Условия и методы организации дежурств




 

Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процессом продуктивной деятельности детей, решение задач обучения и формирование представления о значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость.

Например, тщательно протирая полки, расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди.

Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое задание надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь - это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь - это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.

Таким образом, деятельность педагога обращена не только на обучение детей навыкам, но и на сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков, соответствующих разъясняемым нормам.

Каждый вид труда имеет свои воспитательные возможности и особенности, поэтому целесообразно рассмотреть методику воспитательной работы в процессе руководства трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным трудом дошкольников.

Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности на удовлетворение нужд всей группы. Поддержание порядка в окружающей обстановке (в групповой комнате, на участке), приведение В порядок вещей, которыми пользуются все дети (стирка белья для кукол, уборка групповой комнаты или веранды, несложный ремонт игрушек и пособий), подготовка к обеду или занятиям - это содержание хозяйственно-бытового труда всегда имеет своей целью заботу об окружающих. Даже тогда, когда малыш кладет несколько ложек на стол, он делает это не для себя, а для сверстников и вместе с тем освобождает взрослых от этой работы. И следует положительно оценить, что он с желанием откликается на просьбу взрослого что-то сделать, убрать, принести, что эти незначительные дела для него приятны, что он охотно занимается пусть небольшим, но полезным делом.

Со временем бытовой труд потеряет свою новизну для детей, но побудительным мотивом будет сознание, понимание того, что не выполнять порученные дела стыдно, ибо, если не выполняешь их ты, кто-то должен сделать их за тебя.

Вторая. Младшая группа комплектуется из детей 4-го года жизни. Начиная работу, воспитатель, прежде всего, должен выяснить, у кого из детей сформированы элементы самостоятельности, умения выполнять какие-либо действия. Многие из малышей тянутся к общению с воспитателем, задают вопросы, заглядывают ему в глаза, с интересом слушают любое сообщение Им-то и надо давать поручения на начальном этапе, ибо при выполнении задания они сами ищут поддержки, обращаются ко взрослому в случае затруднений. Эти дети станут затем и для других примером, позволят показать им поступки, которые оцениваются положительно и которым надо следовать.

Если кто-либо из малышей не проявляет интереса к поручениям, отказывается их выполнять, следует выяснить причины этого. Может быть, ребенок просто нерешительный, замкнутый, тогда надо помочь ему побороть свою робость. На некоторое время его даже можно оставить в покое, пока он не привык к обстановке детского сада. По отношению к таким детям полезно использовать следующий прием.

Давай посмотрим, как Вася помогает Тамаре Ивановне накрывать на стол, - предлагает воспитатель робкой Олечке, - может быть, завтра и ты захочешь так же помогать?

Видишь, Вася несет вазочку с салфетками. Он поставил ее на середину стола. Всем ребятам будет удобно достать салфетку.

И дальше воспитатель поясняет действия Васи, что имеет большое значение для новичка, учит его, вызывает желание попробовать действовать так же, ободряет.

Иногда воспитатель дает поручение ребенку, когда тот играет с товарищем. Или ребенок только пришел с прогулки и устал, и тогда, разумеется, он может отказаться что-либо сделать. Все это воспитатель должен учитывать, прежде всего, при высказывании просьбы сделать что-то.

Возможно, у ребенка уже есть отрицательный опыт: выполняя какое-то поручение, он допустил оплошность, не сумел справиться, получил отрицательную оценку. В этом случае необходимо помочь ему преодолеть негативное отношение, предупредить возможные ошибки, помочь справиться с поручением. Только учитывая особенности детей, их опыт, можно добиться того, что у каждого будет постепенно развиваться интерес к выполнению поручений, а в процессе их выполнения - формироваться желание трудиться.

Во второй младшей группе воспитатель уже в сентябре - октябре начинает привлекать детей к выполнению простейших поручений. Их, содержание элементарно, носит характер отдельных действий, чаще всего производимых совместно с взрослым. Однако они имеют большое значение для воспитания, и потому педагогу необходимо добиться того, чтобы все охотно принимали и выполняли их.

Лучше всего высказать поручение в форме просьбы или пожелания:

Скоро будет обед. Катя, ты хочешь разложить ложки на столы?

После согласия ребенка надо понаблюдать, как он начинает выполнять поручение, предупредить возможную ошибку, неправильные действия, например:

Как хорошо, что ты захотела разложить ложечки. Давай я тебе помогу, покажу, как удобнее их взять.

В таком предупреждении звучит и положительная оценка, и разъяснение необходимых действий. Но сначала - положительная оценка, и это очень важно, ибо настраивает ребенка на следование указаниям взрослого.

Первое участие ребенка в труде должно быть связано для него с положительными эмоциями, переживанием успеха. Это возможно при условии, если воспитатель одобряет действия ребенка, поддерживает его. Особенно важно это для детей робких, нерешительных, замкнутых.

На практике время выполнения поручений по хозяйственно - бытовому труду часто совпадает со временем подготовки к каким-либо режимным процессам. Например, все дети идут умываться, а один накрывает на стол. Или все одеваются на прогулку, а один ребенок выносит игрушки на участок. Поэтому желательно, чтобы руководили работой детей и воспитатель, и няня. Няня накрывает на стол и одновременно учит ребенка необходимым действиям. Воспитатель выводит часть детей, которые уже одеты, на прогулку и вместе с тем наблюдает за ребенком; выносящим игрушки.

Существенное значение для решения задач воспитания и обучения имеет единство методов и приемов работы педагога и его помощника. Там, где все взрослые, воспитывающие детей (два воспитателя и няня), работают дружно, согласованно, там дети охотнее включаются в деятельность, овладевают необходимыми навыками, у них более ярко проявляется положительное отношение к деятельности.

В условиях смешанной группы дети более старшего возраста должны помогать малышам выполнять поручения. Однако, как и в процессе руководства самообслуживанием, старших детей надо учить приемам оказания этой помощи. Малыши очень долгое время остаются беспомощными, если дети постарше выполняют за них порученное дело. Вследствие постоянного ощущения своей неумелости у ребенка может развиться беспомощность, робость перед взрослым или более старшим ребенком.

В течение года у детей формируется много разнообразных навыков хозяйственно-бытового труда и на их основе - желание принимать участие в поручениях воспитателя.

В средней группе хозяйственно-бытовой труд в форме поручений занимает большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений. Детей следует приучать не только по указанию педагога выполнять частные действия (снять игрушки с полки или принести тряпочку, которой нужно протирать полку), но и понимать задание по общей инструкции. Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать миску; налить в нее воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место каждую игрушку.

Конечно, в начале года детям нужно не раз напоминать и о последовательности всех действий, и о самих действиях, тщательно контролировать их.

Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем - втроем выполнить его. Ибо в подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто, что будет делать. Важно не торопить детей, подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начала ответственности, первые проявления самоконтроля.

У детей пятого года жизни воспитатель начинает формировать представления об обязанностях. Они дежурят по столовой, расставляют хлебницы, салфетницы, раскладывают ложки и т.д. При этом они обязаны своевременно выполнить весь объем работы, проверить, все ли сделано правильно. Впервые включаясь в хозяйственно-бытовой труд, организуемый в форме дежурств, дети усваивают, что значит быть обязанным перед воспитателем, сверстниками. Это достигается при условии постоянного внимания к их труду, положительной оценки результатов.

Дети пятого года жизни с большой охотой принимают участие в хозяйственно-бытовом труде. Такую тягу к разного рода хозяйственным делам необходимо поддерживать, развивать и одновременно объяснять значение, формировать понимание важности и необходимости труда, направленного на поддержание порядка в комнате, в игровом уголке, на веранде.

Хозяйственно-бытовой труд в силу своей доступности и постоянной жизненной необходимости позволяет выполнить выдвинутое требование. Но было бы неправильно думать, что стоит только постоянно начать организовывать этот труд, предоставить детям достаточный объем работы, и задачи воспитания будут решены.

Хозяйственно-бытовой труд в силу его повторности быстро теряет новизну, интерес для детей. Они с меньшим желанием начинают выполнять поручения.

Ну что за дети! - с горечью говорят воспитатели. - Раньше так хорошо дежурили! Если кто из дежурных не приходил - сами просили назначить их на место отсутствующих. А теперь стали старше, и никак не заставишь их накрыть на стол. Работают кое-как, лишь бы закончить.

Чтобы избежать такого отношения к труду, необходимо формировать у детей правильные представления о пользе труда дежурных, подчеркивать его значение для всей группы:

Как хорошо приготовил стол к обеду Коля! Постарался, позаботился о своих друзьях! Хороший у нас дежурный!

В такой оценке поощряются действия ребенка, его личностные качества и отношение к делу, значение выполненных обязанностей для коллектива. Это оказывает положительное влияние и на отдельного ребенка, и на всю группу. Дети постепенно осознают необходимость работы и, несмотря на то, что само содержание деятельности перестает их интересовать, старательно выполняют свои обязанности, прилагая необходимые усилия и инициативу.

Например, готовя группу к занятиям по рисованию, дежурные аккуратно разложат на столах по числу детей все необходимое, нальют воду в баночки, заранее расставив их на столы.

Говоря об общественной значимости труда дошкольников, следует понимать условность в использовании этого понятия, учитывая небольшие возможности детей. Естественно, результат их деятельности не может быть адекватен результату труда взрослых. Тем не менее, у дошкольников необходимо формировать мотивы общественной пользы.

К концу пятого года жизни у детей должен быть сформирован устойчивый интерес к деятельности, умение самостоятельно и тщательно справляться с разнообразными поручениями. В элементарной форме они должны осознавать значение хозяйственно-бытового труда как важной, нужной деятельности, благодаря которой в комнате, на участке постоянно поддерживается порядок, чистота, которая позволяет позаботиться о сверстниках, помочь взрослым. У детей будет сформирована привычка к трудовому усилию, умение преодолевать некоторые трудности, сложится первый опыт работы совместно со сверстниками.

Дети старшего дошкольного возраста уже владеют большим числом умений в хозяйственно-бытовом труде. Однако в начале учебного года прежде всего необходимо выяснить, проявляют ли они достаточную аккуратность, умение организовать порученное дело (приготовить все необходимое, завернуть рукава, надеть фартук, расположить оборудование рационально и удобно), прежде чем начнут работу. В процессе деятельности дети должны проявлять бережное отношение к предметам труда, приводить в порядок использованные инструменты, оставаться опрятными, быть настойчивыми при достижении результата. Как показывают наблюдения, далеко не все дети старшей группы в процессе выполнения знакомых поручений действуют достаточно самостоятельно и инициативно. Чаще всего это является результатом неравномерного включения детей в выполнение поручений в средней группе. Поэтому, прежде всего надо проверить, насколько систематически каждый из детей участвует в труде. Можно с этой целью регулярно отмечать, кто из детей выполнял поручения и какие (можно использовать для этой цели бланк табеля посещаемости). Воспитатель может вести такой учет (для себя) в течение определенного времени (например, две недели). Дети не должны быть свидетелями записей, потому что иначе это приведет к ненужной конкуренции между ними, спорам.

Поручения в старшей группе усложняются. Предложение выполнить то или иное поручение дается в общей форме, без детальных объяснений, например: - Вова, вынеси, пожалуйста, игрушки на участок. Или:

Катя, приведи в порядок полочку, на которой лежат предметы, необходимые для ухода за уголком природы.

В таких поручениях содержится наряду с определенными трудовыми действиями задача планирования и организации их: определить, какое потребуется оборудование, отобрать и расположить его так, чтобы было удобно работать, наметить последовательность действий, контролировать их в процессе выполнения поручения, с тем, чтобы получить качественный результат.

Нередко в практике недооценивается именно эта сторона деятельности: воспитатель больше ориентирует детей только на достижение результата. Это неправильно, так как у детей при овладении навыками не формируется культура деятельности, способность организовывать и контролировать ее.

В старших группах возможны поручения, которые как раз нацелены на закрепление навыков планирования, организации.

Когда ребенок посмотрит и скажет, что, по его мнению, необходимо сделать, вместе с ним можно обсудить, сколько детей надо включить в работу, чтобы справиться с ней, какой потребуется инвентарь. Это позволяет формировать инициативу, ответственное отношение к делу.

Индивидуальные поручения позволяют дифференцировать методы руководства, учитывая особенности детей. Так, дети неуравновешенные, с неустойчивым вниманием нуждаются в постоянном контроле в процессе деятельности. Следует учитывать и то, что у некоторых детей на предыдущем этапе могут быть закреплены отрицательные привычки, и они часто отвлекаются от работы, не доводят ее до конца, неаккуратны. Прямое замечание или высказанное воспитателем неудовлетворение качеством работы может вызвать у ребенка негативное отношение, нежелание продолжать работу, обиду.

Учитывая это, воспитатель должен предупредить нежелательные поступки. Например, увидев, что ребенок крайне небрежно несет посуду, надо напомнить ему, что посуду на стол ставят, осторожно, иначе можно ее разбить. Это напоминает ребенку, что не только ставить посуду надо аккуратно, но и бережно ее нести.

Очень важен характер общения с детьми, тон обращений, содержание замечаний, манеры воспитателя, его мимика. Обращение, мягкое по форме, деловое по содержанию, приводит к желаемому результату: ребенку становится понятной претензия и воспитателя, пути исправления недостатков; участие и расположение взрослого к нему.

При организации работы на участке, например, если надо привезти свежий песок на площадку для малышей, воспитатель поручит эту работу мальчикам, поможет распределить обязанности: один - двое будут лопатами насыпать песок на тележки, двое-трое перевозить его. Двоим детям будет поручено разровнять его на площадке. Воспитатель обязательно напомнит мальчикам, что работа требует физических усилий и что они достаточно сильные, чтобы хорошо справиться с ней. По окончании работы тележки, лопаты, грабли должны быть тщательно очищены от песка и убраны.

Планируя организацию поручений, педагог должен исходить из жизненной необходимости. Например, заметив, что в кукольном уголке необходима уборка, он планирует ее проведение, учитывая, сколько детей надо включить в труд, рассчитанный на 25-30 минут. Зная, что няня будет менять, постельное белье организует детей в помощь ей: поручает принести чистое белье разложить его по кроватям, надеть наволочки. Если необходимо просит протереть кровати.

Ни в коем случае нельзя предлагать детям труд, не имеющий достаточной значимости. Не рекомендуется также подменять дежурных, т.е. поручать выполнить другим их обязанности.

При планировании коллективных трудовых поручений приходится решать вопрос о том, кого включать для их выполнения. Объединяя детей, воспитатель обязательно должен учитывать их осо6ениости, с тем, чтобы процесс труда способствовал формированию положительных взаимоотношений.

Систематическое объединение детей в труде оказывает большое влияние на формирование начал коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором все члены выступают как носители моральных норм, которые предъявляются каждому участнику общей деятельности. Оценивая выполненное поручение с точки зрения его необходимости для коллектива, воспитатель формирует у каждого ребенка понимание того, что его дело является частью общего.

Хозяйственно-бытовой труд - труд в основном будничный, постоянный. И здесь встают две задачи: с одной стороны, следует постепенно внушать детям, Что если даже дело не очень интерес но, его следует выполнять, так как оно имеет большое значение для поддержания постоянного порядка в групповой комнате, раздевальной, на участке. С другой стороны, надо использовать приемы, вызывающие эмоциональный подъем. Так, веселая знакомая песенка о труде или бодрый марш, сопровождающий деятельность детей, повышает настроение. Шутка педагога, его умелая помощь, положительная оценка, а также предвидение будущего результата и радость по поводу его достижения - все это отражается на детях. Они с удовольствием выполняют задания, подражают тону и действиям своего наставника. Подведение итогов работы также должно сопровождаться эмоционально яркой оценкой.

В старших группах дети по-прежнему выполняют обязанности дежурных. Во второй половине учебного года в старшей группе появляется возможность изменить организацию дежурств. Так как дети овладели в достаточной степени навыками всего содержания труда, связанного с накрыванием на стол, с подготовкой к занятиям, можно уменьшить число дежурных: если ранее за каждым столом был дежурный, то теперь двое вполне справятся со всей работой.

Дети - дежурные должны вместе решать кто, что будет делать, определять последовательность всей работы, а также нести ответственность перед воспитателем, группой за общий результат работы.

В подготовительной к школе группе организация труда дежурных может еще больше усложняться. Если воспитатель объединит всех дежурных (и по столовой, и по подготовке к занятиям, и по уголку природы) в одно звено, то тем самым он поставит детей перед необходимостью самим договариваться об очередности и содержании работы. Если кто-то из дежурных не пришел в детский сад, его надо заменить. Это также решают сами дети.

В подготовительной группе не столько увеличивается объем работы детей, сколько растут требования к самостоятельности, организованности, деловитости самоконтролю. Увеличивая требования к детям, воспитатель разъясняет в то же время, как следует понимать свою ответственность перед коллективом.

Систематическое объединение детей в труде оказывает большое влияние на формирование начала коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором все члены выступают как носители моральных качеств, которые предъявляются каждому участнику общей деятельности. Оценивая выполненное поручение с точки зрения его необходимости для коллектива, воспитатель формирует у каждого ребенка понимание того, что его дело является частью общего.


Литература

 

1. Буре Р.С. Учите детей трудиться. - М.: Просвещение, 1983.

2. Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1971.

3. Воспитание дошкольников в труде. / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М., 1980.

4. Леви-Щерина Ф.С., Менджерицкая Д.В. Воспитание и обучение детей трех-семи лет. - М., 1975.

5. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М., 1978.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.В. Васильевой. - М., 2005.

7. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005.

8. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. - М., 1986.

9. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье. - М., 1991.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: