До начала движения надо по карте хорошо изучить выбранный или указанный маршрут, определить и запомнить общее направление движения относительно сторон горизонта, расположения своих войск и войск противника. Затем выбрать и отметить на карте ориентиры по маршруту. В качестве таких ориентиров могут быть населенные пункты, перекрестки основных дорог, отдельные рощи, характерные высоты и другие местные предметы. После этого измерить и записать на карте расстояние между ними, определить общую протяженность маршрута и время, необходимое для движения. Двигаясь от одного ориентира к другому, надо сличать карту с местностью и определять на ней место своего нахождения, используя для этого показания спидометра. Особенно тщательно надо проверять правильность движения при выезде из населенных пунктов, на перекрестках и развилках дорог. Въезжая в лес или на местность, бедную ориентирами, необходимо заметить время по часам, а затем, учитывая скорость движения, проверять по карте свое местоположение по ориентирам, определяя пройденное до них расстояние по времени движения.
При подготовке к движению ночью ориентиры по маршруту движения выбираются на более близких один от другого расстояниях. В качестве ориентиров надо выбирать такие местные предметы, которые легко могут быть опознаны в темноте. Движение ночью вне дорог совершается, как правило, по азимутам.
При движении в горном районе надо учитывать естественные особенности горной местности, которые иногда могут нанести гораздо больший урон, чем противник. Поэтому при планировании маршрута передвижения следует изучить во всех подробностях и всеми доступными способами рельеф окружающей местности и предусмотреть либо обход опасных участков, либо принятие защитных мер от снежных лавин, селевых потоков, обвалов скал и льда, в том числе и вызываемых искусственно.
|
Для обеспечения надежного ориентирования и выдерживания маршрута движения в любых условиях местности и видимости широко применяются специальные приборы. Наибольшее распространение получил простой и надежный прибор - гирополукомпас. Преимущество гирополукомпаса состоит в том, что его ось ни при каких условиях не отклоняется от заданного направления. При прямолинейном движении машины отсчет на шкале прибора остается неизменным. Изменение отсчета дает сигнал об отклонении от заданного направления. Для восстановления нужного направления надо развернуть машину так, чтобы индекс показал прежний (начальный) отсчет.
При подготовке к движению на машине с гирополукомпасом, необходимо на карте провести прямую линию, соединяющую исходный и конечный пункты движения, и определить ее азимут. На исходной точке с помощью компаса определяется направление, соответствующее этому азимуту, и намечается на местности самый удаленный ориентир, расположенный по направлению линии заданного движения. Затем включается гирополукомпас, машина становится так, чтобы она была направлена точно в сторону намеченного ориентира. В этом положении замечается на шкале прибора отсчет, фиксирующий положение оси гироскопа. Во время движения нужно следить за постоянством отсчета, и заданное направление будет выдерживаться.
Широкие возможности для ориентирования на местности представляют портативные (размером приблизительно 5 см х 15 см х 3 см и весом 250 - 300 гр.) спутниковые навигационные приемники, работающие по сигналам космических радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и ОР8 (США).
|
Приемники позволяют автоматически определять координаты местоположения, производить непрерывное счисление пройденного пути, определять среднюю скорость и направление движения и др. Получаемые результаты выводятся на табло приемника в виде цифровых данных или в виде светящейся точки (символа), перемещающегося по намеченному маршруту на фоне карты местности.
Для обеспечения устойчивой работы спутникового навигационного приемника нужно соблюдать следующие основные правила:
1. Углы закрытия горизонта в точке работы с приемником не должны превышать 15°, а сектор закрытия (по горизонту) не должен быть больше 90°.
2. Не следует работать с приемником вблизи высоких зданий и сооружений, железобетонных и кирпичных заборов и т. п.
3. Нежелательно вести наблюдения вблизи работающих транспортных и электроэнергетических установок, а также вблизи действующих высоковольтных линий электропередачи и подземных кабельных сетей.
4. В зоне леса место для наблюдений следует набирать так, чтобы не находиться под кронами деревьев. Лучше, если это будет поляна.
5. Не рекомендуется использовать приемник во время грозы, а также при сильной электризации воздуха.
Для работы приемника более предпочтительны открытые возвышенные места, так как при этом возрастает вероятность видимости большего числа спутников.
Работа приемника внутри помещений, а также внутри боевых машин (танков, бронетранспортеров и т. п.) невозможна.