РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ. НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»




С.В.Королева,

к.иск.,

доц.каф. «ГСАиД»ТулГУ

Д.Черенкова,

ст. каф. «ГСАиД»ТулГУ

Е.Чернова,

ст. каф. «ГСАиД»ТулГУ

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫКУЛЬТУРЫ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ. НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

Аннотация: впубликации рассматриваются некоторые религиозные темы дисциплины «Истории искусств»; представлено знакомство современных студентов-дизайнеров с основами христианской культурой, моральными и философскими аспектами

Annotation: the publication deals with some of the religious topics of the discipline "Art History"; introduces modern design students to the basics of Christian culture, moral and philosophical aspects

Знакомство с христианской культурой у студентов-дизайнеров начинается со второго курса, с изучением искусства Римской Империи 4 в.н.э. Период характеризовался распадом могущественной державы и изначально, возникшее в 1 в.н.э. в результате кризиса античного рабовладельческого общества, христианство было религией угнетенных народов. В основе учения - легенда о мифическом сыне божьем Иисусе Христе, принесшим себя в жертву ради искупления «первородного греха». Религия призывала к смирению, безропотному повиновению. Различными сторонами характеризовалось христианство: с одной стороны служило своеобразной психологической помощью для всех нуждающихся, духовным учением людей, с другой поддерживало власть, помогало управлять обществом. В 313 г. император Константин признал христианство официальной религией. В 330 г. из-за междоусобиц и смут он перенес столицу в город Византий и переименовал его в Константинополь.

Искусство Византии изучается по дисциплине «История искусств» в следующем семестре студентами-дизайнерами. В основе культуре -христианская религия, характеризовавшаяся традиционным символизмом. Например, интерес представляют мозаики церкви Сан Витали в Равенне (около 6 в.н.э.). Мозаика конхи апсиды представляет фигуру Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равенского епископа Екклезия, подносящего в дар макет, основанной им базилики Сан-Витале. Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекуль и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник живой воды.

Нельзя ни упомянуть главный храм Византии – собор святой Софии в Константинополе (532-537 гг.) и украшавшие его мозаики и отличавшиеся характерным символизмом и одухотворенностью. Например, мозаика Деисус (конец 13 в.). К концу XIII в. в среде утонченной гуманистической и богословной элиты возник совершенно новый стиль живописи, удивительным образом соединивший христианство с эллинизмом. В центре композиции изображен Христос, к нему в молитвенных позах склоняются Богоматерь и Иоанн Креститель. На правом плече Спасителя хитон кажется золотым, однако на самом деле золото – это падающий на одежду свет, а истинный цвет Его одежды – сине-фиолетовый. Лик Марии выражает трогательную самозабвенно-жертвенную любовь. Цвет, взятый для мафория Марии и практически слитого с ним чепца – синий с оттенком фиолетового. Это цвет ночи. Лик Иоанна Крестителя выражает духовный подвиг. Не случайно святой облачен не во власяницу отшельника, а в одежды философа. Складки одежд Иоанна, помимо вертикальной, падающей с левого плеча вниз, своим узким параллельным рисунком напоминают пелены воскресенного Иисусом Лазаря и символизируют ограничения, положенные человеку в познании. К сожалению, собор после османского завоевания 1453 года был обращен в мечеть Айя-София. Долгое время он служил музеем христианской культуры. Однако в 2020 г. ему был снова возвращен статус мечети.

Характеризуя историю древней Руси, напомним, что в 988 г. при князе Владимире официальной религией стало христианство. Одним из символов христианства был Софийский собор в Киеве (1019-1031/32 гг.). Храм также украшался мозаиками, изображавшими библейские сюжеты. Например «Христос-Вседержитель» (Христос-Пантократор). Как грозный судия, благословляющий всех вошедших в храм, изображен в медальоне купола высоко над молящимимся Христос Пантократор, то есть Вседержитель. Он скован в своих движениях, а круглая рама, очерчивающая композицию, как бы лишает ее воздушного пространства. Из 12 изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора София Киевская – четыре евангелиста.

Говоря о православной вере нельзя ни упомянуть имя иконописца Андрея Рублева и Икону Звенигородского чина – Спас (нач.15 в.). Смысловое содержание его связано с темой Страшного суда: святые – Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы и апостолы – просят Христа Спасителя (Спаса) о помиловании рода человеческого. Мудрым, благожелательным и кротким взглядом проникает рублевский Спас прямо в душу созерцающего, передавая ему свое состояние задумчивого покоя и умиротворения. В отличие от преобладающих в дорублевском искусстве грозных, гневных или возвышенно отстраненных образов Вседержителя, рублевский Спас прежде всего человечен. В одухотворенной красоте его, представляющей, по словам исследователя творчества Рублева Н.Е.Деминой, «воплощение типично русской благообразности», отражен идеал совершенного человека, исполненного философской умудренности, справедливости, доброты и самоотверженной любви.

Одна из известных произведений Андрея Рублева – икона Пресвятой Троицы. (1422-1427 гг.). В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Саррой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения – жертвенная любовь. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа).

Благодаря изучению христианской культуры студенты-дизайнеры помимо получения исторических, искусствоведческих, философских знаний, знакомятся с гуманистическими традициями, развивают духовно-нравственное мировоззрение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: