по работе с органами прокуратуры РФ




И Н С Т Р У К Ц И Я

В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» - «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

 

Большинство граждан РФ не зная правил, по которым «работает» данное ведомство – пренебрегают данным «оружием» в борьбе с чиновниками и коммерсантами, в связи с чем напрасно тратят время на обжалование по ведомственной линии отписок чиновников.

 

Вместе с тем, если «познакомиться» с правилами работы данного ведомства – то можно эффективно его использовать для защиты своих прав и законных интересов.

 

Основной закон, по которому работает данный орган с обращениями граждан (не считая Конституцию РФ) – это Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре РФ); Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ-59) и Приказ Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 г. № 45 (ред. от 07.03.2018) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее – Инструкция).

 

При этом в указанные выше нормативные акты периодически вносятся различные изменения, поэтому, чтобы не быть «профаном» - не ленитесь изредка проверять их обновление через КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/

 

 

Основные выдержки из указанных нормативных актов, которые понадобятся при работе с «отписками» из прокуратуры:

 

1. ФЗ «О прокуратуре РФ»:

 

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» – ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

 

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» - запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

 

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ-2202-1 – «Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» - «Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».

 

Согласно ст. 30 ФЗ-2202-1 – «1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)»

 

Вместе с тем, согласно ст. 41.7. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ-2202-1) - за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; лишение нагрудного знака «Почётный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

 

 

2. ФЗ-59:

 

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ-59) – письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 

Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ-59 – «письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения».

 

Согласно ч. 6 ст. 8 ФЗ-59 – запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

 

В соответствии с п. 3.7. Инструкции – «Запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется».

 

Согласно требованиям ч. 1 ст. 10 ФЗ-59 – «государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов».

 

Согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ-59 – «ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа».

 

 

Кроме того, в нарушение требований ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - ответ на обращение заявителя в форме электронного документа прокуратурой Свердловской области был направлен ФГУП «Почта России».

 

Согласно ст. 15 ФЗ-59 – лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

3. Инструкция:

Согласно п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 г. № 45 (ред. от 07.03.2018) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее – Инструкция) – «прокурорам городов и районов необходимо обеспечить рассмотрение обращений в строгом соответствии с требованиями Конституции РФ, ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.

 

В соответствии с п. 5 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (ред. от 07.03.2018) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее – Инструкция) - «Работу по рассмотрению и разрешению обращений подчинить решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка. Каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса».

 

В соответствии с п. 1.7 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры РФ, утверждённой приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 (с ред. Приказов ГП РФ от 11.11.2014 № 612, от 09.12.2015 № 678, от 08.09.2016 № 563, от 11.04.2017 № 257, от 05.07.2017 № 453, от 07.03.2018 № 125) (далее Инструкция) – «ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры российской Федерации».

 

В соответствии с п. 1.4. Инструкции - «Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц».

 

Согласно п. 2.3. Инструкции - поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в пунктах 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 настоящей Инструкции, - в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры.

 

 

Согласно п. 3.13. Инструкции – «если дубликат поступил после разрешения основного обращения, то заявителю не позднее 10-дневного срока с момента регистрации дубликата ответ на него направляется со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа на основное обращение. Копия ответа направляется в случае прямого указания заявителя о его неполучении».

 

В соответствии с п. 5.1 Инструкции - «обращения граждан…разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации».

 

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ-№ 59 от 02.05.2006 г. (ред. от 27.11.2017 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 

Вместе с тем, согласно п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 г. № 45 – «прокурорам городов и районов необходимо обеспечить рассмотрение обращений в строгом соответствии с требованиями Конституции РФ, ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.

 

Кроме того, в нарушение требований ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - ответ на моё обращение в форме электронного документа прокуратурой Нижнесергинского района был направлен ФГУП «Почта России».

 

Согласно ст. 15 ФЗ-59 – лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с п. 4.1. Инструкции «порядок проверки обращений, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур».

 

В соответствии с требованиями п. 4.2. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры РФ (с ред. Приказов ГП РФ от 11.11.2014 № 612, от 09.12.2015 № 678, от 08.09.2016 № 563, от 11.04.2017 № 257, от 05.07.2017 № 453, от 07.03.2018 № 125) (далее Инструкция) – «поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов».

 

В соответствии с п. 4.4. Инструкции – «для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители…»

В соответствии с п. 4.2. Инструкции – «Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.
Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи».

 

В соответствии с п. 4.15. Инструкции – «Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств».

 

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан российской Федерации» (далее – ФЗ-59) и п. 5.1. Приказа Генерального прокурора России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее – Инструкция) – письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 

Согласно ст. 194 ГК РФ – «Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок».

 

В соответствии с п. 6.2. Инструкции – «если по обращению внесено представление – заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения…»

 

Согласно п. 6.1. Инструкции – «Обращения…считаются разрешёнными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям».

 

Согласно п. 6.1. Инструкции – ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.

 

В соответствии с требованиями п. 6.5. Инструкции – «При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нём даётся оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован».

 

В соответствии с п. 6.4. Инструкции – «Ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы».

 

В соответствии с п. 2.1. Положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

 

В соответствии с п. 2.12. Инструкции – «при наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, установленном УПК РФ».

 

В соответствии с п. 3.5. Инструкции – «Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения».

 

В соответствии с п. 3.7. Инструкции – «Запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется».

Приведённые выше «блоки» из нормативных актов можно использовать при подготовке обращений в органы прокуратуры, обжаловании отписок и пр.

 

Важно запомнить, что пока Вы не получите ответ за подписью прокурора прокуратуры города, района, субъекта РФ – все Ваши обращения в вышестоящие органы прокуратуры будут «спускаться» этому же прокурору в порядке п. 3.2. Инструкции.

 

Прокурору можно направлять любые обращения, т.к. в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ-59 – «письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения».

 

Поэтому, если не знаете – или сомневаетесь – кому направить своё обращение – смело направляйте его прокурору.

 

Основной срок рассмотрения обращения прокуратурой составляет 30 дней (п. 5.1. Инструкции).

 

Прокуроры тоже «филонят» и не желают добросовестно исполнять свои служебные обязанности. Поэтому, если Вы желаете, чтобы к Вашим обращениям в прокуратуру относились «достойным» образом – Вам придётся постараться. Для этого Вам и даны основные выкладки из нормативных актов, изложенные выше. Изучить их в более полном объёме не представляет труда, т.к. данные документы находятся в свободном доступе в Инете, и желающий их свободно найдёт.

 

Для того, чтобы прокурор «добросовестно» относился к Вашим обращениям – следуйте следующей схеме – если направляете жалобу (заявление) прокурору города (района) – продублируйте его вышестоящему прокурору субъекта (только «шапку» поменяйте в заявлении с прокурора района на прокурора области).

Если направляете жалобу – обращение прокурору субъекта – дублируйте обращение аналогичным образом в Генеральную прокуратуру РФ. Всё делается через интернет приёмные на сайтах соответствующих прокуратур.

 

Часто бывает, что на Ваши обращения отвечают одни и те же лица – в основном заместители прокурора – это его «буфер», защита. Добивайтесь получения ответа за подписью прокурора, и если он будет поддерживать «незаконные» отписки своих заместителей – подавайте административное исковое заявление в порядке КАС РФ (Кодекс административного производства) – на решение и действие (бездействие) должностного лица в порядке ст.ст. 124, 125 и 220 КАС РФ. Конечно, не надейтесь выиграть суда у прокурора – суд будет всячески его «вытаскивать», т.к. «плывут в одной лодке». Но этим, Вы «сломаете правила игры», по которым привык жить и работать прокурор – т.к. вытащите его для «игры на другое поле», на котором он из роли гособвинителя становится «ответчиком». При желании – можно дойти до Верховного Суда РФ – тут в «бой» вступит Генеральная прокуратура РФ – «защищать честь мундира».

 

После такого «отрезвляющего душа» с Вашей стороны – прокурор резко поменяет отношение к Вашим обращениям в положительную сторону.

 

Если Вы получаете отписки с управляющих компаний и других структур, с нарушением сроков дачи ответа, порядка дачи ответа, когда Ваше обращение рассмотрено поверхностно, или Вам отказали в предоставлении информации – смело направляйте заявление прокурору о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59. КоАП РФ – «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» или по ст. 5.39. КоАП РФ – «Отказ в предоставлении информации».

 

Дела данной категории возбуждаются прокурором, рассматриваются мировым судом.

 

Незаконный отказ в возбуждении дела об административном правонарушении – можно обжаловать вышестоящему прокурору.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: