Краткосрочный проект по теме
«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ».
Подготовительная группа.
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
· Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
· Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
· Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
· Формировать общие представления о народностях, живущих на территориях Красноярского края.
· Воспитывать уважение к культурам других народов.
· Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
· Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
· Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
· Упражнять в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов.
· Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
· Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
· Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
· Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
Предполагаемый результат:
· У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
· Дошкольники знают названия различных промыслов.
· Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
· Дошкольники знаютособенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
· Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Итоговое мероприятие (продукт): Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного
искуства».
Шуточная викторина «Скороговорки».
Фольклорный праздник «Посиделки».
Технологическая карта №1.
Вопросы для утреннего группового сбора (планирование работы)
· Какая у нас тема?
· Какие задания мы с вами решили выполнить?
· Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились?
· Что еще можно сделать (предложить, спланировать)?
· Какие у вас есть предложения?
· Чем бы ты хотел заняться сегодня?
· Что тебе нужно для того, чтобы выполнить этот план?
· С чего ты начнешь?
· Какие материалы тебе понадобятся?
· Тебе нужны партнеры (помощники)?
· С кем ты будешь вместе работать?
· Как ты планируешь распределить работу?
· Кто будет ответственным в вашей работе?
· Сколько времени тебе (вам) нужно для выполнения (завершения)?
· Ты выполнил свой план?
· Кто (что) помог тебе выполнить задуманное?
· Какой результат у тебя получился?
· Ты доволен своим результатом?
· Что тебя больше всего порадовало в твоей работе?
· Чему ты научился сегодня?
· Что нового ты узнал?
· Что ты хочешь еще узнать?
· Когда ты планируешь продолжить работу?
Технологическая карта №2.
Вопросы для вечернего группового сбора (итоги работы)
· Кто хочет рассказать о своей работе?
· Что трудного было в вашей работе?
· Что было самое интересное?
· Что тебе удалось сделать сегодня?
· Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана?
· Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
· Что бы ты решил изменить?
· Что легче всего было сделать?
· Как тебе удалось включить других в свою работу?
· Какие материалы вы использовали?
· Какие материалы можно еще использовать?
· Где вашу работу можно поместить (повесить, поставить)?
· Вы полностью выполнили свой план?
· Планируете ли вы продолжить свою работу?
Выбор итогового материала
Технологическая карта №3.
Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей подготовительной группы по теме
«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор»
Образовательные области | Интеграция | Педагогические задачи | Планируемые результаты |
Познание (ФЭМП) | Познание (ФКЦМ) Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы Здоровье | Тема: «В гостях у матрешек». · Учить составлять арифметические задачи на сложение. · Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. · Развивать внимание, память, логическое мышление. · Формировать социально-коммуникативные качества при выполнении заданий в подгруппах. · Уточнить знания детей об образцах матрешки. | Умеют составлять арифметические задачи на сложение. Умеют находить геометрические фигуры в окружающих предметах. Могут назвать, какие бывают образцы матрешки и чем они различаются. |
Познание (ФЭМП) | Социализация Коммуникация Познание (ФКЦМ) Здоровье | Тема: «Дымковская игрушка ». · Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. · Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. · Развивать внимание, память, логическое мышление. · Уточнить знания детей о видах дымковской игрушки. | Умеют составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Умеют ориентироваться на листе бумаги в клетку. Знают названия разных видов дымковской игрушки. |
Познание (Ознакомление с окружающим миром) | Социализация Здоровье Познание (ФЦКМ) Коммуникация Чтение худ. литературы | Тема: «Весела была беседа». · Формировать представления о предметах быта в русской избе. · Обогащать словарный запас названиями предметов быта. · Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. | Могут назвать предметы быта в русской избе. Могут отгадывать загадки о предметах быта. |
Чтение художественной литературы | Социализация Коммуникация Музыка Познание Худ. творчество | Тема: «Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога». · Продолжать знакомство с фольклором народов мира, жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции сказки. · Учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательные рассказы. · Развивать умение детей пересказывать сказку по плану. · Воспитывать любовь к сказкам народов мира. | Умеет понимать нравственный смысл произведения. Знают жанровые особенности сказки. Умеют выделить главную мысль сказки. Могут пересказать сказку по плану. |
Физическая культура | Коммуникация Социализация Здоровье Безопасность | Тема: «Мы богатыри». · Гимнастика «Богатырские яблоки». · Эстафета «Будь отважным, не теряйся, позади всех не оставайся». · Подвижные игры «Горелки», «Золотые ворота». | Могут попасть мячом в корзину. Умеют ходить по скамейке с закрытыми глазами. Способны определить на слух музыкальные инструменты. Придерживаются правил в подвижных играх. |
Музыка | Здоровье Безопасность Социализация Коммуникация Познание | Тема: «Русский фольклор». · Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам». · Развитие образного восприятия песен. · Знакомство с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли). · Обучение игре на ложках. · Хороводная игра «На горе-то калина». | Могут рассказать, о чем говорится в песне. Называют народные музыкальные инструменты. Исполняют на ложках простейшие музыкальные произведения. Выполняют основные движения русского хоровода. |
Коммуникация (Развитие речи) | Чтение художественной литературы Социализация Коммуникация Познание | Тема: «Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк». · Продолжать знакомство с русскими народными сказками,жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции сказки. · Учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательные рассказы. · Формировать образность речи, понимание образных выражений. · Развивать умение детей пересказывать сказку по плану. · Воспитывать любовь к сказкам. | Умеет понимать образное содержание и нравственный смысл произведения. Знают жанровые особенности сказки. Умеют выделить главную мысль сказки. Могут пересказать сказку, используя план. |
Художественное творчество | Коммуникация Социализация Познание Музыка Здоровье Безопасность Труд | Рисование «В гостях у народных мастеров». · Закрепить знания о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Городце, Жостове, Хохломе. · Совершенствовать навыки росписи. · Развивать умение создавать композицию. Аппликация «Матрешки в хороводе». (коллективная работа) · Развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из бумаги, сложенной пополам, с предварительно нарисованным контуром. · Развивать самостоятельность и творческую самостоятельность. · Закреплять умение пользоваться ножницами. · Учить готовить свое рабочее место к занятию и убирать материалы по окончанию работы. | Умеют создавать композицию, гармонично размещают детали на заданной площади. При создании разной росписи используют характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму. Умеют вырезать симметричные предметы. Умеют эмоционально и тактично оценивать свои работы и работы других детей. Умеют готовить рабочее место и убирать его по окончанию работы. |
Социализация | Здоровье Безопасность Физическая культура Познание Коммуникация | · Развивать интерес к различным видам игр («Золотые ворота», «Горелки», «Плетень», «Гори-гори ясно!», «Ручеек»). · Развивать самостоятельность в выборе игр. · Побуждать к активной деятельности. · Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения. · Продолжить знакомить детей с русскими народными играми. | Стараются придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Соблюдают правила, предусмотренные играми. |
Здоровье | Социализация Физическая культура Познание Коммуникация Безопасность | · Развивать умение заботиться о своём здоровье. · Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма · Знакомство со знахарями и с целебными травами. · Знакомство с блюдами русской народной кухни. | Соблюдают элементарные правила приема пищи, гигиены. Выполняют физические упражнения на укрепление организма. Проявляют интерес к истории России. |
Труд | Чтение художественной литературы Познание Социализация Безопасность | · Познакомить детей с орудиями труда, используемыми в древней Руси (плуг, мотыга, соха, вилы) · Стимулировать самостоятельную деятельность детей по поддержанию порядка на участке для прогулок и в группе. | Могут назвать орудия труда, используемые в древней Руси. Владеют умением пересказать небольшое сообщение о работе на участке детского сада и в группе. Оказывают активную помощь по поддержанию порядка. |
Коммуникация (Обучение грамоте) | Социализация Коммуникация Познание Здоровье Чтение худ. литературы | Тема: «Славянская культура и Письменность. Знакомство с буквой «Р». · Знакомство детей с буквой «Р» · Работа с предложением. · Звуковой анализ слов «Рома», «Рина». · Освоение способов слогового чтения. · Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. · Формирование умения выслушивать ответы других, не перебивая. · Знакомство с историей создания славянского алфавита. | Умеют проводить анализ предложения и графически записывать его. Подбирают слова с заданной модели. Читают слоги при помощи пособия «окошечки». Могут проводить звуковой анализ слов. Имеют представление о том, как проявился первый алфавит. |
Познание (Конструктивная деятельность) | Социализация КоммуникацияЗдоровье Труд | Тема: «Как жили люди на Руси» (постройка из строительного материала). · Упражнять в построении схем. · Развивать способность к анализу чертежей и конструкций. · Развивать самостоятельность, независимость мышления. · Воспитывать интерес к труду взрослых. · Формировать чувство любви к родному краю. · Дать представление о том, как жили люди на Руси. | Умеют чертить схему постройки. Анализируют чертежи. Самостоятельно выбирают материал для постройки. Имеют представление о функциональной значимости данной постройки. Проявляют интерес к истории родного края. |
Безопасность | Социализация Коммуникация Познание Труд | · Формировать представления о правилах поведения в общественных местах (в музеях, минимузеях). | Знают правила поведения и руководствуются ими при посещении музеев. |
Технологическая карта №4. «Материалы и оборудование »
Познавательно-речевой центр развития | Социально-личностный центр развития |
ПОЗНАНИЕ: Демонстрационный материал «Народы мира»; настольно-печатные игры «Ремесла Киевской Руси», «Народные промыслы», предметные картинки «Традиционный костюм в культуре народов России»; художественная литература – рус. нар. сказки «Садко», «Семь Симеонов- семь разбойников», «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»; нанайская народная сказка «Айога»; скороговорки, пословицы, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, былины; диски с записями рус. нар. мелодий и песен; музыкальные инструменты; презентации «Как жили люди на Руси» КОММУНИКАЦИЯ: Картины В.М. Васнецова «Богатыри», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»; иллюстрации с изображением музыкальных инструментов; | СОЦИАЛИЗАЦИЯ: Материал для изготовления женских украшений (бусы, браслеты), кулонов, украшений для кукол, омулетов. ТРУД: Материал для изготовления фартуков для работы на грядках, плетение ковриков. БЕЗОПАСНОСТЬ: Игра-лото «Ремесла Киевской Руси». |
Художественно-эстетический центр развития | Центр физического развития |
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ: Иллюстрации с изображением русской избы, чума; картинки с изображением музыкальных инструментов ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Бумага; цветные карандаши; гуашь; кисточки; фломастеры; восковые мелки; ватман АППЛИКАЦИЯ: Цветная бумага; картон; ножницы; клей; кисточки; клеенки; салфетки | Материал для изготовления инвентаря к народным подвижным играм. |