Минные поля, способы их установки.




Минным полем называется участок местности, на котором в заданном порядке и с определенной целью установлены мины. Минные поля бывают: противотанковые, противопехотные и смешанные. Их устанавливают перед позициями войск, на флангах и в промежутках, на выявившихся направлениях наступления противника, а также для прикрытия районов расположения войск и объектов.

Минные поля характеризуются:

1. размерами по фронту и в глубину;

2. количеством рядов мин и расстояниями между рядами и минами в рядах;

3. расходом мин на 1 км;

4. вероятностью поражения боевой техники и живой силы.

Противотанковые минные поля (ПТМП) имеют размеры по фронту обычно 300-500 м и более, а в глубину 60-100 м и более.

Мины устанавливают в три-четыре ряда с расстоянием между рядами 20-40 м и между минами в рядах 4-6 м для ПТМП из противогусеничных мин и 9-12 м из противоднищевых. Расход мин на 1 км минного поля составляет: мин типа ТМ-57 и ТМ-62 - 750-1000; мин типа ТМК-2 - 300-400. На особо важных направлениях противотанковые минные поля могут устанавливаться с повышенным расходом мин: мин типа ТМ-62 — 1000 и более; мин типа
ТМК-2 - 500 и более. Вероятность поражения танков, БТР и БМП на минных
полях из мин типа ТМ-62 при расходе 750-1000 шт/км составляет 0,65-0,75, а из мин типа ТМК-2 при расходе 300-400 шт/км - 0,7-0,8.
Противотанковые минные поля устанавливают минными заградителями, вертолетами, оборудованными комплектами для раскладки мин (ВМР-2),
а также с применением автомобилей, оборудованных лотками, и вручную.

Прицепной минный заградитель ПМЗ-4 предназначен для механизированной установки противотанковых мин в грунт (снег) и на поверхность грунта (снега), а также для установки управляемых минных полей. Заградитель транспортируют автомобилем ЗИЛ-131 (Урал-375), в кузове которого установлены контейнеры для перевозки мин. При минировании расчет, находящийся в кузове, вручную подает мины в заградитель, вынимая их из контейнера.

Прицепной минный заградитель ПМЗ-4:

боекомплект мин, шт.:

- противотанковых(ТМ-2,ТМ57) 200

- противопехотных(ПМН) 1000

Время установки боекомплекта мин на поверхность грунта (в грунт), мин. окончательно:

- снаряженных ПТМ 8-10(15)

- неокончательно снаряженных ПТМ 35-40 (45-50)

- неокончательно снаряженных ППМ 60-90

- Расчет человек 5-8

Подразделение (взвод, отделение, расчет, экипаж) выстраивается на исходной линии в одну шеренгу с интервалами между солдатами 8 шагов и рассчитывается по порядку номеров. По команде командира все номера продвигаются на 10-15 шагов вперед, где кладут на расстоянии шага слева от себя по одной мине. Дальнейшие действия расчеты выполняют по команде командира (старшего расчета).

При наличии травяного покрова, дерн аккуратно отворачивают и после установки мину тщательно маскируют, не допуская разбрасывания в траве грунта. На местах установки нельзя оставлять укупорку от мин и взрывателей, инструмент, вехи и указки.

Командиры отделений (расчетов, экипажей) выдают взрыватели и проверяют качество установки и правильность снаряжения мин.

Командир правофлангового (левофлангового) отделения во время установки мин обозначает границы заминированного участка вехами, которые снимаются при последующем заходе на минирование.

После вывода всех солдат с минного поля и по предъявлении ими вынутых предохранительных чек подразделение направляется за минами. После подноски мин минирование продолжают в таком же порядке.

При установке минных полей ночью порядок минирования остается прежним, но каждый солдат несет с собой четыре мины до дальнего ряда, где устанавливает одну из них, а с тремя возвращается к ближайшему к себе ряду и здесь производит установку следующей мины и так до последнего ряда.

В целях обозначения безопасности границ минируемого участка обозначают односторонними светящимися знаками, которые по окончанию минирования снимают командиры.

Во всех случаях при минировании ночью в целях облегчения ориентирования при последующих заходах на фланге устанавливаемого участка минного поля выставляют одного из номеров расчета, который встречает расчеты, и направляет их к месту дальнейшей установки мин (См. Схему 1).

Противопехотные минные поля (ППМП) бывают из фугасных мин (ПМН и ПМД-6м, ПМН-2, ПМН-3, ПМР-1, ПОМ-2), осколочных (ПОМЗ-2М, ОЗМ-72, МОН-50, МОН-90, МОН-100, МОН-200), а также из сочетания их. Противопехотные минные поля обычно устанавливают перед противотанковыми. На отдельных участках, не доступных для действий механизированных войск, могут устанавливаться только противопехотные минные поля.

Размеры минных полей по фронту могут составлять от нескольких де­сятков до сотен метров, а в глубину - 10-15 м и более. Минные поля могут
состоять из 2-4 рядов и более с расстояниями между рядами более 5 м, а между минами в ряду для фугасных мир не менее 1 м, для осколочных мин
один-два радиуса сплошного поражения. Расход мин на 1 км минного поля принимают для фугасных 2000-3000 шт., для осколочных 100-300 шт. Вероятность поражения живой силы противника на указанных минных полях соответственно составляет 0,15-0,25 и 0,3-0,5.

На направлениях, трудно допустимых для действий механизированных войск противника, и при значительном превосходстве противника в живой
силе расход мин может быть увеличен в два раза.

Противопехотные минные поля устанавливают минными заградителями УМЗ, ПМЗ-4, ВСМ-1, с помощью автомобилей, оборудованных лотками, а также вручную и использованием комплектов минирования ПКМ (См. Схемы 2-4).

Ложные минные поля устанавливают по схемам, аналогичным схе­мам боевых минных полей. Имитацию мин, установленных на местности, производят нарушением дерна, оставлением следов деятельности подразделений, а также установкой ограждений и указательных знаков с подписями «Мины», «Проход». Установка боевых мин в ложных минных полях запрещается.

На каждое установленное минно-взрывное заграждение составляется формуляр, который является основным отчетным документом, а на каждую отдельно установленную мину - отчетная карточка.

Формуляр должен быть составлен к моменту окончания минирования и вместе с донесением о выполнении полученной задачи представлен старше­му начальнику, по распоряжению которого проводилось минирование.

Формуляр заграждения состоит из схемы привязки заграждений и ос­новной информации о заграждениях (легенды). В некоторых случаях в фор­муляр заграждений включается схема отдельных заграждений.

На схеме привязки заграждений, выполняемой на выкопировке из кар­ты масштаба 1:5000 — 1:100000, показываются: координатная сетка, контур минного поля с привязкой средних точек к ориентирам, имеющимся на мест­ности и карте, азимуты и расстояния от основного ориентира до привязывае­мых точек, прямоугольные координаты привязываемых точек, характерные ближайшие местные предметы и элементы местности (дороги, мосты, реки), передний край обороны.

В основной информации о заграждениях приводятся основные данные о минных полях: серия и номер формуляра, выполненная задача, тип заграж­дения, принадлежность, степень готовности, способ управления, начальные цифры полных прямоугольных координат фиксируемых точек по осям X и Y, сокращенные прямоугольные координаты фиксируемых точек в начале и в конце заграждения по его оси, ширина (глубина) заграждения, тип установленных мин, способ установки и количество мин, место установки зарядов, количество зарядов на объекте, общая масса ВВ на объекте, дата выполне­ния задачи и время выполнения задачи.

Формуляр после заполнения является секретным документом и должен быть уничтожен в случае угрозы его захвата противником.

По окончании минирования минные поля сдаются под охрану подразделений, на участке которых производилось минирование, или специально назначенных подразделений.

 

Заключение

Современный общевойсковой бой требует от командиров мотострелковых подразделений твердых знаний и уверенных действий при использовании инженерных средств вооружения. Умелое применение инженерных заграждений позволяет значительно повысить боевые возможности мотострелковых подразделений (частей) и успешно выполнить боевые задачи.

 

Старший преподаватель

подполковник А.А.Кобелев

 


Тема №1: Мины и минно-взрывные заграждения и способы их преодоления.

Занятие № 1: Инженерные заграждения.

 

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить студентов (курсантов) с инженерными заграждениями применяе­мыми в различных видах боя иностранными армиями и армией Республики Беларусь, их назначением, классификацией и требованиями предъявляемыми к ним.

2. Изучить со студентами (курсантами) назначение, уст­ройство, порядок установки и обезвреживания мин, находящиеся на вооружении Республики Беларусь и армий иностранных государств, характеристиками минных полей и способами их установки.

3. Дать навыки студентам (курсантам) в переводе в боевое положение и обезвреживании мин армии Республики Беларусь.

4. Воспитывать у студентов (курсантов) высокие морально-психологические каче­ства.

Общие организационно-методические указания

На данную тему отводится 4 часа. В ходе отработки вопросов темы студенты должны ознакомиться с инженерными заграждениями армии Республики Беларусь и армий иностранных государств, их назначением, классификацией и требованиями предъявляемыми к ним, с устройст­вом и характеристиками средств разведки и разминирования, знать характери­стику минных полей и способов их установки и преодоления, изучить назначение, уст­ройство, порядок установки и обезвреживания мин, находящихся на вооружении Республики Беларусь и армий иностранных государств.

 

Первое занятие 2-х часовое проводится лекционным методом с использованием технических средств обучения, плакатов и слайдов, а также их кратким пояснением. Учебные вопросы отрабатываются в строгом логическом порядке. Для более качественного усвоения материала обучаемыми использую презентацию лекции

Второе занятие 2-х часовое групповое проводится в классе с широ­ким использованием учебных мин армии Республики Беларусь, армий иностранных государств и средств разминирования, учебных фильмов. На занятии студенты (курсанты) должны получить навыки в переводе мин в боевое положение и их обезвреживании.

Литература:

1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть III. Взвод, отделение, танк. Бобруйск 2005.

2. Учебное пособие сержанта мотострелковых подразделений, Бобруйск. 2007г.

3. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.1984г.

4. Рекомендации по применению противопехотных минно-взрывных заграждений с учетом Протокола II Женевской конвенции.

Занятие № 1: И нженерные заграждения.

 

Учебные и воспитательные цели:

 

1. Ознакомить студентов (курсантов) с инженерными заграждениями применяе­мыми в различных видах боя иностранными армиями и армией Республики Беларусь, их назначением, классификацией и требованиями предъявляемыми к ним.

2. Изучить со студентами (курсантами) назначение, уст­ройство, порядок установки и обезвреживания мин, находящиеся на вооружении Республики Беларусь и армий иностранных государств, характеристиками минных полей и способами их установки.

3. Воспитывать у студентов (курсантов) высокие морально-психологические каче­ства, умение логически мыслить и грамотно излагать свои мысли.

Время: 2часа.

Место: класс.

Вид занятия: лекция.

Метод: устное изложение учебного материала, объяснение.

 

II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫИ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ НА ЗАНЯТИЕ

Учебные вопросы Время (мин)
  Вступительная часть  
  Основная часть: 1. Инженерные заграждения, их назначение и требования, предъявляемые к ним. 2. Классификация инженерных заграждений. 3. Минные поля, способы их установки. 4. Инженерные заграждения иностранных армий. Их характеристики и устройство    
  Заключительная часть  
  Итого:  

 

III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

3. Мультимедийный проектор.

4. Учебный фильм, плакаты.

 

IV. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

 

1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть III. Взвод, отделение, танк. Бобруйск 2005.

2. Учебное пособие сержанта мотострелковых подразделений, Бобруйск. 2007г.

3. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.1984г.

4. Рекомендации по применению противопехотных минно-взрывных заграждений с учетом Протокола II Женевской конвенции.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

9. При подготовке к занятиям уяснить целевую установку данной темы занятия.

10. Ознакомиться с содержанием учебного материала методической разработки, при необходимости изучить (повторить) руководства, наставления и другую литературу.

11. Подобрать необходимые плакаты, схемы и другое материальное обеспечение (мультимедийное сопровождение).

12. Определить объемное содержание материала каждого учебного вопроса, выносимого на занятия, выделить те положения, которые должны быть обязательно усвоены обучаемыми.

13. Определить методические приемы (постановка вопросов, заставляющих студентов рассуждать и думать; сравнительная аналогия; элементы исторических экскурсов; опыт использования боевого применения образца оружия в войсках; замедленное изложение основных положений; повтор при необходимости; изменение интонации голоса) и методы (показ, объяснение, беседа, упражнение) изложения учебного материала и методику использования наглядных пособий и ТСО.

14. Продумать контрольные вопросы для проверки усвоения материала и последовательность приобретения первоначальных навыков в действиях с оружием.

15. Определить содержание и количество учебных вопросов для повторения ранее пройденного материала и форму опроса (устный, письменный, практические действия с оружием). Письменный опрос не должен превышать 10-12 минут.

16. Определить объем и содержание задания на самостоятельную подготовку.

9. Составить план проведения занятия и утвердить его в порядке подчиненности.

13. Перед занятием:

- получить необходимое учебно-материальное обеспечение;

- подготовить ТСО к работе.

14. В ходе занятия руководствоваться методическими рекомендациями, указанными в каждом учебном вопросе, вступительной и заключительной части.

15. Обязательным при проведении занятий является напоминание студентам о соблюдении требований безопасности при работе с оружием, вооружением.

ХОД ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

7. Принять доклад заместителя командира взвода.

8. Проверить наличие, внешний вид и готовность к занятию.

9. Сделать запись в журнале.

10. Довести содержание учебной дисциплины, цели, последовательность изучения.

11. Объявить тему, занятие, учебные цели (студенты записывают в тетради название темы и занятия).

12. Объявить первый учебный вопрос.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРВОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Инженерные заграждения, их назначение и требования, предъявляемые к ним.»

9. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

10. В ходе изложения использовать мультимедийное сопровождение и плакаты.

11. В ходе изложения материала дать обучаемым назначение инженерных заграждений, порядок их применения, требования которым они должны отвечать.

12. В ходе объяснения обучаемые внимательно слушают руководителя и следят за демонстрацией слайдов презентации.

13. Постановкой вопросов привлекать обучаемых к работе, стараться заставить их думать, приводить примеры из собственного опыта.

14. Основные положения вопроса дать под запись, контролируя их ведение студентами.

15. Сделать вывод по вопросу.

16. Объявить второй учебный вопрос.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВТОРОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Классификация инженерных заграждений».

9. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

10. В ходе изложения использовать слайды мультимедийного сопровождения.

11. В ходе изложения материала дать обучаемым классификацию инженерных заграждений.

12. В ходе объяснения обучаемые внимательно слушают руководителя и следят за демонстрацией слайдов презентации.

13. Постановкой вопросов привлекать обучаемых к работе, стараться заставить их думать, приводить примеры из собственного опыта.

14. Основные положения вопроса дать под запись, контролируя их ведение студентами.

15. Сделать вывод по вопросу.

16. Объявить третий учебный вопрос.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРЕТЬЕМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Минные поля, способы их установки»

9. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

10. В ходе изложения использовать слайды мультимедийного сопровождения.

11. В ходе изложения материала дать обучаемым определение, характеристику минных полей, способам их установки, довести сведения о формуляре заграждения.

12. В ходе объяснения обучаемые внимательно слушают руководителя и следят за демонстрацией слайдов презентации.

13. Постановкой вопросов привлекать обучаемых к работе, стараться заставить их думать, приводить примеры из собственного опыта.

14. Основные положения вопроса дать под запись, контролируя их ведение студентами.

15. Сделать вывод по вопросу.

16. Объявить четвертый учебный вопрос.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧЕТВЕРТОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Инженерные заграждения иностранных армий. Их характеристики и устройство»

9. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

10. В ходе изложения использовать слайды мультимедийного сопровождения.

11. В ходе изложения материала довести до обучаемых порядок применения минно-взрывных заграждений в армиях иностранных государств, довести сведения о противобортных минах и минах-ловушках, характерных демаскирующих признаках минно-взрывных заграждений.

12. В ходе объяснения обучаемые внимательно слушают руководителя и следят за демонстрацией слайдов презентации.

13. Постановкой вопросов привлекать обучаемых к работе, стараться заставить их думать, приводить примеры из собственного опыта.

14. Основные положения вопроса дать под запись, контролируя их ведение студентами.

15. Проверить 1-2 студентов на предмет усвоения материала.

16. Сделать вывод по вопросу и занятию.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

3. Напомнить тему, учебные цели занятия и как они достигнуты.

4. Провести разбор занятия: объявить оценки, отметить лучших на занятии и состояние дисциплины.

3. Дать задание на самоподготовку:

- ознакомиться с положениями «Учебного пособия сержанта мотострелковых подразделений», Бобруйск. 2007г.Стр.280,303;

- изучить положения «Наставления по военно-инженерному делу Советской Армии» стр. 212-245, 522-535;

4. Довести тему следующего занятия.

 

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Военный факультет

 

  УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры РХБ защиты полковник А.А.Ковалев «____» _________________ 200 г.  

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами ВУС – 187182,191182

Дисциплина: Инженерная подготовка

Тема № 2: Оборудование и маскировка окопов, укрытий для личного состава, техники и вооружения.

Занятие № 1 Окопы, траншеи, ходы сообщения.

Занятие №2 Оборудование и маскировка позиции.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры РХБ защиты

“ ____” __________________ 200 г.

Протокол № ____

Уточнена “____” __________ 200 г.

Протокол № _____

Уточнена “____” __________ 200 г.

Протокол № _____

 

г. Минск


Тема №2: Оборудование и маскировка окопов, укрытий для личного состава, техники и вооружения.

 

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить со студентами (курсантами) размеры окопов возводимых на позициях подразделений, порядок выбора позиций для огневых средств, мест установки заграждений, разбивки и трассировки позиции, отрывки одиночного окопа, окопа для техники и их маскировки.

2. Ознакомить студентов (курсантов) с сооружениями для защиты личного состава.

3. Дать навыки студентам (курсантам) выборе на местности мест для установки заграждений, позиций для личного состава и огневых средств, их трассировке, отрывке и маскировке.

4. Совершенствовать у студентов (курсантов) полевую выучку, воспитывать высокие морально-психологические каче­ства, выносливость.

 

Общие организационно-методические указания

На данную тему отводится 8 часов. В ходе отработки вопросов темы студенты должны изучить размеры окопов возводимых на позициях подразделений, порядок выбора позиций для огневых средств, мест установки заграждений, разбивки и трассировки позиции, отрывки одиночного окопа, окопа для техники и их маскировки, ознакомиться с сооружениями для защиты личного состава, получить навыки в выборе на местности мест для установки заграждений, позиций для личного состава и огневых средств, их трассировке, отрывке и маскировке.

Первое занятие 2-х часовое проводится лекционным методом с использованием технических средств обучения, плакатов и слайдов, а также их кратким пояснением. Учебные вопросы отрабатываются в строгом логическом порядке. Для более качественного усвоения материала обучаемыми использую презентацию лекции

Второе занятие 6-и часовое практическое проводится на тактическом поле (полигоне). На занятии студенты (курсанты) должны получить навыки в выборе на местности мест для установки заграждений, позиций для личного состава и огневых средств, их трассировке, отрывке и маскировке.

Литература:

1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть III. Взвод, отделение, танк. Бобруйск 2005.

2. Учебное пособие сержанта мотострелковых подразделений, Бобруйск. 2007г.

3. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.1984г.

4. Сборник нормативов по боевой подготовке ВС РБ. кн.1.Мн.2004г.

 

Занятие № 1: Окопы, траншеи, ходы сообщения.

Учебные и воспитательные цели:

 

1. Изучить со студентами (курсантами) размеры окопов возводимых на позициях подразделений, порядок выбора позиций для огневых средств, мест установки заграждений, разбивки и трассировки позиции, отрывки одиночного окопа, окопа для техники и их маскировки.

2. Ознакомить студентов (курсантов) с сооружениями для защиты личного состава.

3. Воспитывать у студентов (курсантов) высокие морально-психологические каче­ства, умение логически мыслить и грамотно излагать свои мысли.

Время: 2часа.

Место: класс.

Вид занятия: лекция.

Метод: устное изложение учебного материала, объяснение.

 

II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫИ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ НА ЗАНЯТИЕ

Учебные вопросы Время (мин)
  Вступительная часть  
  Основная часть: 1. Окопы, траншеи, ходы сообщения, сооружения для ведения огня и наблюдения. Сооружения для защиты личного состава. 2. Выбор позиций для огневых средств отделения, мест установки заграждений. 3. Разбивка и трассировка траншей, устройство сооружений и маскировка позиций.        
  Заключительная часть  
  Итого:  

 

III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Мультимедийный проектор.

2. Презентация, плакаты.

 

IV. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

 

1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть III. Взвод, отделение, танк. Бобруйск 2005. Стр.41,43,236-261

2. Учебное пособие сержанта мотострелковых подразделений, Бобруйск. 2007г.Стр.265-268

3. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.1984г.Стр.20-40, 72-100.

4. Сборник нормативов по боевой подготовке ВС РБ. кн.1.Мн.2004г.

 

 

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

1. При подготовке к занятиям уяснить целевую установку данной темы занятия.

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала методической разработки, при необходимости изучить (повторить) руководства, наставления и другую литературу.

3. Подобрать необходимые плакаты, схемы и другое материальное обеспечение (мультимедийное сопровождение).

4. Определить объемное содержание материала каждого учебного вопроса, выносимого на занятия, выделить те положения, которые должны быть обязательно усвоены обучаемыми.

5. Определить методические приемы (постановка вопросов, заставляющих студентов рассуждать и думать; сравнительная аналогия; элементы исторических экскурсов; опыт использования боевого применения образца оружия (сооружения) в войсках; замедленное изложение основных положений; повтор при необходимости; изменение интонации голоса) и методы (показ, объяснение, беседа, упражнение) изложения учебного материала и методику использования наглядных пособий и ТСО.

6. Продумать контрольные вопросы для проверки усвоения материала и последовательность приобретения первоначальных навыков при оборудовании и маскировке позиции.

7. Определить содержание и количество учебных вопросов для повторения ранее пройденного материала и форму опроса (устный, письменный, практические действия с оружием). Письменный опрос не должен превышать 10-12 минут.

8. Определить объем и содержание задания на самостоятельную подготовку.

9. Составить план проведения занятия и утвердить его в порядке подчиненности.

10. Перед занятием:

11. - получить необходимое учебно-материальное обеспечение;

12. - подготовить ТСО к работе.

13. В ходе занятия руководствоваться методическими рекомендациями, указанными в каждом учебном вопросе, вступительной и заключительной части.

14. Обязательным при проведении занятий является напоминание студентам о соблюдении требований безопасности при работе с оружием, вооружением, следовании на полевые занятия, их проведении и возвращении.

ХОД ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

1. Принять доклад заместителя командира взвода.

2. Проверить наличие, внешний вид и готовность к занятию.

3. Сделать запись в журнале.

4. Объявить тему, занятие, учебные цели (студенты записывают в тетради название темы и занятия).

5. Объявить первый учебный вопрос.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРВОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Окопы, траншеи, ходы сообщения, сооружения для ведения огня и наблюдения. Сооружения для защиты личного состава.»

1. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

2. В ходе изложения использовать мультимедийное сопровождение и плакаты.

3. В ходе изложения материала дать обучаемым назначение инженерных сооружений, порядок их возведения и маскировки.

4. В ходе объяснения обучаемые внимательно слушают руководителя и следят за демонстрацией слайдов презентации.

5. Постановкой вопросов привлекать обучаемых к работе, стараться заставить их думать, приводить примеры из собственного опыта.

6. Основные положения вопроса дать под запись, контролируя их ведение студентами.

7. Сделать вывод по вопросу.

8. Объявить второй учебный вопрос.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВТОРОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Выбор позиций для огневых средств отделения, мест установки заграждений».

1. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

2. В ходе изложения использовать слайды мультимедийного сопровождения.

3. В ходе изложения материала довести до обучаемых требования к позиции огневого средства, месту установки заграждений и соответственно порядок их выбора и оборудования.

4. В ходе объяснения обучаемые внимательно слушают руководителя и следят за демонстрацией слайдов презентации.

5. Постановкой вопросов привлекать обучаемых к работе, стараться заставить их думать, приводить примеры из собственного опыта.

6. Основные положения вопроса дать под запись, контролируя их ведение студентами.

7. Сделать вывод по вопросу.

8. Объявить третий учебный вопрос.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРЕТЬЕМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Разбивка и отрывка траншей, устройство сооружений и маскировка позиций»

1. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

2. В ходе изложения использовать слайды мультимедийного сопровождения.

3. В ходе изложения материала довести до обучаемых порядок разбивки и отрывки траншей, устройства сооружений и маскировки позиций.

4. В ходе объяснения обучаемые внимательно слушают руководителя и следят за демонстрацией слайдов презентации.

5. Постановкой вопросов привлекать обучаемых к работе, стараться заставить их думать, приводить примеры из собственного опыта.

6. Основные положения вопроса дать под запись, контролируя их ведение студентами.

7. Проверить 1-2 студентов на предмет усвоения материала.

8. Сделать вывод по вопросу и занятию.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

1. Напомнить тему, учебные цели занятия и как они достигнуты.

2. Провести разбор занятия: объявить оценки, отметить лучших на занятии и состояние дисциплины.

3. Дать задание на самоподготовку:

- ознакомиться с положениями «Учебного пособия сержанта мотострелковых подразделений», Бобруйск. 2007г.Стр.265-268;

- изучить положения:

«Наставления по военно-инженерному делу Советской Армии» стр. 20-40,72-100;

Боевого устава Сухопутных войск. Часть III. Взвод, отделение, танк. Бобруйск 2005. Стр. 234-262

4. Довести тему следующего занятия.

 

Занятие № 2: Оборудование и маскировка позиции.

 

Учебные и воспитательные цели:

 

1. Дать навыки студентам (курсантам) выборе на местности мест для установки заграждений, позиций для личного состава и огневых средств, их трассировке, отрывке и маскировке.

2. Совершенствовать у студентов (курсантов) полевую выучку, воспитывать высокие морально-психологические каче­ства, выносливость.

 

Время: 6часов.

Место: тактическое поле (полигон).

Вид занятия: практическое.

Метод: рассказ (объяснение), показ, тренировка.

 

II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫИ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ НА ЗАНЯТИЕ

Учебные вопросы Время (мин)
  Вступительная часть  
  Основная часть: 1. Выбор позиций для огневых средств отделения, мест установки заграждений. 2. Разбивка и отрывка траншей, устройство сооружений и маскировка позиций. Выполнение норматива по инженерной подготовке № 1.    
  Заключительная часть  
  Итого:  

 

III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Автомобиль-1ед.

2. Снаряжение, вооружение на каждого обучаемого,

3. БСЛ-1 шт на 2-3х обучаемых,

4. Трассировочный шнур, секундомер.

 

IV. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

 

1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть III. Взвод, отделение, танк. Бобруйск 2005. Стр.41,43,236-261

2. Учебное пособие сержанта мотострелковых подразделений, Бобруйск. 2007г.Стр.265-268

3. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.1984г.Стр.20-40, 72-100.

4. Сборник нормативов по боевой подготовке ВС РБ. кн.1.Мн.2004г.

 

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

1. При подготовке к занятиям уяснить целевую установку данной темы занятия.

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала методической разработки, при необходимости изучить (повторить) руководства, наставления и другую литературу.

3. Подать заявку на технику, снаряжение, вооружение и имущество.

4. Определить объемное содержание материала каждого учебного вопроса, выносимого на занятия, выделить те положения, которые должны быть обязательно усвоены обучаемыми.

5. Определить методические приемы (постановка вопросов, заставляющих студентов рассуждать и думать; сравнительная аналогия; элементы исторических экскурсов; боевые примеры) и метод рассказ (объяснение), показ, тренировка) при отработке учебного материала.

6. Продумать контрольные вопросы для проверки усвоения материала и последовательность приобретения первоначальных навыков в действиях.

7. Определить содержание и количество учебных вопросов для повторения ранее пройденного материала и форму опроса (устный, письменный, практические действия с оружием). Письменный опрос не должен превышать 10-12 минут.

8. Определить объем и содержание задания на самостоятельную подготовку.

9. Составить план проведения занятия и утвердить его в порядке подчиненности.

10. Перед занятием:

- получить необходимое учебно-материальное обеспечение;

11. В ходе занятия руководствоваться методическими рекомендациями, указанными в каждом учебном вопросе, вступительной и заключительной части.

12. Обязательным при проведении занятий является инструктаж по требованиям безопасности при следовании к месту занятия, проведении занятия и возвращении.

ХОД ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

1. Принять доклад заместителя командира взвода.

2. Проверить наличие, внешний вид и готовность к занятию обучаемых.

3. Провести инструктаж по требованиям безопасности при следовании к месту занятия, проведении занятия и возвращении.

4. Сделать запись в журнале.

5. Совершить марш к месту проведения занятия.

6. Объявить тему, занятие, учебные цели.

7. Объявить первый учебный вопрос.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРВОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Выбор позиции для личного состава, огневых средств отделения, мест установки заграждений.»

1. Отработку вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

2. В ходе отработки вопроса напомнить требования к местам позиций и установки заграждений. Тренировать обучаемых в правильном и быстром выборе позиций до усвоения, указывать на ошибки.

3. В ходе тренировки обучаемые выбирают позиции для ведения огня и наблюдения, места для установки заграждений

4. Сделать вывод по вопросу.

5. Объявить второй учебный вопрос.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВТОРОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ

«Разбивка и отрывка траншей, устройство сооружений и маскировка позиции отделения».

1. Отработку вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

2. В ходе отработки вопроса напомнить порядок трассировки позиции, тренировать обучаемых в выполнении норматива №1, указать на ошибки.

3. Обучаемые определяют места для огневых средств, проводят разбивку и трассировку позиции, выполняют норматив №1 по инженерной подготовке.

4. Проверить правильность отрывки окопов, выставляю оценки.

5. Сделат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: