Личностно-ориентированное образование




Ценностная ориентация

Система ценностей конкретного общества и государства

Общечеловеческие ценности

Целевая направленность

Формирование определенных знаний, умений и навыков

Формирование личности

Доминирующая составляющая

 

Обучение. Оно, по определению, «ведет» за собой развитие ребенка.

Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития ребенка

Ориентация

На «среднего» ребенка

Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка

Позиции участников

Взрослый – субъект процесса образования, ребенок – объект его педагогических воздействий, «исполнитель» его планов

Взрослый и ребенок – субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности. Они не равны в буквальном смысле слова, но равноценны

Активность участников

Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (ведущий). Ребенок – обучающийся (ведомый)

Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности

Основная деятельность

Учебная

Специфические детские виды деятельности

Обязательность участия детей

Обязательно для всех детей. У детей нет выбора

Желательно, но необязательно. Есть выбор: участвовать вместе со взрослым в совместной деятельности или заниматься другой деятельностью

Основные мотивы участия детей

Авторитет взрослого.

Сужение спектра смыслов деятельности

Интерес ребенка. Амплификация смыслов деятельности

Стиль поведения взрослого

Руководящий, императивный, назидательный (дети – «подчиненные»)

Демократический, уважительный (дети – собеседники и партнеры)

Необходимое поведение детей

Дисциплинированность, ответственность, исполнительность

Субъектность, активность, творчество

Речь участников

Монолог взрослого

Общение (диалог, полилог) взрослого и детей

Модель организации

Аналог классно-урочной

Совместная деятельность взрослого и детей

Основа содержания образования

Информационная

Деятельностная

Основной принцип организации содержания образования

Предметный

Смысловой (темы, проекты, проблемы, события и др.)

Основные принципы реализации содержания

Дифференциация.

Содержание дошкольного образования расчленено (дифференцировано) на отдельные учебные предметы, аналогичные школьным: ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование, лепка, аппликация и др.

Интеграция.

Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошкольного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе.

Содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности.

Основное средство реализации содержания

Методики, как набор предписаний, требующих точного исполнения

Технологии как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса

Тип обучения

Прямой

Непрямой

Опорная зона

Актуального развития

Ближайшего развития

Преобладающие методы

Словесные, объяснительные, репродуктивного характера

Поискового, проблемного характера

Основной путь и характер образования

Многократное повторение

(натаскивание), подражание, имитация, следование образцам.

Преобладает овладение операциональной стороной деятельности

Естественное усвоение.

Преобладает развитие смыслов, мотивов, целеполагания деятельности

Основные формы образования

Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, коллекционирование и др.

Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей

Основные формы организации детей

Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными

Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными

Степень регламентированности

Очень высокая.

Образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам логикой изучаемых учебных предметов, а также определяемых данной логикой планов образовательной деятельности, и т.п. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса, в том числе учет потребностей и интересов детей

Низкая.

Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряются «отступления» взрослого от планов, конспектов и т.д. в соответствии с потребностями и интересами детей дошкольного возраста, актуальной ситуацией образовательного процесса.

Организация пространства

Взрослый над и (или) напротив детей. Занимает типично «учительское» место. Среди детей появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, не перемещаются в пространстве для поддержания дисциплины.

Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется характером данной деятельности. Дети могут перемещаться в пространстве: в рамках осуществляемой деятельности

Контроль и оценка

Пооперационный (здесь и сейчас).

Оценка каждого выполненного ребенком задания в рамках формирования ЗУНов.

Отставленный по времени (по окончании образовательного периода).

Оценка динамики формирования качеств ребенка.

Сравним признаки личностно-ориентированного и индивидуального подходов к образованию.

Таблица 2

Сравнительная характеристика
личностно-ориентированного и индивидуального подходов

 

Параметры сравнения

Индивидуальный подход



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: