Учитель-логопед – кто он?




МКОУ СОРТАВАЛЬСКОГО МР РК СОШ №1

Методическая разработка на тему:

Родительское собрание

«Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Учитель-логопед: Кремнева Ю.С

Г.

Родительское собрание

«Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Время проведения: весна 2019 г. (с родителями детей посещающие О класс по подготовке к школе)

План проведения.

1. Что такое «Логопедия»? Кто такой логопед?

2. С какими вопросами можно обратиться к логопеду?

3. Знакомство с результатами обследования звукопроизношения детей, поступающих в 1 класс.

4. Норма формирования звуков речи в онтогенезе.

Содержание.

Здравствуйте. Я – учитель-логопед СОШ №1 Кремнева Юлия Сергеевна. Сегодня мы с вами поговорим о речевых нарушениях, о том какую роль в их исправлении играю я, как учитель-логопед и, конечно же, вы, как родители. Более подробно расскажу, кто такой учитель-логопед, чем он занимается и с какими вопросами можно обращаться к логопеду.

 

Фото 1. Родительское собрание в 1 классе.

 

Начнем с первого вопроса: Что такое логопедия? И кто же такой учитель-логопед?

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. «Логопедия» в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Учитель-логопед – кто он?

Техника «коллаж»: У родителей на столе лист белой бумаги, журналы, ножницы, клей. Родители выполняют коллаж: «Кто такой учитель-логопед? И чем он занимается?».

Учитель-логопед занимается не только коррекцией звукопроизношения, но и развитием связной речи, профилактикой и предупреждением нарушений письменной речи. Важным направлением в работе логопеда является развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Чтобы работа учителя-логопеда была эффективной, ему необходимо тесное сотрудничество с семьей и педагогами.

С семьей:

- собрания;

- консультации;

- сайт;

- тетрадь взаимодействия;

- анкеты.

«Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?»

Можно. Но логопеды не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою особенность произнесения. Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким нарушением на всю жизнь. У каждого ребенка свои особенности. С одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой (специальными упражнениями для губ и языка). И звук у него появляется сам. Поэтому артикуляционную гимнастику можно делать и в домашних условиях. Но постановка звука должна проходить только под руководством логопеда.

А у других детей имеются более сложные речевые нарушения в комплексе с какими-либо другими нарушениями, связанными с неврологией. В таких случаях следует работать со специалистом. И в домашних условиях лучше заниматься только по рекомендациям логопеда.

«Надо ли исправлять звук [Р]?»

Самый распространенный дефект произношения – картавость, когда ребенок неправильно произносит звук [Р]. Иногда это даже нравится родителям — звучит оригинально, изысканно, на французский манер. Может быть, в таком произношении нет ничего страшного, и звук [Р] исправлять не надо? Конечно, каждый родитель волен решать по-своему. Но по правилам орфоэпии – науки о нормах произношения звуков – такой горловой вариант звука [Р] считается неправильным. Ведь мы живем не во Франции, а в России, и говорим по-русски. Над картавыми детьми часто смеются и издеваются в школе. Наверняка, ни один родитель не захочет подвергать своего ребенка такому психологическому стрессу. Поэтому лучше исправить звук [Р] в дошкольном возрасте, в период от 4 до 5 лет. Пусть у ребенка будет правильная, чистая речь, отличная дикция. Это поможет ему в социальной адаптации, будет залогом его успешности во взрослой жизни.

С какими вопросами нужно обращаться к логопеду:

  • научить ребенка правильно произносить звуки;
  • работать над умением составлять рассказы, пересказы;
  • обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
  • справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией);
  • формировать слоговую структуру слова;
  • безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку), которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р;
  • логопедический массаж.
  • И др.

Самый распространенный и важный вопрос: «В каком возрасте ребенок должен произносить те или иные звуки?»

Ко мне часто обращаются родители, обеспокоенные тем, что их ребенок не выговаривает звуки или же искажает их. Волнение их вполне понятно. Количество детей с речевыми нарушениями постоянно увеличивается, и своевременная диагностика и коррекция дефектов речи имеют важнейшее значение. Но всегда в таких случаях первым делом я уточняю возраст ребенка и то, какие звуки он не произносит. Дело в том, что существуют определенные этапы развития речи, ускорение которых не только не имеет смысла, но и может принести вред. Существуют нормативы появления звуков в речи ребенка. Это происходит так же как и с зубами: в определенный возраст появляется нужный звук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: