Классификация ценностей по типам




 

Ценности можно классифицировать в зависимости от того, какую сферу человеческой жизни они наделяют новой значимостью.

Этические ценности наделяют значимостью действия свободной воли человека, а именно его поступки, намерения, внутреннюю духовную самодисциплину. Этические ценности формируются в самоопределении и действии свободной воли человека. Основные этические ценности – благо, добро, справедливость.

Правовые ценности наделяют значимостью сферу взаимодействия людей, свободную как от произвола отдельного человека, так и от произвола общественных и политических институтов.

Эстетические ценности наделяют значимостью эмоционально-чувственную выразительность явления. Они относятся к эмоционально-чувственному восприятию мира в его выразительных формах. Художественные средства создания новых выразительных форм составляют искусство, содержание которого можно постичь только эстетически. Основные эстетические ценности – красота, возвышенное, трагическое, комическое и т.д..

Познавательные ценности наделяют значимостью знания как таковые и побуждают человека к дальнейшему познанию. Познавательные ценности позволяют человеку преодолевать трудности на пути познания вплоть до готовности принести жертву ради знания.

Сотериологические ценности. Чаще всего их не выделяют в качестве самостоятельного класса, относя их либо к этическим ценностям, либо к религиозным. Тем не менее, можно выделить общий принцип, который позволяет объединить религиозные ценности и определенную часть этических ценностей. Сотериологические ценности определяют значимость именно тех поступков, целей или идей, которые освобождают его от страданий и бессмысленности жизни.

Термин «сотериология» образован от греческого «сотерио» (спасаю) и означает «учение о спасении». В настоящее время сотериологию чаще всего понимают как богословскую дисциплину, хотя обоснование сотериологических ценностей требует уже философского подхода. В античной философии сотериология занимала важное место, но не выделялась из этики, в средневековый период, напротив, она отождествилась с богословием. Выделение ее в самостоятельную философскую дисциплину – это задача, которая еще требует своего решения.

 

6. Этические и правовые ценности

Соотношение этических ценностей, нравственных норм, правовых ценностей и норм

 

На первый взгляд кажется, что этические и правовые сферы относятся к одному и тому же, а именно к поступкам человека, однако это отношение различно и требует специального уточнения. С другой стороны, этическая позиция человека проявляется не только в ценностном самоопределении, но и в следовании определенной нравственной норме, что предполагает необходимость разграничения понятий ценности и нормы. Очень часто многие споры кажутся неразрешимыми в силу того, что спорящие не договорились о разграничении этического и правового подходов и смешивают понятия ценности и нормы. Особенно это характерно при оценке правовых отношений, когда один оценивает поступок с позиции правовой ценности, а другой говорит о соответствии поступка правовой норме. Поэтому, прежде чем давать оценку человеческого поступка, необходимо предварительно определить, с какой позиции будет даваться эта оценка: с этической или с правовой (при этом и этическое и правовое могут пониматься и на ценностном уровне, и на нормативном).

 

Этические ценности

 

Этические ценности выделяются на основании соотнесенности со свободной волей человека и наделяют значимостью не только свободные поступки по отношению к другим людям, но также и внутреннюю духовную деятельность, направленную на упорядочивание собственной жизни, преодоление страданий и осознание своей независимости от внешних обстоятельств.

Этическая значимость поступка определяется независимо от его общественной значимости, полезности или результативности. Например, если человек дал денег выброшенному обществом бездомному, то данный поступок имеет самостоятельное этическое значение, несмотря на то, что этот бездомный бесполезен для общества, да и деньгами он не сможет умело распорядиться. Поступок обретает этический смысл только в отношении к личности, и в данном случае речь идет о личностном выборе человека помогать ближнему. Общекультурный или социальный характер этических ценностей возможен лишь в той мере, в какой он входит в содержание личности. Человек может нести какое-либо общественно-значимое служение, например, помогать беженцам, но оно потеряет всякий этический смысл, если человек будет совершать его по принуждению, а не в силу ценностного самоопределения. Самоценный характер личности распространяется и на этический смысл поступка, который не зависит от внешних обстоятельств, идейных принципов или общественных задач. Иными словами, поступки этого человека, направленные на помощь беженцам, имеют самоценное этическое значение независимо от того, достигли они цели или нет в силу сложившейся социальной ситуации.

В силу самоценности поступка личная ответственность за него не должна пониматься как ответственность перед чем-то извне (обществом, корпорацией и т.д.). Поскольку личностное отношение к другим людям включено в личностное бытие самого человека, этическая ответственность перед другими – это частный случай ответственности перед собой. В свободном поступке человек личностно формирует себя, однако только в ответственном поступке он совершает это осознанно. Свободно поступить означает решиться на поступок вместе со всеми его возможными последствиями. Ответственность – это готовность человека ответить за возможные последствия его поступка, включая и те, которые были ему не известны на момент совершения этого поступка. Поэтому ответственность не может ограничивать свободу воли, напротив, она является формой осознания свободы воли.

Поскольку этическая ценность определяется не в обществе, но именно в личностном самоопределении, она может быть, а может и не быть общезначимой для всех. На практике мы можем совпадать в обобщенном понимании добра, но как только дело доходит до его осмысления в контексте конкретной ситуации, уже возникают разногласия. Этические ценности наделяют осмысленностью и новой значимостью все содержание личности и связанные с ней явления, и эта задача решается независимо от того, достигается или нет общее с другими людьми понимание этической значимости. Ведь человек сам за себя должен решать, за что именно он готов нести ответственность. Поэтому его этическая ответственность определяется в соответствии с собственным самоопределением, а не в соответствии с общепринятым мнением, которое может учитываться лишь с собственной этической позиции. Требование соответствия общезначимому пониманию должно предъявляться не к процессу ценностного самоопределения, а к руководству определенными нравственными нормами.

 

Нравственные нормы

 

Хотя этические ценности носят личный характер, в соответствии с ними осмысляется также и межличностная сфера. Этическая ценность не просто наделяет значимостью поступки и события личной жизни, но еще и упорядочивает их, выстраивая в некоторой соподчиненности по степени значимости. В соответствии с этой соподчиненностью нравственные нормы упорядочивают межчеловеческие отношения. Человек находит основание нравственной нормы в своем внутреннем ценностном самоопределении, но потом предлагает ее в качестве принципа межличностного общения. Это предполагает, что нравственная норма, как минимум, понятна всем участникам взаимодействия. Соответственно нравственную норму можно определить как меру возможного понимания участниками взаимодействия личной ответственности каждого из них. Поэтому нравственная позиция предполагает осознанность, так как автоматическое руководство нормой без ее понимания не носит нравственного характера.

Этическая оценка предполагает отрешение от всего, что не связано с этической ценностью. В соответствии с этим недопустимо нравственные нормы подчинять какому-либо внешнему по отношению к этической ценности принципу: пользе, государственным интересам, идеологическим установкам и т.д.

Вполне возможно, что этический смысл поступка, связанный с ценностным самоопределением человека, может остаться непонятным для других людей. В этом случае поступок, хотя и носит этический характер, тем не менее, не соответствует нравственной норме, так как нарушает установившуюся границу понимания другими людьми. При этом он не становится безнравственным, просто он оказывается за пределами нормативных нравственных оценок. В качестве примера можно обратиться к недавней истории. Граждане Чехословакии в 1968 году выражали самым разным способом протест против оккупации своей страны, вплоть до самосожжения, которое, безусловно, имеет огромное этическое значение, но в принципе не может расцениваться в качестве нравственной нормы. Да и вообще, любой героический поступок потому и считается героическим, что не является «нормальным», т.е. не моет быть нормой, несмотря на свое этическое значение.

Этическая позиция может не соответствовать нравственным нормам еще и потому, что не может быть понята современниками в силу исторических причин. Например, нравственными нормами римских граждан были законопослушность и нетерпимость к преступлениям, что означало лояльность государству и выражение этой лояльности в поклонении языческим богам. Причем личная религиозная вера при поклонении богам не требовалась. Поэтому римлянам была непонятна этическая позиция первых христиан, готовых идти на смерть, лишь бы не выражать свою лояльность даже на формальном уровне. На самом деле христиане оценивали поклонение языческим богам иначе, чем римляне, а именно, как предательство Бога, с которым они заключили завет. Этическое отношение к предательству связано с внутренними абсолютными ценностями, которые не зависят от эмпирических обстоятельств. И язычники, и христиане негативно относились к предательству и видели в законопослушности добродетель. Однако, несмотря на то, что они жили в одно время, по своему мировосприятию язычники и христиане принадлежали разным эпохам, и нравственные нормы у них были различны. Поэтому нравственные нормы, которые определяются исторически обусловленной мерой совместного понимания разными людьми, носят исторический характер.

К области этики относится все, что осмысляется в отношении к свободному волевому самоопределению человека. В этом смысле этическая проблематика значительно шире области приложения нормативной этики как дисциплины о нравственных нормах поведения человека. Нормативная этика описывает нравственные нормы, которые могут быть понятны всем, вынося за скобки личностное этическое отношение, если оно не общезначимо. Поэтому далеко не всё, что имеет положительный этический смысл, будет соответствовать нравственным нормам.

Принцип понятности для всех является определяющим для нормативной этики. Он передается через воспитание в соответствии с культурными и религиозными традициями. Поэтому культура обеспечивает не само содержание этических ценностей, а только их понятность для носителей культуры, позволяя тем самым формировать общие нравственные нормы. Никакое культурное воспитание не может предопределить этический выбор человека, и мы можем наблюдать, что нравственность и ответственность человека проявляется независимо от его воспитания, социального положения, национальности, религии или принадлежности культурной традиции, хотя все эти факторы могут иметь ключевое значение для понимания им нравственных норм.

 

Правовые ценности

 

Ценностью обладают не только поступки человека, но и сама возможность поступать. При этом сам по себе поступок может иметь одну значимость, а область возможного поведения – другую. Если этическая ценность наделяет значимостью сам по себе поступок, то правовая ценность наделяет значимостью сферу возможного поведения. Фактический поступок правовым образом оценивается не сам по себе, а в отношении того, насколько он переступает или не переступает границы сферы возможного поведения. Если в соответствии с этическими ценностями поступки другого человека оцениваются в контексте собственного личностного содержания, то в соответствии с правовыми ценностями предполагается признание права другого на поступки независимо от того, кто и как их оценивает со своей стороны. Иными словами, если этическая ценность позволяет раскрыть личностное содержание поступка, то правовая ценность раскрывает значимость самой по себе возможности совершения поступка независимо от того, о какой именно личности идет речь. Общезначимость понимания правовой ценности достигается безотносительно к неправовым установкам (экономической или политической выгоде, эффективности, религиозным идеалам, идеологическим концепциям), включая и личное этическое восприятие. При этом этическая оценка может совпадать с правовой, отличаться от нее и даже противоречить ей. Например, преподаватель может считать своим моральным долгом, доказать студенту ошибочность его политической позиции, однако не имеет права этого делать именно в качестве преподавателя.

Наделяя новой осмысленностью и значимостью сферу возможного взаимодействия между людьми, правовые ценности должны иерархически выстраиваться. Высшей правовой ценностью является защита участников общения, которая выражается в праве на жизнь. Далее идут ценности, раскрывающие значимость различных возможностей человека в его взаимодействии с другими. Соподчинение правовых ценностей определяет правовые нормы, регулирующие права и обязанности людей.

 

Правовые нормы

 

Меру возможных поступков человека определяют правовые нормы. Они обеспечивают реализацию прав, определяют обязанности и предусматривают санкции за нарушение прав и обязанностей. Правовая обязанность – это требование того, чтобы менее важное право всегда уступало более важному. Таким образом, система правовых обязанностей определяется иерархией прав, и недопустимо их выводить из какого-либо других оснований (этических, культурных, общественных или государственных). Право вытекает из признания равноправия волеизъявлений каждого участника. Поэтому не может быть никаких обязанностей самих по себе, которые не обеспечивали бы какое-либо более значимое право. Из этого следует, что все правовые нормы, обеспечивающие приоритет общественных ценностей над личностными, на самом деле являются антиправовыми. Иначе говоря, в основе любой правовой системы должны лежать права человека.

Мораль охватывает область возможных поступков, в пределах которой человек согласен нести личную ответственность. Право охватывает область возможных поступков, в пределах которой ответственность за поступок определяется безотносительно к тому, какая именно личность его совершила. Нравственное сознание в ценностном самоопределении раскрывает собственные личностные характеристики. Правовое сознание формируется в ценностном самоопределении через отрешение от качеств и характеристик личности: ценность возможного поступка определяется независимо от личности, которая может его совершить. Это понимание можно проиллюстрировать афоризмом Вольтера: «Я не согласен с вашими убеждениями, но готов отдать жизнь за ваше право их высказать».

Правые нормы составляют систему права, которая существует в двух формах:

1) естественное право человека, или «автономное право», которое предполагается за человеком независимо от того, закреплено оно в юридических нормах или нет;

2) позитивное право, которое представляет собой систему юридических норм, утвержденных государственным легитимным органом.

Например, естественным правом является право человека на жизнь. Однако законодательно оно не всегда обеспечивается, поэтому убийство человека не во всех случаях подпадает под действие законодательства.

При этом следует иметь в виду, что в современном правоведении достаточно широко распространена точка зрения, рассматривающая систему права исключительно как позитивную, т.е. закрепленную в официальных юридических документах. Недостаточность этого понимания обнаруживается, когда мы замечаем противоречие между правовой ценностью и правовой нормой, например, в случае, если человек участвует в несанкционированном митинге протеста или использует еще не лицензированные медицинские препараты для спасения жизни пациента.

 

 

7. Правовая справедливость

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: