Бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон





 

Четыре типа мозговых волн, которые наиболее часто исследуются наукой (бета, альфа, тета и дельта), соответствуют состояниям, в которые мы ежедневно погружаемся: бодрствованию, сну со сновидениями и сну без сновидений. Хотя все эти нейроволновые паттерны присутствуют в течение всего дня, бета-ритм доминирует в состоянии бодрствования. Альфа- и тета-ритмы проявляются в состоянии расслабления и дрёмы, а дельта-ритм возникает, когда мы погружаемся в глубокий сон без сновидений.

С феноменологической точки зрения, на определённом уровне весь спектр сознания — от грубых уровней до тонких и очень тонких — проходит сквозь нас и переживается нами во время цикла сна. Бета-диапазон переживается как грубый, плотный уровень сознания, в то время как альфа- и тета-ритмы пробуждаются вместе с более тонкими формами: начинает проявляться красочное воображение и возникает чувство освобождения и отпускания ненужного. Это мир, в котором нас посещают давно забытые образы из детства, а законы природы, принадлежащие к грубому плану, перестают существовать. Наконец, в состоянии глубоко сна без сновидений начинает преобладать дельта-активность и исчезает отождествлённый с самостью свидетель — наше «Я». В этом состоянии нет того, кто испытывает что-либо, кто борется с миром, кто счастлив или печален; присутствует лишь совершенный мир и покой. Вовсе не случайно, что состояние глубокого сна без сновидений является жизненно важным для нашего здоровья и благополучия, ведь именно глубокий сон позволяет нам поддерживать и сохранять врождённую способность к исцелению и самообновлению.

Интересно, что в определённых учениях буддизма и индийской философии тоже присутствуют представления о поле сознания, которое простирается от грубого до тонкого и очень тонкого. Каждому состоянию соответствует определённый тип тела — грубое тело, тонкое и очень тонкое (или причинное). Кроме того, грубое тело находится внутри тонкого тела, а тонкое тело — внутри причинного тела, и поэтому неотождествлённый с «я» свидетель всегда присутствует как вечно наличная возможность. Другими словами, эти взаимосвязанные телесно-психические проявления являются теми аспектами нашей природы, которые мы можем развивать, позволив своему потенциалу проявиться наиболее полно.

Учение о трёхчастной природе личности (которой соответствуют определённые состояния или тела) можно найти в буддизме, индийской философии и даже в христианстве, хотя некоторые детали данного учения варьируются в зависимости от традиции. Доктрина о трёх телах Будды (трикая) в буддизме махаяны представляет природу просветлённого существа состоящей из трёх тел: 1) сотворённое физическое тело, которое появляется в пространстве и времени (нирманакайя); 2) световое тело (самбхогакайя); и 3) безграничное тело Истины (дхармакайя), воплощение принципа просветления. Индийская философская традиция веданты говорит об этих трёх телах как о грубом теле, тонком теле и причинном теле. Христианская же традиция признает существование трёх тел (состояний сознания) в доктрине о триедином Боге, включающем три лица: Отца (причинное тело), Сына (грубое тело) и Святого Духа (тонкое тело).

Когда мы углубляемся в эти учения, становится возможным культивировать понимание, что мы можем пребывать в этих состояниях не только более осознанно, но и так, чтобы это вело к трансформации и преображению, высвобождению наших привычных самоотождествлений и воплощению нашей глубинной природы. На самом деле веданта рассматривает изучение (как умственное, так и в переживании) этих состояний и тел как нечто существенно важное для высвобождения нашей привычной отождествлённости с ними и пребывания в нашей истинной природе.


 

Наиболее плотное тело в веданте — это грубое тело, «стхула шарира», которое поддерживает состояние бодрствования, а также аннамайякошу — самый внешний из пяти покровов, которыми, словно бы пятислойным абажуром, накрыто глубочайшее Я. Это физическое тело, состоящее из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства. Ему соответствует состояние сознания, которое, если мы с ним излишне отождествлены, привязывает нас к переживанию себя, в котором мы дуалистически прыгаем между любовью и ненавистью, «нами» и «ими», жизнью и смертью. Семь возрастающих по своей плотности явлений возникают, когда наблюдается сильное отождествление с этим состоянием, причём каждое последующее рождается из предыдущего: 1) ошибочное понимание реальности, препятствующее постижению Я; 2) неспособность отличить реальность от нереального; 3) привязанность к своему «я», или образу себя; 4) привязанность к переживаниям, которые ранее доставляли удовольствие; 5) неприязнь по отношению к переживаниям, которые раньше приносили боль и страдание; 6) действие (включающее и мысль) и его последствия (включающие тонкие психические отпечатки, которые возникают в результате таких действий); и 7) физическое тело.

 

С точки зрения нейроволновой активности, стхула шарира, когда имеет место непосредственное отождествление с ней, по-видимому, коррелирует с излишней активностью бета-диапазона. Как мы выяснили в главе 3, излишняя бета-активность связана с тревожными расстройствами и даже алкоголизмом. В связи с этим можно сказать, что алкоголик подменяет алкоголем сознательный доступ к пребыванию в своей истинной природе как Духе, ибо он глубоко отождествлён с грубым состоянием сознания и не знает, как уйти от такого отождествления.

Традиция буддизма махаяны называет это тело нирманакайей — физическим телом, проявленным для того, чтобы обучать дхарме и помогать всем существам достичь просветления. Данный взгляд на грубое тело/состояние подчёркивает то, как просветлённые

существа пребывают в своём теле, превосходя и включая его, а не отождествляясь с ним как локусом самоощущения. В таком проявлении физического тела и состояния бодрствования имеют возможность проявиться сияние чистого света и глубина духа, тогда как сознание грубого мира полностью стабилизировано. С точки зрения нейронауки, это может проявляться как динамическое равновесие между основными нейроволновыми паттернами (бета-, альфа-, тета- и дельта-), сходными, но не тождественными с паттерном пробуждённого ума, описанным Си Максвелом Кейдом. Феноменологически это проявляется как непреходящее, свободное от привязанности/неприязни, наполненное блаженством свидетельствование обусловленного ума.

 

 

В буддизме махаяны самбхогакайей называется тонкое, или астральное, тело, которое состоит из лучезарного, чистого света. Веданта называет его «сукшма шарира» и утверждает, что оно соответствует «сновидящему я», которое поддерживает эмоционально-сексуальные, умственные и высшие умственные способности. Его сопровождает состояние, в котором возникают умственная способность различать тончайшее ощущение отдельного «я». Хотя высшие проявления этого состояния, безусловно, являются воплощением глубоко проживаемой духовной гармонии, они не представляют собой окончательного просветления, ведь таковое требует растворения отождествлённого с собой свидетеля.

В соответствии с терминологией веданты, называющей тонкое тело/состояние «сновидящим я», учения буддизма махаяны также утверждают, что это состояние доступно через сновидения. И сновидениям соответствуют нейроволновые паттерны преимущественно альтфа- и тета- (главным образом тета-) диапазона с периодическими всплесками высокочастотной гамма-активности. Эти паттерны нередко регистрируются, когда испытуемый находится в блаженном медитативном погружении. В веданте такое состояние экстатического погружения в общем называется самадхи, а точнее — савикальпа-самадхи. Хотя состояние сновидения и блаженное самадхи-состояние совместно возникают в сходных диапазонах нейроволновой активности, в первом случае речь идёт, как правило, о бессознательном процессе, тогда как во втором — о сознательном. В дополнение к этому состояниям самадхи соответствует более высокие, нежели обычно, уровни синхронии и согласованности, которые, как правило, связаны с когнитивными (умственными) процессами более высокого порядка.

Причинное тело, называемое в веданте «карана шарира», считается безграничным и безмерным по своей природе телом блаженства и духа. Это источник глубочайшей мудрости и озарения. В некоторых буддийских рукописях утверждается, что это состояние достижимо через глубокий сон без сновидения. Этому соответствуют нейроволновые паттерны, скорее всего, низкого тета- и низкого дельта-диапазона.

Идея, что частоты дельта-диапазона могут каким-то образом соответствовать глубокой умственной проницательности, в когнитивной науке в большинстве случаев игнорируется. При рассмотрении полезных видов тренировки внимания когнитивная наука чаще всего оказывается неспособна увидеть какую-либо пользу от тренировки дельта-частот у индивидов. Этот частотный диапазон обычно соотносят с бессознательными процессами, управляющими глубоким сном и автономной нервной системой. Один учёный-когнитивист однажды сказал мне, что, на самом деле, согласно имеющимся научным данным, излишняя дельта-активность связана с когнитивной дисфункцией. Хотя это и может иметь место, синхронизированный по фазе и согласованный дельта-ритм, который, как было обнаружено в других научных исследованиях, возникает в необычайно глубокой медитации, преимущественно связан с высокими уровнями личностного озарения и эмоционального благополучия.

Тренировка низкого тонкого / высокого причинного

Существует теория, что тренировка низких тонких и высоких причинных состояний, находящихся в диапазоне от низкого тета- до высокого дельта-ритма (которые связывают с долговременной памятью), может способствовать духовной трансформации, особенно когда эти состояния возникают высокоамплитудным и согласованным образом. С точки зрения буддизма, это отчасти потому, что низкие тонкие / высокие причинные состояния соответствуют алайя-виджняне — коллективному хранилищу, содержащему тонкие кармические отпечатки прошлых действий, как индивидуальных, так и коллективных. Через стабильное, осознанное и согласованное вхождение в эти состояния возможно открыть дверь в данное хранилище, чтобы позволить себе разотождествиться от его содержимого и высвободить его. В свою очередь, это открывает возможность для проявления более высоких стадий духовного развития. По сути, это процесс становления всё более осознанным относительно того, кто мы есть и что нами движет, а также отпускания отождествления с этими тонкими оттисками.

 

Библиография

Aurobindo, S. (1996). The Upanishads, 1st U.S. Edition. Twin Lakes, WI: Lotus Press.

Baijal, S, & Srinivasan, N. (2010). Theta activity and meditative states: spectral changes during concentrative meditation. In Neuroscience of Meditation and Consciousness, 11(1): 31-38.

Boowa Nanasampanno Bhikkhu. Wisdom Develops Samadhi. Retrieved from "What the Buddha taught" at https://www.what-buddha-

taught.net/Books/Maha_Boowa_Wisdom_Develops_Samadhi.htm

Cade, CM, & Coxhead, N. (1991).The Awakened Mind: Biofeedback and the Development of Higher States of Awareness. Salsbury, UK: Element Books.

Deusson, P. (1912) The System of Vedanta. Whitefish, MT: Kessinger.

Fischer, R. (1974). A Cartography of Ecstatic and Meditative States. Science, 174(4012).

Himalayan Academy Publications (2002). Hinduism's Online Lexicon. Retrieved from: https://worldlibrary.net/eBooks/HimalayanAcademy/SacredHinduLiterature/dws/lexicon/k.html

Nyanaponika, T, & Bodhi, B. (Eds.) (1999). Numerical Discourses of the Buddha: An Anthology of Suttas from the Anguttara Nikaya. Walnut Creek, CA: Altamira Press.

Snellgrove, D. (1987). Indo-Tibetan Buddhism (Vol. 1). Boston: Shambhala.

Snellgrove, D. (1987). Indo-Tibetan Buddhism (Vol. 2). Boston: Shambhala.

Sulekha, S., et al (2007). The Neurophysiological and Psychoneural Aspects of Meditative Practices. Prabuddha Bharata, 1(12), 146-9.

Vrajaprana, P.(1999). Vedanta: A Simple Introduction. Hollywood, CA: Vedanta Press.

Welwood, J. (2000). The Play of the Mind: Form, Emptiness, and Beyond. Retrieved from: https://www.purifymind.com/PlayMind.htm.

Wilber, K. (2000). Integral Psychology: consciousness, spirit, psychology, therapy. Boston: Shambhala.

Williams, P. (2008). Mahayana Buddhism: The Doctrinal Foundations (The Library of Religious Beliefs and Practices). Oxford, UK: Routledge.

Woolfolk, RL (1975). Psychophysiological Correlates of Meditation. Arch Gen Psychiatry, 32(10):1326-1333.

 

ГЛАВА 6

Теория ворот внимания: как осознанность меняет мозг

 

В общем, в научной литературе медитация определяется как либо активная, либо пассивная по своей природе тренировка внимания. В своей активной форме медитация концентрируется на единственном предмете до тех пор, пока субъект-объектная двойственность наблюдения не схлопывается сама в себе, порождая недвойственность. Медитация может также принимать и более пассивное качество, в котором вместо того, чтобы прикладывать усилие к тому, чтобы медитировать самому, человек может просто позволить себе пребывать в медитации. Можно назвать первый вид медитации ян-стилем, а второй вид медитации — инь-стилем. Независимо от того, активна ли, или пассивна медитация по своей сути, согласно научной литературе, данная практика должна включать:

1. Намеренно вызываемую активность внимания

2.Фокусную точку для закрепления внимания

3.Значительное снижение активности логических процессов

4. Мышечную релаксацию

5.Определённую технику, которой можно обучить

По сути, медитация включает в себя способ, которым мы задействуем свое внимание. Вне зависимости от того, практикуем ли мы випассану, медитацию шактипат, тайцзи, цигун, йогу или центрирующую молитву, все эти практики подразумевают развитие диффузных режимов внимания. Практически все духовные практики и учения, на самом деле, по сути своей являются режимами восприятия. Вдумайтесь. Когда Иисус провозгласил в нагорной проповеди «Ищите же прежде Царства Божия», он указывал на модальность восприятия, в

которой Бог и сонастройка с Богом являются единственными объектами желания и внимания. В исламе акцент на подчинение волє Бога опять же представляет собой уникальный режим внимания. И восьмеричный путь буддизма (правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение) сам по себе представляет собой модальность внимания, состоящую из субмодальностей внимания.

Как указано в главе 4, внимание, поддерживаемое намерением, можно вообразить в виде просветлённого строевого сержанта, который устанавливает ритм для упорядоченной, синхронной импульсации крупных нейронных сетей. Чтобы лучше понять этот принцип, давайте проиллюстрируем его непосредственным опытом. На чём прямо сейчас сосредоточено ваше внимание? Каково качество этого внимания в настоящее мгновение? Стабильно ли оно, или беспорядочно и отчуждённо? Прямо в настоящее мгновение и объект, и качество вашего внимания активируют нейрональные пути, которые будут благоприятно или неблагоприятно влиять на ваше поведение и жизненный опыт.

Исходя из этого воззрения, медитация (в какой-то степени) есть нечто, что происходит всё время, поскольку та или иная форма внимания постоянно активна в сознательном или неосознаваемом виде. Сознательное внимание является валютой. Именно поэтому в английском языке есть идиоматическое выражение «платить вниманием» — «paying attention». Иногда оно течёт энергично, в другие моменты его движение словно бы затруднено. Некоторые люди более подчинены определённым формам внимания, чем другие. Подобно богатству внимание есть нечто, чем нужно распоряжаться, если вы хотите, чтобы оно правильно росло, сохранялось и направлялось на пользу обществу. Посредством правильной культивации медитация сходным образом может стать глубоким резервуаром всецело воплощённого присутствия, опираясь на которое вы будете взаимодействовать с возможностями и вызовами повседневной жизни.


 

В теории «ворот внимания» (attention-gate theory), которую предложили исследователи Ричард Дэвидсон и Хелен Невилл, утверждается, что внимание работает как ворота в динамический туннель, захватывающий нейрональные узлы, тем самым оказывая психическое воздействие на мозг. Автор Шэрон Бегли описала пример этой туннельной функции внимания, которую предложила учёная Хелен Невилл: если человек внимательно читает книгу во время пассивного прослушивания музыки, играющей на заднем фоне, визуальные зоны мозга будут активироваться, тогда как зоны, связанные со слухом, будут неактивны. И наоборот, если внимательно слушать музыку, когда пассивно смотришь на книгу, будут активированы именно зоны, связанные со слухом.

Из этого примера становится очевидно, что сознательное внимание направляет поток энергии и информации в мозге. С точки зрения проблемы соотношения сознания и тела, рассмотренной в главе 1, сознательное намерение и внимание, по-видимому, действуют как портал для психического причинно-следственного влияния на физическое измерение.

 

Возможно, вы даже слышали другую форму выражения этого наблюдения в виде фразы: «Энергия течёт туда, куда направлено внимание» («Energy goes where attention flows»).

Этот принцип можно видеть в действии в различных видах медитации: например, когда внимание направляется на «третий глаз», расположенном чуть выше точки между бровями. Дело обстоит так, что ключевые зоны мозга, связанные с определёнными видами медитации, расположены прямо за этой точкой, — не в последнюю очередь это касается гипофиза. По мере того, как внимание стабилизируется в этой области, развивается положительная петля обратной связи, которая увеличивает амплитуду сигнала до тех пор, пока в определённый момент гипофиз не начинает выделять нейропептиды, способствующие глубокому расслаблению.

Очень важно понимать, как внимание работает в виде ворот или динамического туннеля, посредством которого направляется в мозге поток энергии и информации, но также важно знать и то, как этот динамический туннель функционирует как непреходящее присутствие в мире. С этой точки зрения нам может помочь теория канадского психолога Дональда Хебба.

 


 

 

В 1949 году Дональд Хебб выдвинул теорию, согласно которой по мере того, как одна клетка мозга постоянно и неуклонно возбуждает другую клетку, процесс импульсации между двумя клетками усиливается. Электрохимические связи между этими нейронами закрепляются и расширяются через продолжительное использование. И чем больше усиливаются эти нейрональные связи, тем более выражены их психофизиологические корреляты в личности и осознаваемом опыте. Таким образом, мозг обучается новому поведению посредством повторяемой и стабильной в течение длительного времени активации определённых нейрональных и синаптических связей, пока эти связи не становятся более или менее жёстко впечатаны в структуру нейрональных связей мозга.

Вы, вполне вероятно, можете быть знакомы с данным наблюдением, если слышали ставшее в последнее время популярным выражение: «Нейроны, которые совместно активируются, совместно формируют устойчивые связи» («Neurons that fire together wire together»). Опять же мы можем считать, что фокус сознательного внимания является «строевым сержантом», который обеспечивает, по меньшей мере, три значимых фактора, связанных с медитацией: 1) направление потока энергии и информации; 2) общий ритм этого потока; 3) амплитуду, или мощность, получаемого в результате сигнала. Можно видеть, что устойчивая практика медитации есть средство направления потока энергии и информации, осуществляемого таким непрерывным, ритмичным и синхронным образом, который образовывает положительную петлю обратной связи с усиливающейся амплитудой. Возникающая в результате согласованность внутренне переживается как ясность, всепронизывающее озарение.

Узкие ворота в роли странного аттрактора

Иисус сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (От Матфея 7:13-14). Также известно, что он утверждал: «...Царствие Божие внутрь вас есть» (От Луки 17:21). Буддийские учения традиции мадхъямака сходным образом акцентирует внимание на потенциальной и непосредственной доступности просветления (которое можно видеть в качестве буддийского эквивалента царствия небесного). И всё же обусловленный ум сохраняет неведение относительно находящейся в непосредственной близости освобождающей реальности.


 

n w w

В этой главе выдвигается гипотеза, согласно которой «широкие врата», ведущие к уничтожению, есть культурно и нейронально обусловленный ум, который пребывает в неведении относительно просветлённой природы Будды. Иными словами, неэффективные модальности внимания, закреплённые в результате закоренелого нейронального обуславливания, в течение жизни в своей совокупности действуют в виде «широких врат», ведущих к переживанию внутреннего ада.

Разделение на широкие и узкие, или тесные, врата в этом смысле указывает на то, что одни врата легче заметить и они являются аттрактором с более сильным притяжением в непосредственном опыте, чем другие. Широкие врата являются довольно странным аттрактором, поскольку он привычно притягивает наше внимание на основании нашего предшествующего, преимущественно бессознательного, обуславливания. Подобному обуславливанию характерны процессы «сверху вниз»: глобальные нейроэлектрические токи, которые синхронизируют с собой, тем самым искажая локальные процессы связанные с восприятием. Посредством такой нисходящей активности определённые нейронные сети создают влиятельные аттракторные (т. е. вовлекающие) паттерны, причём была установлена взаимосвязь некоторых из них с различными психиатрическими расстройствами. Термин «аттракторный паттерн» применяется в теории хаоса для обозначения системных паттернов, в направлении которых имеют тенденцию развиваться хаотические системы.

Более того, можно предположить, что узкие врата, ведущие к жизни, есть не что иное как внимательное сознавание природы Будды — сознания как присутствия — внутри, то есть метасознавание, или осознание сознавания. Эти врата, таким образом, узки, ибо они менее очевидны для обусловленного ума и опосредуются как просветлённым намерением, так и исключающей нейронной цепью, вовлекающей среднюю префронтальную зону. Имеются научные данные, согласно которым эти зоны совместно активируются в медитации осознанности, или внимательности (mindfulness), для того, чтобы исключить нисходящие нейрональные процессы, связанные с ожиданиями привязанности и отвращения, возникающими от обусловленного ума. Будучи иногда называемыми процессом «снизу вверх» (восходящим процессом), эти узкие врата участвуют в сознавании настоящего мгновения, внимательном не только по отношению к процессам в психике и теле, но и к сознающему присутствию. Заземление сознавания в настоящем мгновении, как таковое, блокирует обусловленный ум, эффективно делая воплощённое метасознавание странным аттрактором для более высокого сознания.


 

Рекомендуемая литература

Begley, S. (2007). Train Your Mind, Change Your Brain: How Science Reveals Our Extraordinary Potential to Transform Ourselves. New York: Ballentine Books.

Combs, A. (2002). The Radiance of Being: Understanding the Grand Integral Vision; Living the Integral Life. St Paul, MN: Paragon House.

Creswell, S., B. M. Way, N. I. Eisenberger, & M. D. Liberman. (2007). Neural Correlates of Dispositional Mindfulness during Affect Labeling. Psychosomatic Medicine, 69, 560-565.

Davidson, R., & Neville, H. (2004). Neuroplasticity: The Neuronal Substrates of Learning and Transformation. Mind and Life II. Symposium conducted at the meeting of the The Mind and Life Institute, Dharamsala, India.

Engel, A. K., Fries, P., Singer, W. (2001). Dynamic predictions: Oscillations and synchrony in top- down processing. Nature Neuroscience, 2, 704-716.

Ewen, R. B. (2004). An Introduction to Theories of Personality. Mawah, NJ: Lawrence Erlbaum.

Hoffman, R. E. (1992). Attractor Neuro Networks and Psychotic Disorders. Psychiatric Annals, 22(3), 119-124.

Kabat-Zinn, J. (2003). Coming to Our Senses: Healing Ourselves and the World through Mindfulness. New York: Hyperion Press.

Li, E., & Spiegel, D. (1992). A Neuro Network Model of Associative Disorders. Psychiatric Annals, 22(3), 144-145.

Mathew, R. J. (2002). The True Path: Western Science and the Quest for Yoga. New York: Basic Books.

Nataraja, S. (2008). The Blissful Brain: Neuroscience and proof of the power of meditation. London: Hachette.

Pinel, J. P. J. (2003). Biopsychology. New York: Pearson.

Prigogine, I., & Stengers, I. (1984). Order out of Chaos: Man's New Dialogue with Nature. New York: Bantam.

Pujol, J., Lopez, A., Deus, J., Cardoner, N., Vallejo, J., Capdevila, A., & Paus, T. (2002). Anatomical variability of the anterior cingulate gyrus and basic dimensions of human personality. NeuroImage, 15, 847-855.

Ramel, W., Goldin, P. R., Carmona, P. E., & McQuaid, J. R. (2004). The effects of mindfulness meditation on cognitive processes and affect in patients with past depression. Cognitive Therapy and Research, 38, 433-455.

Sarnot, H. B., & Menkes, J. H. (2000). Neuroembrylogy, Genetic Programming and Malformations of the Nervous System. In J. H. Menkes, H. B. Sarnot & B. L. Maria (Eds). Child Neurology. Hagerstown, MD: Lippincott Williams & Wilkins.

Schwartz, J., & Allen, S. (2007). Lead Your Brain Instead of Letting It Lead You. The Complete Lawyer, 3(3), 1-6.

Schwartz, J., & Begley, S. (2002). The Mind and the Brain: Neuroplasticity and the Power of Mental Force. New York: HarperCollins.

Siegel, D. (2007). The Mindful Brain: Reflection and Attunement in the Cultivation of Well-Being. New York: W. W. Norton.

Taylor. J. B. (2006). My Stroke of Insight: A Brain Scientist's Personal Journey. New York: Plume.

Tomasello, M. (1993). On the interpersonal origins of self-concept. In U. Neisser (Ed), The perceived self: Ecological and interpersonal sources of self-knowledge. Emory symposia in cognition, 5 (pp. 174-184). New York: Cambridge University Press.

Trevarthen, C. (1993). The self born in intersubjectivity: An infant communicating. In U. Neisser (Ed.), The Perceived Self: Ecological and Interpersonal Sources of Self-Knowledge, (pp. 121-173). New York: Cambridge University Press.

Waller, M. (2007). Awakening: Exposing the Voice of the Mosaic Mind. Livermore, CA: WingSpan.

Wilber, K. (2000). Integral Psychology: Consciousness, Spirit, Psychology, Therapy. Boston: Shambhala.

Wilber, K. (2007). Integral Spirituality: A Startling New Role for Religion in the Modern and Postmodern World. Boston: Shambhala.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru


[1] Эмпатия (англ. empathy) — способность к эмоциональному и чувственному сопереживанию страданиям и радостям других людей. — Прим. пер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: