Интуитивное понимание философии на основе философствования
В каждом человеке заложена интуиция, позволяющая отличить философский текст от художественного, научного или любого другого. Человек обладает этой интуицией еще до начала систематического изучения философии, и, следовательно, он уже каким-то образом был причастен философии. Эта причастность обнаруживается в способности человека философствовать.
Философствование – это процесс ценностного самоопределения человека по отношению к себе, к жизни, к миру, к другому человеку, живому существу или к Богу.
Самоопределяясь, он находит свое место в жизни и выбирает цели, определяет, что для него является ценным, ради чего стоит прикладывать усилия и вообще жить. В результате философского самоопределения возникает ценностное восприятие жизни.
Ценности – это такие смыслы, благодаря которым человек осознает значимость действий, поступков, событий.
С утратой этих ценностей человек перестает ориентироваться в жизни и не знает, ради чего вообще стоит напрягаться. Такие потерявшиеся в жизни люди спасаются тем, что принимают внешнюю систему ценностей, сформированную в определенной социальной среде. Это тормозит развитие их как личностей, ведь личность формируется в свободном выборе собственных жизненных ценностей и целей. Именно поэтому самоопределение как акт философствования является условием формирования личности.
На основе собственной способности к самоопределению человек способен видеть философский смысл в любом проявлении ценностного самоопределения другого человека, даже если это самоопределение выражено не в философском трактате, а в религиозной или нравственной проповеди, в образе жизни, в литературном произведении или в кинофильме. Интуитивное узнавание иного самоопределения и есть понимание другого человека. Именно это и является целью философии.
|
Главная цель философии – это понимание: понимание собственного самоопределения жизни, понимание самоопределения другого человека и личного жизненного опыта.
Однако, хотя все люди философствуют, ценностно самоопределяются, и способны интуитивно понимать самоопределение другого человека, тем не менее, на основе только этого они еще не становятся философами. Философия формируется тогда, когда человек не только понял себя и другого, но нашел способ стать понятным для другого. Ради этого и создаются философские тексты.
Предварительное интуитивное определение философии: философия – это способ теоретическими средствами сделать понятным для другого себя и собственное самоопределение в жизни.
В повседневном общении люди под привычными словами и вещами подразумевают каждый свое, проецируя друг на друга собственные представления. Например, всякий человек обладает уникальным опытом любви, но для выражения уникальности этого чувства обычных слов не хватает. Общепринятое понятие любви закрепляется через соотнесенность с типичной ситуацией, описанной в литературе и проигранной в кинофильмах. Допустим, мужчина говорит: “Я люблю тебя”, а женщина отвечает ему теми же словами. Однако каждый понимает эти слова по-своему, и полагает, что другой испытывает то же, что и он сам. У обоих создается впечатление, что они поняли друг друга. Эта проблема подмены понимания проекцией собственных представлений приводит к личным трагедиям. Философия возникает, когда создаются теоретические условия преодоления подобных взаимонепониманий, к числу которых относятся философский язык и философская система. Однако эти теоретические условия тоже должны быть поняты, что требует определенных усилий.
|
Три уровня понимания философии
Понимание философии имеет три уровня:
1 (терминологический) уровень изучения философского языка (узнаются и изучаются философские понятия);
2 (концептуальный) уровень понимания всей философской системы, в контексте которой становится понятным индивидуальный философский язык;
3 (жизненный) уровень осознания и раскрытия жизненного опыта, который стоит за данной философской системой.
Нередко приходится встречать мнение о том, что изучение философии заключается в понимании философских систем. Даже если досконально изучить всю философскую систему Платона, Аристотеля и Канта, выучить все понятия и все их возможные взаимосвязи, это не гарантирует понимания их философии. Верно и наоборот. Человек, только начиная читать классика философии, может интуитивно схватить тот личностный опыт, который стоит за текстом, и дальнейшее знакомство с философом больше будет напоминать не обучение, а вспоминание, когда читатель спонтанно начинает предвосхищать мысль автора. В связи с этим можно выделить три уровня понимания философии. Терминологический уровень – понимание слов, концептуальный уровень – понимание философской системы, и жизненный уровень – понимание личного опыта философа, выраженного в философской системе. Первое препятствие к пониманию связано с тем, что мы вкладываем собственное значение в терминологию философа, и тогда непонятным становится все. Понять терминологию можно лишь через общий контекст, который выражается в философской системе, раскрывающей целостный взгляд на мир. Понимание философии происходит не так как в науке, путем постепенного освоения, а скачкообразно, как озарение: вот только что еще все казалось непонятным, но как только улавливается общий контекст, все сразу обретает смысл. Это уже концептуальный уровень понимания, когда проясняется философская система, которая задает контекст. Однако и это еще не дает понимания философии, так как все еще остается не проясненным вопрос, а зачем вообще нужно было создавать эту философскую систему? Соответственно, понимание философии, которое тоже носит скачкообразный характер достигается лишь на третьем уровне, как новое озарение – когда открывается тот жизненный опыт автора, ради выражения которого и была создана философская система.
|