Примерная тематика эссе по методологии




1. Каковы критерии различения эмпирического и теоретического уровня научного познания?

2. В чем заключается роль эмпирического и теоретического уровней в развитии научного познания?

3. Каким образом формируются научные факты?

4. В чем состоит проблема «теоретической нагруженности» факта?

5. Какова структура научной теории?

6. В чем сходство и различие теории и метода?

7. Посредством каких процедур гипотеза приобретает статус теории?

8. Какую роль в научном познании играют основания науки?

9. В чем проявляется исторический характер картины мира?

10. Как соотносятся научная картина мира и мировоззрение?

11. Почему необходимы не только внутринаучные и социальные нормы научной деятельности?

12. Сформулируйте основные принципы индуктивистской и дедуктивистской моделей развития научного знания. В чем их сильные и слабые стороны?

13. Какова роль научной картины мира в динамике научного знания?

14. В чем суть гипотетико-дедуктивной модели построения теории?

15. Что такое «логика открытия» и «логика обоснования» теории? Являются ли они взаимосвязанными процедурами?

16. В чем разница процессов становления развитой теории в классическом и неклассическом естествознании?

17. Каковы пути включения новых теоретических представлений в культуру?

18. Какова роль традиций в научном познании?

19. Какие виды научных традиций Вы можете назвать?

20. Каковы пути возникновения новаций в научном познании?

21. В чем суть кумулятивистского подхода к истории науки?

22. В чем состоят особенности методологии кейс-стадис в исследовании истории науки?

23. Что представляет собой научная революция?

24. Каковы внутринаучные причины революционных преобразований в науке?

25. Каковы признаки кризиса в науке?

26. Какова роль междисциплинарных взаимодействий в период научной революции?

27. В чем заключается роль философии в период научной революции?

28. В чем суть «принципа относительности» применительно к развитию научного знания?

29. В чем проявляется мировоззренческое значение глобальных научных революций?

30. Почему развитие науки является нелинейным процессом?

31. Перечислите основные черты классической науки.

32. Перечислите основные черты неклассической науки.

33. В чем состоят предпосылки и содержание новейшей революции в науке?

34. Перечислите особенности современной научной картины мира.

35. В чем суть принципа глобального эволюционизма?

36. В чем заключается новизна синергетического подхода?

37. Каковы особенности интеграции и дифференциации наук в современный период?

38. В чем выражается сближение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания в современной науке?

39. Какие нормы, регулирующие поведение научного сообщества, выделяет Р. Мертон?

40. Почему на рубеже ХХ-XXI веков повысилась актуальность этики науки?

41. В чем суть проблемы социальной ответственности ученых?

42. Какие альтернативные позиции существуют по отношению к проблеме социальной ответственности ученых?

43. В чем суть экологической этики?

44. В чем состоит вклад философии русского космизма в обоснование идей экологической этики?

45. Почему ценность науки не подвергалась сомнению до середины ХХ века?

46. С какими проблемами технического применения науки столкнулось современное человечество?

47. Каковы причины распространения контрнаучных движений в конце ХХ столетия?

48. Каковы причины распространения паранаучного знания в современном мире?

49. Какие новые мировоззренческие ориентиры задает современная научная картина мира?

50. В чем состоит антропологизация современной науки?

51. В чем состоит ценность научной рациональности в современном обществе?

52. В чем заключается процесс институционализации науки?

53. Каковы причины и последствия институционализации науки?

54. Перечислите исторические типы трансляции научных знаний.

55. Каковы социальные последствия копьютеризации науки?

56. В чем отличие научного сообщества, научной школы и научного коллектива?

57. Каковы институциональные методы экономического воздействия на науку?

58. Что собой представляют неинституциональные факторы экономического влияния на научную жизнь?

59. Каковы методы силового воздействия на науку?

60. В чем проявляется влияние власти авторитета на научную жизнь?

61. Что собой представляет феномен «идеологизированной науки»?

62. В чем состоит проблема государственного регулирования научных исследований?

63. Можно ли получить знание только путем обобщение практического опыта?

64. Что такое миф с точки зрения технологии получения и применения знания?

65. Каким образом древние цивилизации продуцировали и сохраняли знания в условиях отсутствия науки?

66. Благодаря чему стало возможно осуществить конструирование первых теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных ис­торически сложившихся форм производства и обыденного опыта

67. Что нового в способе организации знания появилось благодаря открытию теоретической формы познания?

68. Какова роль философии в процессе формирования античной науки?

69. В чем состоит значение логики и математики для становления научной мысли?

70. Какие культурные особенности античного полиса способствовали рождению нового типа рациональности?

71. Чем теоретическое мышление отличается от обыденно-практического?

72. Как можно определить степень влияния римского права на становление европейского научного сообщества?

73. В чем сходство и различие западной и восточной средневековой науки?

74. Какова роль средневековой теологии в формировании современной науки?

75. В каких средневековых и ренессансных интеллектуальных течениях формировались теоретические и мировоззренческие предпосылки научной революции нового времени?

76. Как формулируются основные принципы опытно-экспериментального метода Галилея?

77. Каковы онтологические допущения и методологические установки классической механики?

78. Как можно определить содержание картезианской парадигмы и ее влияние на становление новоевропейской науки?

79. Какие нормы и ценности научного познания претерпели изменение в ходе научной революции нового времени?

80. Каково значение идеалов Просвещения для становления современной науки?

81. Как произошло формирование науки как профессиональной деятельности?

82. Что послужило причиной возник­новения дисциплинарно организованной науки?

83. Каковы технологические при­менения науки?

84. Как происходило формирование технических наук?

85. Чем отличаются понятия «техника», «технология» и «техническая наука»?

86. Противоречат ли друг другу ценности естественнонаучной и гуманитарной культур?

87. Как и когда происходило становление социальных и гуманитарных наук?

88. Каковы обстоятельства, способствовавшие обретению методологической автономии социально-гуманитарных наук?

89. Как формировались предметные области социальных и гуманитарных наук?

90. Каково соотношение случайного и необходимого в исторической эволюции науки?

91. В чем состоит принцип соответствия исторического и логического и как он помогает осмыслить историю европейской науки?

92. Каковы основные социокультурные факторы, детерминировавшие развитие науки?

93. В чем проявляется дифференциация научного знания?

94. Привидите примеры интеграции научного знания.

95. Каковы положительные и отрицательные последствия дифференциации и интеграции научного знания?

96. Какую роль играет наука в жизни современного человека?

97. Перечислите основные социальные функции науки?

98. Укажите отличительные особенности сциентистского мировоззрения.

99. Сформулируйте основные положения сциентистской идеологии.

100. Назовите основные аргументы антисциентизма.

101. Чем отличаются концепции экстерналистского подхода к реконструкции истории науки от классической модели научного развития?

102. В чем сущность интернализма в истории и философии науки?

103. Каковы философские принципы логико-эпистемологического подхода к изучению науки?

104. В чем главное отличие неопозитивизма и постпозитивизма?

105. Какие положения содержит критический рационализм К. Поппера?

106. В чем заключается методология исследовательских программ И. Лакатоса?

107. Какова логика смены научных революций в философии Т. Куна?

108. Чем отличаются понятия научной парадигмы и исследовательской программы?

109. Что утверждается в доктрине методологического анархизма П. Фейерабенда?

110. Как соотносится классическая модель научной объективности и концепция личностного знания М. Полани?

111. Что такое парадигма?

112. Каковы структурные элементы научно исследовательской программы?

113. В чем суть понятия «личностное знание» в науке?

114. Почему ставится под вопрос эффективность и обоснованность применения научного метода?

115. Каковы основные постулаты культурологического подхода к исследованию науки?

116. В чем состоит сущность социологического подхода к изучению науки?

117. Назовите предметные и методологические различия философии науки и истории науки.

118. Назовите предметные и методологические различия философии науки и социологии науки.

119. Назовите предметные и методологические различия философии науки и эпистемологии.

120. Назовите предметные и методологические различия философии науки и науковедения.

121. В чем сходны и чем отличны друг от друга наука и философия?

122. Как соотносятся наука и ис­кусство в познании и социокультурном освоении мира?

123. Противоречат ли друг другу научное и обыденное познание? Если да, то приведите примеры таких противоречий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: