ВВЕДЕНИЕ
Детский сад использует в образовательном процессе примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы[6] (рисунок 1).
Методический комплект (конспекты, методические пособия, парциальные программы) для проведения непрерывной направленной непосредственной образовательной деятельности (НОД) педагоги выбирают самостоятельно, согласно заявленным в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) пособиям и парциальным программам.
Вторая младшая группа.
Месяц – октябрь.
Дети посещают детский сад третий месяц.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по художественно-эстетическому развитию (лепка).
Тема календарно-тематического планирования: «Братья наши меньшие».
Воспитатель решила использовать пособие Дарьи Николаевны Колдиной «Лепка с детьми 3-4 лет»[3]
Рисунок 1 – Методическое обеспечение образовательного процесса («От рождения до школы» Н. Е. Вераксы и «Лепка с детьми 3-4 лет» Д. Н. Колдиной)
Сравнительный анализ задач обучения лепке
Для определения соответствия задач обучения лепке, проведём сравнительный анализ программы и пособия, данные запишем в таблицу 1.
Таблица 1 – Задачи обучения лепке во 2 младшей группе.
Задачи обучения для детей второй младшей группы (дети 3-4 лет) по программе «От рож-дения до школы» Н. Е. Веракса [6, с. 131-133] | Навыки и приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет согласно пособию «Лепка с детьми 3-4 лет» Д. Н. Колдина [3] |
Формировать у детей интерес к лепке. | Испытывает интерес к лепке |
Закреплять представления о свойствах пластических материалов (глина, пластилин, пластические массы). | Знает свойства пластических материалов (глина, пластилин, пластические массы, пластичное тесто*). |
Закреплять представления о способах лепки. Развивать умения: -отламывать комочки от большого куска; -лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; -соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо); -раскатывать комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов шарообразной формы (шарик, яблоко, ягода); -сплющивать комочек между ладонями; -сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук; -делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). | Использует разнообразные приемы лепки: -отщипывает комочки от большого куска; -раскатывает комочки прямыми движениями ладоней (столбики, колбаски) -соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо; -раскатывает комочки круговыми движениями ладоней (шарики, мячи); -сплющивает между пальцами или ладонями (пироги, блины) -сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук; -вдавливает пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка); -надавливает шарики пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора); -растягивает надавленные шарики на картоне (осьминоги, звезды) -прищипывает края формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски); -вытягивает отдельные части от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища) |
Наносит пластилин внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок) | |
Формировать умение создавать предметы, состоящие 2-3 частей, соединяя их путём прижимания друг к другу в один предмет (палочка и шарик (погремушка, грибок), два шарика (неваляшка, цыпленок, пиррамидка)) | Умеет лепить различные предметы из 1-3 частей, соединяя их путём прижатия и примазывания друг к другу. Сглаживает поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика). |
Побуждять детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом. | Украшает вылепленный предмет, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку. |
Передает в лепке различие предметов по величине. | |
Умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала | |
Сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал | |
Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке) | |
Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы | |
Закреплять умение аккуратно пользоваться пластическими материалами и класть комочки и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку Учить аккуратно пользоваться материалами. | Аккуратно работает с пластичемкими материалами, использует дощечку-подкладку и тряпочку, которой вытирают руки, а также небольшую картонку-подставку для готового изделия. |
*объёмное соотношение соли, муки и воды 1:1:1, на 1,5 стакана смеси 1 чайная ложка подсолнечного масла. Готовое изделие нужно просушить с двух сторон на тёплой батарее, а потом раскрасить гуашью.
|
|
Вывод: в целом мы наблюдаем соответствие задач обучения в программе «От рождения до школы» и предполагаемых навыков и умений в пособии Колдиной. Ключевым отличием является то, что в пособии умения и навыки представлены в виде целевых ориентиров, а у Колдиной каждое последующее занятие предполагает полное усвоение ребёнком того, что было на предыдущих. Следует учитывать, что, если ребенок не умеет делать что-либо из изученного ранее, ему труднее (или невозможно) будет справиться с новым заданием.
|
Выбор занятия
Воспитатель решила использовать занятие «Ягоды» (миски с вишенками) из пособия Дарьи Николаевны Колдиной «Лепка с детьми 3-4 лет».
Сначала приведём конспект занятия.