Задача №3 «Транспортная задача»
Задача №4 «Назначение на работы»
Задача №2 «Планирование портфеля заказов»
Задача №1 «Планирование производства»
Небольшая фабрика выпускает два типа красок: для внутренних (I) и наружных (Е) работ.
Продукция обоих видов поступает в оптовую продажу. Для производства красок используются два исходных продукта А и В. Максимально возможные суточные запасы этих продуктов составляют 10 и 16 тонн, соответственно. Расходы продуктов А и В на 1 т соответствующих красок приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Исходные данные задачи о планировании производства красок
Исходный продукт | Расход исходных продуктов на 1 т краски, т | Максимально возможный запас, т | |
краска Е | краска І | ||
А В |
Минимальный суточный спрос на краску для внутренних работ составляет 1 т, а для внешних работ 2 т. Суточный спрос на краску i никогда не превышает спроса на краску Е более чем на 1 т. Кроме того, установлено, что спрос на краску I никогда не превышает 2 т в сутки. Оптовые цены одной тонны красок равны: 3000 руб. для краски Е и 2000 руб. для краски I.
Какое количество краски каждого вида должна производить фабрика, чтобы доход от реализации продукции был максимальным?
В нашем случае фабрике необходимо спланировать объем производства красок так, чтобы максимизировать прибыль. Поэтому переменными являются:
Хi — суточный объем производства краски I и Хе — суточный объем производства краски Е.
Суммарная суточная прибыль от производства Xi краски I и Xe краски Е равна
Z = 3000*Хe+ 2000*Xi (2.1)
Целью фабрики является определение среди всех допустимых значений Xi и Xe таких, которые максимизируют суммарную прибыль, т. е, целевую функцию Z.
|
Перейдем к ограничениям, которые налагаются на Xe и Xi. Объем производства красок не может быть отрицательным, следовательно:
Хt, Хi > 0 (2.2)
Расход исходного продукта для производства обоих видов красок не может превосходить максимально возможный запас данного исходного продукта, следовательно:
Хe + 2Xi <= 10 (2.3)
2Xe + Xi <= 16 (2.4)
Кроме того, ограничения на величину спроса на краски таковы:
Xi-Xe <= 1 (2.5)
Xi < 2 (2.6)
Таким образом, математическая модель данной задачи имеет следующий вид:
максимизировать
Z= 300Хe + 2000Xi
при следующих ограничениях:
Xe+2Xi<= 10
2Xe+Xi<= 16
Xi-Xe<=1
Xi<=2
Xi, Xe>=0
Заметим, что данная модель является линейной, т. к. целевая функция 1-ограничения линейно зависят от переменных.
Вводим данные в таблицу Excel.
Покажем формулы
Решим данную задачу с помощью команды Сервис - Поиск решения Excel. Средство поиска решений является одной из надстроек Excel. Если в меню Сервис отсутствует команда Поиск решения, то для ее установки необходимо выполнить команду Сервис, Надстройки, Поиск решения.
Для того чтобы получить максимальный доход надо произвести краски І 1 т., а краски Е 6 т.
Задача №3 «Транспортная задача»
Предположим, что фирма имеет 4 фабрики и 5 центров распределения ее товаров. Фабрики фирмы располагаются в А, Б, В, Г с производственными возможностями 200, 150, 225 и 175 единиц продукции ежедневно, соответственно. Центры распределения товаров фирмы располагаются в 1, 2, 3, 4, 5 с потребностями в 100, 200, 50, 250 и 150 единиц продукции ежедневно, соответственно. Хранение на фабрике единицы продукции, не поставленной в центр распределения, обходится в $0,75 в день, а штраф за просроченную поставку единицы продукции, заказанной потребителем в центре распределения, но там не находящейся, равен $2,5 в день. Стоимость перевозки единицы продукции с фабрик в пункты распределения приведена в табл. 2.6.
|
Таблица 2.6 - Транспортные расходы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
А | 1 | 2 | 7 | 12 | 1 |
Б | 2 | 7 | 9 | 12 | 2 |
В | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 |
Г | 7 | 3 | 11 | 3 | 5 |
Необходимо так спланировать перевозки, чтобы минимизировать суммарные транспортные расходы.
Поскольку данная модель сбалансирована (суммарный объем произведенной продукции равен суммарному объему потребностей в ней), то в этой модели не надо учитывать издержки, связанные как со складированием, так и с недопоставками продукции. В противном случае в модель нужно было бы ввести:
В случае перепроизводства — фиктивный пункт распределения, стоимость перевозок единицы продукции в который полагается равной стоимости складирования, а объемы перевозок — объемам складирования излишков продукции на фабриках
В случае дефицита — фиктивную фабрику, стоимость перевозок единицы продукции с которой полагается равной стоимости штрафов за недопоставку продукции, а объемы перевозок — объемам недопоставок продукции в пункты распределения.
Для решения данной задачи построим ее математическую модель. Неизвестными в данной задаче являются объемы перевозок. Пусть Хij — объем перевозок с i-й фабрики в j-й центр распределения.
Функция цели — это суммарные транспортные расходы, т. е.
|
Z=SScij*xij (2.22)
Сij— стоимость перевозки единицы продукции с i-й фабрики j-й центр распределения.
Неизвестные в данной задаче должны удовлетворять следующим ограничениям:
объемы перевозок не могут быть отрицательными;
так как модель сбалансирована, то вся продукция должна быть вывезена с фабрик, а потребности всех центров распределения должны быть полностью удовлетворены.
В результате имеем следующую модель:
минимизировать:
Z=SScij*xij (2.23)
при ограничениях:
Sxij= вj,,j=[1, 5] (2.24)
Sxij=ai, i=[1,4], (2.25)
xij>=0, i=[1,4], j= [1,5]. (2.26)
где аi — объем производства на i-й фабрике, вi — спрос вj-м центре распределения.
Ввод данных
Формулы
Поиск решения
Минимальная сумма за перевозки груза составляет 2125 грн.