Лекция 9. Теория конфликтов




Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Конфликт

всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.

Существует три типа конфликтов.

Личностный конфликт - включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Эти конфликты решаются самим человеком внутри себя или с помощью психологической помощи. В данном курсе мы не будем рассматривать данный тип конфликта.

Межгрупповой конфликт - конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт. Межгрупповой конфликт в лагере возможен между следующими группами:

· Два вожатских отряда

· Отряд и руководство лагеря

· Отряд и персонал лагеря (повара, медики, спасатели, горничные…)

· Две подгруппы в одном отряде

· Два детских отряда

Конфликты такого типа решаются через командира и комиссара отряда. Отряд между собой решает, чего он хочет добиться, на какие компромиссы может пойти, в чём уступить и в чём настаивать. Важно на этом этапе достичь внутреннего согласия группы. Когда согласие достигнуто, командир и комиссар ведут переговоры с противоположной стороной с целью найти решение проблемы.

Конфликт двух подгрупп в одном педагогическом отряде очень плох и требует немедленного решения. Вообще наличие подгрупп само по себе естественно. Важно чтобы командир и комиссар не были на стороне только одной подгруппы, а стремились учесть интересы обоих подгрупп.

Межличностный конфликт - разногласия между двумя или более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы. В детском лагере межличностные конфликты возможны между следующими людьми:

· Вожатый и руководство лагеря

· Вожатый и персонал лагеря

· Вожатые двух разных отрядов

· Напарники одного отряда

· Вожатый и родители

· Вожатый и ребёнок

· Ребёнок и ребёнок

Конфликт вожатый и руководство лагеря возникает по причине того, что руководство лагеря ожидает от вожатых наилучшей работы, чтобы дети и их родители остались довольны. Но каким бы хорошим ни был вожатый, он тоже человек, который может допустить ошибку. Как только возникает конфликт между вожатым и руководством, вожатый должен немедленно сообщить о конфликте командиру и комиссару, потому что руководство в первую очередь пойдёт выяснять отношения с командиров отряда («вот, ваши вожатые такие плохие, не умеют работать…»). Если командир уже будет знать о ситуации, он сможет вас защитить и оправдать. Если командир не будет знать, то скорее всего он будет выслушивать претензии руководства и проклинать того вожатого за его ошибку. Потому что командир собственно может быть не виноват в сложившейся ситуации.

Конфликт вожатый и персонал лагеря возникает из-за различных взглядов вожатого и персонала на работу друг друга. Например, вожатый знает, что горничная должна убирать в комнатах детей, а горничная знает, что вожатый следит за детьми и это он виноват в том беспорядке, который развели дети в комнатах. Горничная отказывается убираться с фразой «Вы тут весь пол красками разрисовали, а мне это убирать теперь? Сами убирайте», а вожатый не убирает, потому что это не его работа и сейчас у него другие более важные дела.

Большинство таких конфликтов можно решить самим вожатым и персоналом, но если это не получается, скорее всего персонал обратится к руководству лагеря. В случае неразрешения конфликта здесь также необходимо сообщить командиру и комиссару.

Конфликт между вожатыми двух разных отрядов случается из-за того, что каждый вожатый искренне верит, что его отряд лучший на всём белом свете. Лучшим решением такого конфликта будет отсутствие конфликта. Помните, что каждый любит только свой отряд и будет защищать его интересы всеми силами. Придержите ваше мнение о другом отряде при себе.

Конфликт между напарниками одного отряда возникает вследствие недопонимания друг друга. При разделении обязанностей делите их как можно чётче, вплоть до конкретных действий. Если вы чего-то ожидаете от напарника, говорите это сразу. Возникающие вопросы тоже решайте сразу. Если уж конфликт произошёл, не показывайте его детям. Останьтесь одни и обсудите проблему. Подумайте, как можно исправить ситуацию, предпримите действия, дабы избежать повторения конфликта. Не обсуждайте с детьми недостатки своего напарника.

Конфликт между вожатым и родителями происходит из-за того, что родители хотят, чтобы их чадо холили и лелеяли всю смену и приносили креветок на золотом блюдечке. Я, конечно, утрирую, но это так. Родители ожидают, что ребёнок с первого дня заведёт друзей, не будет ни с кем ссориться, обретёт новые знания и навыки, будет сиять на лагерной сцене и так далее. Конечно, находясь в лагере, ребёнок должен подчиняться правилам лагеря и здесь не должно быть каких-либо особенных правил для одного ребёнка. Но если дело касается здоровья ребёнка, вожатый должен выполнить требования родителей. Некоторым детям противопоказана большая физическая нагрузка, некоторым нужно принимать таблетки, у некоторых может быть аллергия. Все эти особенности должны сообщить вам либо родители, либо врачи лагеря. Очень важно следить за здоровьем каждого ребёнка.

Просите детей, чтобы они сразу сообщали вам обо всех своих проблемах. Это позволит решить проблему до возникновения проблем с родителями. Часто дети в первую очередь говорят родителям, а вы о проблеме можете даже не знать.

Большинство отрядных вопросов решается непосредственно с детьми внутри отряда, но с младшими отрядами есть вопросы, решать которые вы можете только с родителями. Это вопросы, касающиеся денег, а именно экскурсии, отрядные фотографии, хранение ценностей ребёнка.

Конфликт между вожатым и ребёнком возникает по причине того, что ребёнок не понял ваши требования и условия. Спокойно объясните ребёнку, почему необходимо выполнение того или иного правила. Если вы чувствуете гнев и раздражение, отойдите от ребёнка и попросите напарника поговорить с ребёнком.

Конфликт между двумя детьми может происходить ежедневно и не один раз. Причины могут быть самыми разными.

В первую очередь, что вам нужно сделать, это разделить участников конфликта от всего отряда и друг от друга. Останьтесь наедине с ребёнком. Вторым пунктом ребёнка нужно успокоить. Он, скорее всего, будет либо отчаянно плакать, либо переполнен эмоциями до крика. Если ребёнок плачет, просите его рассказать, почему он плачет. Конечно, он начнёт рассказывать и это не будет чёткой и понятной речью. Просите ребёнка повторить его рассказ, так как вы не можете разобрать слова. Задавайте вопросы. Ребёнок сам будет стараться успокоить себя, чтобы ответить вам. Если ребёнок плачет настолько сильно, что не в состоянии произнести ни слова, дайте ему воды. От воды он не откажется, когда человек плачет, он хочет пить. Физиологически организм человека устроен так, что когда он пьёт, то плакать уже не может. Также вода может вам помочь, если ребёнок перевозбуждён. Дыхание успокаивается и восстанавливается нормальное сердцебиение. Если ребёнок возбуждён и громко говорит, старайтесь

говорить предельно спокойно и тише. Ребёнок будет подстраиваться под вас, и говорить тише.

Третьим пунктом поговорите с каждым участником конфликта и выясните ситуацию с разных сторон. Если рассказы противоречат друг с другом, поговорите и со свидетелями. Найдите компромисс для детей и помирите их.

Ещё один способ, чтобы успокоить ребёнка, это дать ему задание, чтобы отвлечь. Задание должно быть посильно ребёнку и никак не связано с темой конфликта. Например, попросите ребёнка найти другого вожатого и отдать ему листочек или что-то ещё. Конечно, этот ребёнок должен знать этого вожатого.

Для решения всевозможных конфликтов психологи выделяют четыре метода:

Метод избегания конфликта - может выражаться, например, в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или в угрозе ухода; в избегании встреч с противником и т.д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама его причина.

Метод переговоров - позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.

Метод использования посредничества. Это примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица. Эти функции могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации, отдельные личности. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).

Метод откладывания - нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное

Роль Родителя для вожатого отряда становится несущественной, т.к все вопросы здесь и сейчас решает вожатый, администрация лагеря. К Родителям обращаются в чрезвычайных случаях. И эти люди для вожатого очень непонятные и загадочные, иногда пугающие своими статусами и должностями, манерой общения и неожиданным появлением на Вашем горизонте.

Как же грамотно выстроить общение с Родителями детей в отряде? А, когда необходимо это общение? Как разговаривать с родителями и что им можно, нужно говорить?

Попробуем вместе порассуждать и найти ответы на эти вопросы.

1. Перед началом разговора предложите присесть – это более удобно, чем просто стоять, плюс ваш разговор будет в равных психологических позициях.

2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.

3. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.

4. Внимательно слушайте Родителя, демонстрируя свою заинтересованность в решении вопроса или проблемы.

5. В первые же секунды беседы (а если есть возможность, то и заранее, до разговора) выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.

6. Если вожатый собирается о чем-либо рассказать родителям, желательно поговорить/проинформировать/обсудить прежде об этом с ребенком.

7. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.

8. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре о ребенке. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.

9. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

10. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами. Если Вы решились сказать комплимент родительскому воспитанию или ребенку, делайте это искренни, ненавязчиво и уместно.

11. Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не "завести" родителей и не сделать лагерь врагом №1 для их и ребенка! Для контактов с родителями по спорным и малоприятным вопросам есть директор лагеря и старший вожатый.

12. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». И например заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам».

Важно учесть:

  • В общении с неадекватными (как Вам кажется) Родителями, старайтесь абстрагироваться от оценок и ярлыков, которые эти персоны начнут раздавать всем направо и налево. Вежливо, с легкой улыбкой, слушаем, но стараемся в полемику и рассуждения не вступать, т.к. такие разговоры могут длиться бесконечно, а у Вас в отряде как минимум 25 детей, которые объективно требуют Вашего внимания и участия. Таких родителей можно перенаправить к психологу лагеря (скорее всего им просто нужны свободные уши или есть потребность решить свои родительские сомнения).
  • Помните суть суждения «о факте и оценке». Идея проста - в каждом сообщении, которое адресовано Вам есть факт, а есть оценка. К примеру суждение: «У тебя ужасный почерк». Факт в том, что почерк неразборчив. Оценка в слове ужасный. То есть корявый, неаккуратный, плохой и т.д., но факт именно в том, что он неразборчив, а это не значит, что Вы пишите безграмотно. Причем если Вы сами знаете об этом и приняли свой почерк, то нет смысла обижаться на этот факт. Обижаются на оценку, если оценка оскорбительна или унизительна. Так и в общении с Родителями/любым человеком, разделяйте факт от оценки, если человек просто эмоционально озвучивает свое видение факта, давая ему чисто субъективные оценки, это не говорит о том, что Вы этот факт исполняете не профессионально или безграмотно, просто его жизненный, профессиональный, культурный опыт позволяют видеть ему факт именно так))

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: