) одиночного грузового бортового автомобиля с грузом без расчета транспортной нормы;
б) одиночного грузового бортового автомобиля с грузом;
в) порожнего автопоезда в составе грузового бортового автомобиля и прицепа;
г) автопоезда в составе грузового бортового автомобиля и прицепа с грузом;
д) седельного тягача с порожним полуприцепом;
е) седельного тягача с полуприцепом с грузом;
Пример 1. Одиночный грузовой бортовой автомобиль (вариант «а»).
Автомобиль ГАЗ-3302 работает в летний период в городе с 400-тысячным населением на развозке продуктов по торговым точкам без учета массы перевозимого груза.
Срок службы автомобиля – 9 лет, пробег 220 тыс. км.
Работа автомобиля предусматривает частые технологические остановки для погрузки и выгрузки груза.
Базовая норма расхода топлива Hs – 16,5 л\100 км пробега. Пробег по путевому листу – 145 км.
Применяемые надбавки:
- работа в городе – 10%;
- эксплуатация изношенного автомобиля (более 8 лет с пробегом более 150 тыс.км) –10%;
- работа с остановками для погрузки-выгрузки – 8%.
Расход топлива составит: Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 16,5 х 145 х (1 + 0,01 х 28%) = 30,6 л.
Расход топлива самосвалами.
|
1. Расход топлива для этой категории автотранспорта определяется по следующим направлениям:
- определение расхода топлива для одиночных автомобилей – самосвалов;
- определение расхода топлива для автомобилей – самосвалов с прицепами – самосвалами (автопоездов);
- определение расхода топлива для седельных тягачей с полуприцепами – самосвалами (автопоездов);
- при использовании автомобилей – самосвалов и самосвальных автопоездов по режиму работы грузовых бортовых автомобилей и автопоездов (с коэффициентом загрузки более 0,5).
2. Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 · Hsanc · S · (1 + 0,01 ·D) + Hz · Z,
где Qн – нормативный расход топлива, л;
S – пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
Hsanc – норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:
Hsanc = Hs + Hw · (Gпр + 0,5q), л/100 км, где
Hs – транспортная норма автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
Hw – норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т · км;
Gпр – собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q – грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q – с коэффициентом загрузки 0,5), т;
Hz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля- самосвала, автопоезда, л;
Z – количество ездок с грузом за смену;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки – 0,5): бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного газа – до 2,64 л; природного газа – до 2 куб. м.
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
– до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 лсжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
– до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.