Планируемые результаты и УУД | Примерное распределение планируемых результатов и УУД по классам основной школы в соответствии с ПООП | ||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||
Основы читательской компетенции | потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире | ||||||
гармонизация отношений человека и общества, создание образа «потребного будущего»[1] | |||||||
Навыкиработы с информацией | работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: | ||||||
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты | |||||||
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей | |||||||
выделять главную и избыточную информацию; | |||||||
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов) | |||||||
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах | |||||||
Опытпроектной деятельности | выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности | ||||||
умение разрабатывать несколько вариантов решений проблемы | |||||||
готовность к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения | |||||||
Метапредметные результаты | Регулятивные УУД | 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы | |||||
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности | |||||||
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты | |||||||
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему | |||||||
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов | |||||||
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | |||||||
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи | |||||||
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения | |||||||
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач | |||||||
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели | |||||||
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) | |||||||
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения | |||||||
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса | |||||||
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию | |||||||
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | |||||||
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности | |||||||
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности | |||||||
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований | |||||||
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата | |||||||
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата | |||||||
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата | |||||||
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта | |||||||
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | |||||||
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | |||||||
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи | |||||||
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи | |||||||
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий | |||||||
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности | |||||||
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов | |||||||
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов | |||||||
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности | |||||||
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной | |||||||
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы | |||||||
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки | |||||||
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | |||||||
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха | |||||||
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности | |||||||
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) | |||||||
Познавательные УУД | 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы | ||||||
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства | |||||||
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов | |||||||
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство | |||||||
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | |||||||
выделять явление из общего ряда других явлений | |||||||
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений | |||||||
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки | |||||||
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи | |||||||
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником | |||||||
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации | |||||||
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) | |||||||
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ | |||||||
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | |||||||
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | |||||||
обозначать символом и знаком предмет и/или явление | |||||||
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме | |||||||
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного | |||||||
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления | |||||||
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата | |||||||
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот | |||||||
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения | |||||||
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм | |||||||
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией | |||||||
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область | |||||||
8. Смысловое чтение | |||||||
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) | |||||||
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст | |||||||
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов | |||||||
резюмировать главную идею текста | |||||||
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction) | |||||||
критически оценивать содержание и форму текста | |||||||
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | |||||||
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы | |||||||
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций | |||||||
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора | |||||||
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем | |||||||
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями | |||||||
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью | |||||||
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска | |||||||
Коммуникативные УУД | 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | ||||||
определять возможные роли в совместной деятельности | |||||||
играть определенную роль в совместной деятельности | |||||||
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории | |||||||
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации | |||||||
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности | |||||||
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) | |||||||
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его | |||||||
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации | |||||||
выделять общую точку зрения в дискуссии | |||||||
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей | |||||||
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) | |||||||
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога | |||||||
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | |||||||
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства | |||||||
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) | |||||||
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности | |||||||
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога | |||||||
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником | |||||||
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств | |||||||
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления | |||||||
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя | |||||||
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | |||||||
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) | |||||||
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ | |||||||
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации | |||||||
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи | |||||||
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. | |||||||
использовать информацию с учетом этических и правовых норм | |||||||
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности | |||||||
Предметные результаты | Выпускник научится | определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); | локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; | локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время | |||
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий | использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др. | использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др. | |||||
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира | проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья | анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени | |||||
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории | составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории | составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени | |||||
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности | раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков | раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени | |||||
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени | |||||||
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства | |||||||
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.) | объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события | ||||||
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории | давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков | давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени | |||||
Выпускник получит возможность научиться | давать характеристику общественного строя древних государств | давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток) | используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время | ||||
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия | сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия | использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.) | |||||
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде | составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д. | |||||
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия различных обществ и государств в мировой истории | |||||||
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности | |||||||
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями (по Спецификации КИМ ОГЭ по истории): | |||||||
Знание хронологии, о пределение последовательности и длительности важнейших событий отечественной и всеобщей истории | указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. | ||||||
Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира | называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий | ||||||
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий | |||||||
группировать (классифицировать) факты по различным признакам, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | |||||||
Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории | называть изученных исторических деятелей, соотносить их с событиями и явлениями | ||||||
соотносить выдающихся деятелей с их ролью в истории | |||||||
определять социальную и идеологическую принадлежность исторических деятелей, давать характеристику выдающейся личности | |||||||
Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития | называть важнейшие достижения культуры | ||||||
соотносить явления культуры с системой ценностей | |||||||
характеризовать достижения культуры в соответствии с алгоритмом, систематизировать информацию о достижениях культуры | |||||||
Использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач: | осуществлять поиск информации в исторической карте с опорой на легенду | ||||||
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, иллюстративных изобразительных и др.) | |||||||
отвечать на вопросы на основе анализа источника, решать различные учебные задачи | |||||||
сравнивать свидетельства разных источников,выявлять их сходства и различия | |||||||
уметь критически оценивать ценность источника | |||||||
Описание (реконструкция): | рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках | ||||||
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи | |||||||
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников | |||||||
Анализ, объяснение: | раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | ||||||
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка) | |||||||
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий | |||||||
соотносить единичные исторические факты и общие явления | |||||||
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений | |||||||
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | |||||||
Работа с версиями, оценками: | приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе | ||||||
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | |||||||
Применение знаний и умений в общении, социальной среде: | способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры) | ||||||
использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ (в том числе сочинений) | |||||||
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий | |||||||
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде | |||||||
[1] Термин из Примерной основной образовательной программы основного общего образования.