Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.




Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Изба лесника состояла из одной комнаты закоптелой ни…кой и пустой без полатей и перегородок. Изорва(н, нн) тулуп в…сел на стене. На лавк… л…жало одноствольное руж(?)ё в углу в…лялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печ(?)ки. Лучина г…рела на столе п…чально в…пыхивая и пог…сая. На самой середине избы в…села люлька, пр…вязанная к концу дли(н, нн)ого шеста. Девочка пог…сила фонарь пр…села на скамейку и начала правой рукой к…чать люльку левой попр…влять лучину. Я смотрел кругом – сер…це (во)мне заныло (не)весело войти ноч…ю в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал т…жело и скоро.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 42

 

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Каталог, заиндеветь, донельзя, наголо, мастерски.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН: [ ЧН ] или [ ШН ]?

Нечто, скучно, скворечня, булочник, подсвечник.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Афера, бартер, верификация, имидж, инцидент.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу. 2. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 3. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Освоить – усвоить, осудить – обсудить, тактичный – тактический, представить – предоставить, хозяйский – хозяйственный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 2. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 3. Не за горой тот день, когда спад производства прекратится.

 

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Тришкин кафтан. 2. Прокрустово ложе. 3. Гордиев узел.

 

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Новый) шампунь, (заказной) бандероль, (красивый) тюль, (черный) лебедь, (широкий) авеню.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цапля, туркмен, колени, ясли, апельсин.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) у 374, 2) о 1345, 3) к 683, 4) с 794.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Добраться (берег), уважение (подвиг), сетовать (разлука), тосковать (вы), не пропущенный (цензура).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. События, которые были описаны в этой повести, которая была опубликована в журнала «Юность», произошли в действительности. 2. С самолета уже виден был город, который был окутан серой дымкой. 3. Поездка на море, которая была организована профкомом, отменена из-за непогоды.

 

Задание № 6. НОРМЫПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Слишком я зан…т собой в лесу. Он об…стря…т чу…ства и я быстро уст…ю от их интенсивности. И от ко(л, лл)ичества мыслей м…лькающих без системы и плана. Это даже не мысли а обрывки мыслей м…чтаний вообр…жений восп…м…наний. И (не)ожида(н, нн)ые точные д…гадки даже оз…рения связа(н, нн)ые с работой. Все это бесп…рядочно и густо замеша(н, нн)о.

Весь мир увид…л как выр…с русский человек увид…л его б….гатство его душевную силу. Р…стем от года к году мы. Р…внодушия усп…к…ения уд…вл…тв…ре(н, нн)ости у писателя не должно быть – вечная тр…вога.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 43

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Исчерпать, мизерный, корысть, кашлянуть, хаос.

 

2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Жити…, остри…, ж…лоб, ж…лчный, оп…ка.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Апатичный, реликт, фолиант, раритет, ретроград.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. В кошельке осталось всего три рубля денег. 2. На вечере присутствовали молодые бойцы и пожилые ветераны. 3. Присутствующим были вручены дипломы и памятные сувениры.

 

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Туристский – туристический, железный – железистый, невежа – невежда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: