ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СЦЕНАРИЙ
квест – игры «Гуляй, Масленица!»
Подготовила:
Карева Людмила Ивановна,
руководитель кружка
ЛУГАНСК
2021 г.
Квест – игра «Гуляй, Масленица!»
Цели и задачи: развивать интерес детей к обрядовым народным праздникам; способствовать пробуждению национального чувства; развивать воображение, творческие способности детей; формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа; побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.
Форма: квест.
Оборудование и материалы: магнитофон, компьютер, маршрутный лист, карточки с рисунками названия каждого дня Масленицы, канат.
Ход квеста
Педагог: (Звучит русская народная песня «Ой, блины, блины»).
Этот праздник к нам идет раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем.
- Ребята, а вы знаете, что это за праздник такой? (Выслушиваются ответы детей.) Раньше прощались с зимой на Руси веселым праздником - Масленицей. В народе говорили: «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает». В этот праздник устраивали игры, водили хороводы, и Масленицу звали, приглашали. Длилось это гулянье целую неделю - с понедельника по воскресенье.
- Сегодня я вас приглашаю поучаствовать в квест-игре, посвященной Масленице. Оценивать конкурсы на станциях будет жюри. (Помогают оценивать конкурсы педагоги или старшеклассники)
|
Обучающимся раздаются маршрутные листы, на которых написаны названия станций. Педагог поясняет место нахождения станций и проводит инструктаж по прохождению квеста:
1. Встреча (кто громче позовет Масленицу).
2. Масленица-объедуха (разгадать рецепт блинов).
3.Народная Масленица (назвать пословицы о Масленице).
4.Лейся песня (узнать и спеть масленичную частушку).
5.Масленичные забавы (назвать традиционные забавы на Масленицу).
6.Разгуляй.
7.Загадочная (разгадать загадки).
8.Познавательная (назовите все семь дней масленицы по порядку).
1. Встреча (Высшая оценка-5 баллов).
Игра «Кто громче?».
Каждый выбирает одну строчку заклички, с протяжным «у-у-у» на конце. По знаку ведущего один начинает «гукать» весну. Когда он заканчивает, начинает второй, потом третий, и так до тех пор, пока не «прокричат» все желающие. В конце оценивается, кто крикнул громче. Заклички можно выбрать из приведенных ниже.
Примеры:
Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!
Приди, весна, с милостью! У-у-у!
Весна-красна, на чем пришла? У-у-у!
Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у...
2. Масленица-объедуха (Высшая оценка – 8 баллов).
Выдается лист (приложение № 1), на котором изображен квадрат, разделенный на ячейки с буквами. Необходимо найти распространенное лакомство Масленицы и компоненты продуктов из каких оно готовится. (Блин. Рецепт блинов: молоко, сахар, яйца, мука, соль, сода, масло).
3. Народная Масленица (Высшая оценка – 10 баллов).
Этап 1. Учащимся дается время вспомнить пословицы о масленице и записывается количество названных.
|
Этап 2. Заранее в кабинете прячут (приклеивают под парты, стулья и т.д.) распечатанные пословицы о масленице. На маршрутном листе записывается время и количество найденных пословиц.
Пословицы:
1.Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
2.Масленица семь дней гуляет.
3.Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
4.Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
5.Блин не сноп – на вилы не наколешь.
6.Блины и поцелуй счета не любят.
7.Пируй и гуляй на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.
8.На Масленой повеселись, да блинком угостись.
9.Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.
10.Масленица идет, блин да мед несет.
11.Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.
4. Лейся песня (Высшая оценка – 4 балла).
(Дети отгадывают песни по картинкам и поют куплет каждой песни, записанный на магнитофон) (приложение № 2).
1.Педагог показывает картинку с мальчиком Антошкой, деревянной ложкой, гармошкой. Дети, как называется эта песня? («Антошка»).
2.Педагог показывает картинку с голубым вагоном, Чебурашкой, крокодилом Геной. Дети, как называется эта песня? («Голубой вагон»).
3.Педагог показывает картинку с новогодней ёлкой, Машей, медведем. Дети, как называется эта песня? («Новогодняя»).
4.Педагог показывает картинку с бабушкой, серым и белым гусем. Дети, как называется эта песня? («Два весёлых гуся»).
Педагог: Молодцы, ребята! Все песни отгадали!
5. Масленичные забавы ( Высшая оценка – 5 баллов).
Обучающимся предлагается назвать традиционные народные забавы на Масленицу. Например: катание на санях с горки на качелях, кулачные бои, бои мешками, перетягивание каната, снежный тир, горелки и другие игры, но самое главное – это сожжение чучела.
|
После предлагается попробовать одну из забав (Перетягивание каната - группа делится на две подгруппы. Победители получают по 3 балла).
6. Разгуляй (Высшая оценка – 1 бал победителям)
Игра «Петушиный бой». На полу рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
7. Загадочная (Высший балл – 10)
Зимой и летом в нём всегда
Одна температура.
(Холодильник)
В танце прекрасном кружатся.
В ладошки к ребятам ложатся.
Но только дыханьем её ты согрей,
Останется капля в ладошке твоей.
(Снежинка)
С севера летела к нам,
Поморозить тут и там.
Город снегом замела...
(Зима)
Пропали метели,
Зазвенели капели,
Птицы снова поют.
И кого они ждут?
(Весну)
По небу летит,
Без огня горит.
(Солнце)
Солнце ночью засыпает.
Кто его тогда сменяет?
(Луна)
Символ зимушки - зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна.
(чучело Масленицы)
Круглый словно солнце он.
Иногда горит огнем.
Подожди или подуй.
И скорей его ты жуй!
(Блин)
Блин вышел комом, вот беда,
Без неё нам — никуда.
(Сковорода)
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
(Масленица)
8. Познавательная. Назовите по порядку все дни Масленицы.
(Распечатываются картинки с народными названиями дней масленичной недели и развешиваются по территории всего учебного заведения. Их необходимо найти за 5 мин. Кто нашел наибольшее количество картинок – 7 баллов) (приложение № 3).
(Ответы: Встреча (понедельник), Заигрыш (вторник), Лакомка (среда), Разгул (четверг), Тещины вечера (пятница), Золовкины посиделки (суббота), Прощеный день, Проводы, Целовальник (воскресенье).
Педагог: Я смотрю, все дети собрались, все прошли испытания. Давайте все вместе зазывать Весну.
Вместе:
Прощай, Масленица - плутовка,
Погостила у нас недолго,
Погостила всего 7 деньков,
А мы думали - 7 годков.
Прошла Масленица, кончились гуляния,
Прощай зима! Прощай Масленица!
Приходи к нам Весна-красна!
(Стихотворение вывешивается на доске)
Подведение итогов. Награждение победителей и призеров.
Приложение 1
А | Л | Д | Б | Л | И | Н | Ы | Т | Р |
Л | С | А | Х | А | Р | О | П | Е | И |
М | Я | Б | М | У | К | А | В | Ф | Ч |
О | Й | Ы | С | Г | С | О | Д | А | Л |
Л | Ц | М | О | Е | Т | Р | В | Ы | Щ |
О | О | У | Л | В | К | У | Ц | Й | З |
К | Ю | К | Ь | Я | М | А | С | Л | О |
О | Ж | А | П | Б | В | Я | Ф | Ю | Л |
Приложение № 2
Приложение № 3.