ПРОГРАММА
Межфакультетского курса кафедры социологии и психологии политики
факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова на 2018/2019 учебный год (весенний семестр):
Психология массовой коммуникации и манипуляции в современной политике
Лекции:
Тема 1. Масса и массовые настроения в современной политике
Социально-психологическая теория массы и массовая коммуникация. Концепция массы Г. Лебона. Психологические механизмы формирования и функционирования толпы и массы. Массовые настроения и их классификация. Закономерности и уровни формирования массовых настроений. Канализирование массовых настроений. Понятия хорошо информированных и неосведомлнных граждан в работах Дж. Цаллера. Политическая реклама как инструмент управления массовым сознанием и поведением граждан. Конформность и конформизм. Роль конформизма в восприятии рекламных сообщений. Информационный конформизм. Конформизм авторитета. Конформизм страха. Конформизм как основа принятия сообщений рекламы.
Тема 2. Инструменты управления массовым сознанием и поведением граждан в современной политике
Слухи как инструмент управления массовым сознанием и поведением в современной политике. Виды слухов. Условия возникновения слухов. Возможности и ограничения формирования и опровержения слухов в современной политической коммуникации. Мода как инструмент управления массовым сознанием и поведением. Структура и функции моды. Технологии манипуляционного воздействия в современной политической рекламе. Виды политической рекламы. Типы рекламных сообщений. Психологические механизмы влияния на поведение личности, используемые в рекламных сообщениях.
|
Тема 3. Манипуляция и влияние в политических коммуникациях
Определение понятий «манипуляция» и «влияние» в современной политике: общее и особенное. Влияние без манипуляции в современных политических коммуникациях. Три кита влияния на сознание личности: установки, поведение и восприятие. Внешнее влияние на осознаваемое и неосознаваемое субъекта личности в современной политике. Умение осуществлять влияние в современных политических коммуникациях. Инструменты влияния в современной политике. Сопротивление и подчинение влиянию извне в современном коммуникативном пространстве политики. Девять стратегий манипуляционного воздействия на субъекты политической сферы и их мотивационный потенциал. Стимулы-побудители и манипуляции с ними в современных отечественных политических практиках.
Тема 4. Установки и стереотипы граждан и их использование в выстраивании массовой коммуникации в современной политике
Установка как состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них. Происхождение и основные функции установки. Функция барьера и ее роль в массовой коммуникации. Проблеме формирования и трансформации установки. Механизм стереотипизации как основа формирования стереотипа. Источники формирования стереотипов. Концепция стереотипа в работах У. Липпмана и Дж. Цаллера. Проблема устойчивости стереотипа. Массовая коммуникация как источник формирования стереотипов. Стереотип и имидж. Стереотипизированность реакций граждан на внешние раздражители как основа для манипуляционного управления массовым политическим сознанием и поведением.
|
Тема 5. Механизмы убеждения и внушения в массовой политической коммуникации
Рациональное и эмоциональное в массовой коммуникации. Механизм убеждения, его возможности и ограничения в массовой коммуникации. Логические аргументы и специфика их восприятия. Позитивные и негативные формы аргументации. Виды аргументов в процессе убеждающей коммуникации по Ю. Шерковину: “основательные”, неопровержимые факты, которые подтверждают истинность выводов; аргументы, содержащие “позитивную” апелляцию к психическому удовлетворению от принимаемой информации; аргументы, содержащие “негативную” апелляцию к возможным последствиям непринятия информации. Убеждаемость и убежденность в коммуникации.
Механизм внушения. Понятия внушаемости и суггестии. Особенности внушения в массовой коммуникации. Символы как основа внушения. Символический интеракционизм как основа психологического механизма внушения. Архетипическая символическая матрица по К.Г. Юнгу для формирования различного типа имиджей. Основные механизмы внушения в информационных и рекламных сообщениях: внушение через большинство, внушение через авторитет, внушение через страх, внушение через опровержение. Специфика самовнушения в практиках массовой коммуникации. Формы косвенного внушения: намек, косвенное одобрение и косвенное осуждение. Симптомы огруппления мышления.
Тема 6. Использование механизмов подражания и заражения в массовой политической коммуникации
|
Специфика использования механизмов заражения и подражания в массовой коммуникации. Действия механизмов заражения и подражания в условиях непосредственной коммуникации источника и аудитории. Идентификация как основа подражания. Психоаналитический подход к пониманию идентификации З. Фрейдом. Подход к определению социальной идентичности Э. Эриксона. Теория социальной идентичности Г. Тэшфела. Теория самокатегоризации Дж. Тернера. Роль эмоционального заражения в образовании массовых сообществ. Механизм эмоционального заражения как психологические основания поведения индивидов в толпе в интерпретации Г. Лебона. Психологический механизм эмоционального заражения как основа для возникновение стадного чувства и паники в толпе. Циркулярная реакция эмоциональное кружение как основа для исследования стихийных массовых образований А.П. Назаретяном. Страх как базовая эмоция для управления массовым сознанием и поведением в социуме. Использование механизма заражения в рекламе и пропаганде. Механизм эмоционального заражения как создания нужного эмоционального фона для восприятия социальной и политической информации в СМИ. Возможности и ограничения использования механизмов заражения и подражания в условиях массовой (опосредованной) коммуникации. Особенности использования механизмов заражения и подражания различными каналами массовой коммуникации.
Тема 7. Технологии манипуляции в политических коммуникациях
Технологии манипуляции через построение предложений: встраивание в свою речь скрытых сообщений; мягкое расшатывание убеждений оппонента; оперативное создание новых аргументов, использование гипнотических речевых оборотов с целью убеждения партнера по политической коммуникации в правоте манипулятора. Технологии манипуляции с помощью стереотипов адресанта: метод контраста, метод дефицита, метод последовательности, метод справедливости, метод фальш-уступки. Технологии осуществления диалоговых форм политической коммуникации. Технологии авторитарной, информационной и компромиссной модели ведения диалоговой политической коммуникации и основные приемы манипуляции в них. Технологии аргументов в современной политической коммуникации и основные методы манипуляции политическими аргументами. Информационный и психологический уровень манипуляции в диалоговых политических коммуникациях. Манипуляция фактами в политических коммуникациях. Манипуляция полномочиями в переговорном политическом процессе.
Тема 8. Особенности невербальной коммуникации в современной политике
Понятие невербальной коммуникации. Виды и возможности невербального воздействия. Кинесика. Жесты и мимика как средства невербальной коммуникации. Пантомимика. Такесика. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Проксемика. Направление взгляда. Зоны контроля. Паралингвистика. Экстралингвистика. Одежда, аксессуары, интерьер. Использование цвета и формы в невербальной коммуникации. Возможности и ограничения интерпретации невербального поведения в массовой коммуникации. Возможности использования знаний о невербальной коммуникации и об человеческих эмоциях для выявления лжи в современной политике: балансовые и небалансовые действия публичного политика. Профайлинг как искусство выявления лжи у субъектов современной публичной политики.
Тема 9. Психология процесса передачи информации в массовой политической коммуникации
Знаки и их значение в массовой коммуникации. Язык как система знаков. Вербальные и невербальные знаки. Слова как знаки. Слова-символы. Вербальное воздействие в массовой коммуникации. Соотношение между значением и смыслом. Коммуникативные барьеры. Методы и приемы манипулирования словами. Черная риторика. Постмодернистский подход к анализу языка массовой коммуникации. Культурные и коммуникативные коды.
Пропаганда и пропагандистские мифы. Роль метафоры в массовой коммуникации. Концепция метафоры Д. Лакоффа и У. Джонсона. Виды метафор. Возможности психолингвистического анализа сообщений.
Тема 10. Специфика манипуляций в средствах массовой коммуникации и в интернете
Особенности манипуляционного управления информацией через СМИ. Характерные черты манипуляционного управления информацией через Интернет. Особенности манипуляционного управления информацией через другие каналы массовой коммуникации: сплетни, слухи, мифы, притчи. Функции СМИ в политических коммуникациях. Манипуляции функциями СМИ в современных политических коммуникациях. Технологии манипуляции с информацией, связанной с ее раскруткой в СМИ. Технологии манипуляции с информацией, связанной с ее «удушением» в СМИ. Прямой и окольный путь убеждения в современных политических коммуникациях через СМИ. Психология фактоидов в современном манипуляционном управлении информацией в СМИ. Влиятельные слова и создание «нужных» картинок в сознании обывателей как манипуляционный потенциал современных СМИ в политических коммуникациях. Фабрикация доверия как эффективная технология манипуляционного взаимодействия СМИ с общественностью. Технологии фейкньюз и методы противостояния им. Троллинг в сетевой онлайновой массовой коммуникации и методы противодействия ему. Психология троллинга и искусство управления политической информацией в интернете.
Вопросы к зачету:
1. Массовая коммуникация: психологический и политико-психологический аспекты анализа.
2. Психологические механизмы политического восприятия содержания в массовой коммуникации.
3. Стереотипизация сознания и поведения в массовой политической коммуникации.
4. Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации в современной политике.
5. Роль СМИ и интернета в формировании и управлении массовым сознанием и поведением граждан в современной политике.
6. Психологический анализ политических сообщений массмедиа.
7. Соотношение механизмов убеждения и внушения в политической коммуникации.
8. Возможности и ограничения использования механизмов подражания и заражения в политической коммуникации.
9. Возможности формирования установок средствами политической коммуникации.
10. Вербальное воздействие в массовой коммуникации. Соотношение между значением и смыслом.
11. Роль метафоры в массовой политической коммуникации.
12. Виды и возможности невербального воздействия в массовой политической коммуникации.
13. Политико-психологическая теория массы и массовая политическая коммуникация.
14. Массовые настроения в современной политике. Закономерности и уровни формирования массовых настроений.
15. Реклама как инструмент управления массовым политическим сознанием и поведением.
16. Слухи как инструмент управления массовым политическим сознанием и поведением.
17. Психологические особенности воздействия телевидения на граждан в современной политике.
18. Современные интернет-коммуникации как интерактивный канал политической коммуникации аудитории.
19. Основные признаки манипуляционного воздействия в политических коммуникациях.
20. Виды манипуляционных воздействий в политических коммуникациях.
21. Основные принципы распознавания манипуляций в политических коммуникациях.
22. Определение понятий «манипуляция» и «влияние» в современной политике: общее и особенное.
23. Инструменты влияния в современной политике.
24. Технологии манипуляции с помощью стереотипов адресанта.
25. Манипуляции в переговорном политическом процессе.
26. Особенности манипуляционного управления информацией через СМИ.
27. Прямой и окольный путь убеждения в современных политических коммуникациях через СМИ.
28. Фабрикация доверия как эффективная технология манипуляционного взаимодействия СМИ с общественностью.
29. Манипуляции при создании политических фейкньюзов.
30. Психология современного политического троллинга в сетевых коммуникациях.