У обычного человека задействованы все системы и, строго говоря, не существует визуалов, аудиалов и т.д. В то же время люди действуют в какой-то системе, в которой сознательно представлена большая часть опыта. Те из вас, кто способен представить себе ясную, отчетливую картину, обладают богатой, развитой визуальной системой репрезентации. Те, кто может создать сильное ощущение напряжения мышц, температуры или фактуры материала, — обладают тонко развитой кинестетической репрезентативной системой. И т.д.
В большинстве случаев можно заметить, что люди используют слова одной и той же системы репрезентации (отдают предпочтение) в ходе описания основной част своего опыта. Привычное использование определенной категории сенсорно-специфических слов, преимущественно перед другими, указывает на первичную репрезентативную систему.
Таким образом, первичная репрезентативная система — это внутренняя сенсорная система, которая более других развита и используется чаще и полнее; это то, что уже введено в сознание и обозначено определенными словами. (Гриндер и Бендлер называют ее просто - репрезентативная система, Лесли Кэмерон Бендлер называет - первичная репрезентативная система - чтобы не было путаницы).
Невербальные каналы информации
До сих пор мы рассматривали вербальные каналы получения информации. Невербальные реакции составляют колоссальный пласт информации для вас. Поэтому, помимо того, что клиента необходимо слушать, следует тщательно смотреть за его поведением. Те из вас, кто работает с людьми, бывает с первого взгляда уже знают — как будет происходить дальше процесс коммуникации: будет ли общение плодотворным и интересным или, наоборот, сложным. Вопрос: как вы узнаете о своих догадках?
|
Наблюдая за поведением пациента, вслушиваясь в тон его голоса мы можем получить массу ценной информации относительно настоящего состояния пациента (тон голоса, мышечные реакции лица и тела и др.). Но не пытайтесь, так сказать, заниматься «чтением мыслей» - вы рискуете спроецировать на клиента собственный опыт. Важно описывать наблюдаемые вами реакции в терминах чувственного восприятия, а не интерпретировать их.
Описание типа: «Его руки вцепились в подлокотники кресла, суставы пальцев побелели, мышцы напряглись, дыхание задержалось, зрачки расширились» ~ это описание в терминах чувственного восприятия. А сказать - «Он был испуган» - это интерпретация; т.е. то, что бы эти черты поведения значили для вас. Следующие два упражнения помогут вам потренироваться в наблюдении за невербальными сигналами информации.
r Упражнение
r Упражнение (в тех же тройках):
Речь человека несет два типа информации: содержательную и отношенческую. Если содержание можно отредактировать, то с отношением более сложно, его скрыть практически невозможно.
Если «прочистить» свои сенсорные каналы и внимательно наблюдать за собеседником, то вы легко заметите, что после любого вашего утверждения или вопроса собеседник дает вам невербальный ответ, независимо от того, осознает он это или нет. Имея возможность наблюдать за ним, вы всегда получите невербальный ответ раньше, чем он будет дан словами. Когда ваш клиент находится у вас в кабинете, излагая сущность своей проблемы, он говорит о своем внутреннем опыте. Чтобы рассказать о нем, необходимо получить к нему доступ.