Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста с РАС




В рамках данного параграфа рассмотрим особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста с РАС. По мнению специалистов в области изучения проблемы аутизма О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, всем детям с расстройствами аутистического спек­тра, при значительной неоднороднос­ти этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс­ленного взаимодействия с окружающим миром.

Ученые выяснили, что двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навы­ков, нарушениями мелкой и крупной мо­торики. Детям-аутистам свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тя­желая, порывистая походка, импульсив­ный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопы­ренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием плас­тичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Эти особенности необходимо учитывать при организации занятий по физической культуре и иной подвижной деятельности.

Исследователи соглашаются с тем, что у детей-аутистов часто повторяются стереотип­ные движения: раскачивания всем те­лом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машу­щие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, круже­ния вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. Им свойственны нарушения ре­гуляции мышечной деятельности, свое­временно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправлен­ных движений, страдает пространствен­ная ориентировка.

В своей работе Пласкунова Э.В. утверждает, что пониженная произвольность у аутичных детей приво­дит в первую очередь к нарушению коор­динации движений. Устойчивость верти­кальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизме­рять и регулировать свои действия в про­странстве, выполняя их свободно, без из­лишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нор­мальной жизнедеятельности, удовлетво­рения личных, бытовых и социальных потребностей. Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лими­тирует двигательную деятельность.

Глубоко изучив потребности детей-аутистов, исследователь пришла к выводу, что занятия физической культурой являются необходимым элементом в развитии и коррекции ребенка-аутиста. Эти занятия должны быть построены с учетом специфики развития ребенка с РАС и станут стимулом физического и моторного развития дошкольника. А также будут способствовать развитию социальных навыков личности аутиста.

Автор научной работы предлагает метод осознанного моторного обучения. Как отмечалось выше, аутичному ребенку сложно регули­ровать произвольные двигательные ре­акции в соответствии с речевыми инс­трукциями. Он испытывает значительные трудности в управлении своими движениями по команде тренера. Главная задача инструктора по физической культуре - развитие имитационных способностей, стимулирование к выполнению инструкций, формирование навыков произвольной организации движений, воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

 

2.2. Особенности психического развития детей с РАС

При организации занятий по физической культуре с детьми-аутистами важно учитывать особенности психического развития детей с РАС, поэтому в данном параграфе подробно описаны именно эти особенности. Для психического развития при РАС свойственна неравномерность, то есть у ребенка-аутиста повышенные способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Специалисты по вопросам аутизма сходятся во мнении, что одним из главных патогенных факторов, обусловливающих развитие личности по аутистическому типу, является снижение общего жизненного тонуса, то есть ребенок-аутист не может ориентироваться в жизненных ситуациях и менять свое поведение в соответствии с изменившимися условиями.

В научной литературе выделяют следующие особенности психического развития детей-аутистов:

Во-первых, общая логика психического развития аутичного ребенка искажена; уровень развития познавательной, эмоциональной и регулятивной сфер различен, по отношению к возрасту и социально-психологическому нормативу.

Во-вторых, основные проблемы ребенка лежат в сфере социально-эмоциональной сфере и сфере взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении и выражение этих потребностей у ребенка неадекватны по отношению к ситуации взаимодействия.

В-третьих, ребенок негибок, его поведение носит стереотипный, повторяющийся характер.

В-четвертых, у ребенка проявляется выраженная эмоциональная незрелость, большая уязвимость в контактах.

В-пятых, ребенок имеет более раннее развитие отдельных способностей и умений по сравнению с физическим и социально-эмоциональным уровнем его развития.

В-шестых, у ребенка имеются специфические трудности социальной адаптации (не «считывает» социально-эмоционального контекста ситуации, не понимает юмор, переносный смысл).

В-седьмых, ребенок может иметь причудливые интересы, и или страхи, быть крайне избирателен в общении, еде и т.п., тяжело переживает изменения в окружающем мире.

В-восьмых, на ребенка невозможно воздействовать обычными педагогическими приемами. Это касается скорее запретительных мер; чаще всего ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своего поведения, нуждается в большом объеме и длительности организующей помощи взрослого.

Описанные выше особенности психического развития детей-аутистов необходимо учитывать при организации занятий по физической культуре.

Подробно остановимся на особенностях восприятия этой категории детей, поскольку этот аспект имеет прямое отношение к занятиям подвижной деятельностью. Как отмечают ученые, для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами.

Для нормального ребенка человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, в то время как дети с РАС отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта.

По исследованиям К.С.Лебединской, 71% детей с РАС реагируют на новизну. Например, на новизну освещения. Реакция выражается в чрезвычайно резкой форме и продолжается длительное время после прекращения действия раздражителя. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовывались слабо, у них также не отмечалось реакции испуга или плача на внезапные и сильные звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям: дети просыпались от едва слышного шуршания, легко возникали реакции испуга, страха на индифферентные и привычные раздражители, например работающие в доме бытовые приборы.

Исследователь подчеркивает, что детей-аутистов отмечается также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма и фактура предметов, их цвет. У большинства детей наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью обнюхивания и облизывания.

Для инструктора по физкультуре важно знать и учитывать в работе с детьми, что большое значение имеют для детей тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела. Так, на фоне постоянного сенсорного дискомфорта дети стремятся получить определенные активирующие впечатления (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки или кружатся, получают удовольствие от разрывания бумаги или ткани, переливают воду или пересыпают песок, наблюдают за огнем). Стереотипные движения детей-аутистов могут стать сигналом того, что ребенок испытывает дискомфорт в данной ситуации.

Еще одна важная особенность этих детей заключается в том, что у них снижен порог болевой чувствительности, а также наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений. Поэтому педагог должен следить за состоянием ребенка, который в силу своего развития не может контролировать ситуацию.

Развитие внимания у детей-аутистов также имеет свои особенности. При организации любой деятельности с этими детьми надо понимать, что они крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РАС, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т.п.

У ребенка-аутиста очень быстро наступает чувство пресыщаетмости. Внимание ребенка с РАС устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.

В работах Никольской и Лебединской достаточно часто отмечается, что дети с РАС имеют хорошую механическую память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу. Эту уникальную особенность можно использовать на занятиях по физической культуре с детьми-аутистами.

Остановимся еще на одном аспекте развития личности ребенка-аутиста и подробно рассмотрит особенности мышления.

Ученые О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг сходны во мнении, уровень интеллектуального развития ребенка с РАС связан прежде всего со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РАС даже на протяжении дошкольного и школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия.

Ребенку-аутисту трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности, с тем чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке.

Таким образом, педагогу важно знать психические и физические особенности развития детей-аутистов, чтобы грамотно организовать занятие, задействовав сильные стороны личности ребенка и минимизировав отдельные негативные характеристики поведения.

 

1.3. Средства, методы и формы АФВ, используемые в процессе занятий с детьми с РАС

Дети с аутизмом имеют ряд характерных особенностей физического развития: общая моторная неловкость, недостаточно координированная походка; дети не могут повернуться без посторонней помощи, не умеют прыгать, стоять на одной ноге, бросить мяч в цель, поймать его. Большие затруднения вызывают тонкие целенаправленные движения. У детей нарушено чувство ритма, им трудно ходить под музыку, выполнять под нее движения. У детей отмечается снижение психического тонуса: ребенок не выдерживает напряжения, быстро истощается (Ульянова Р.К.).

В МАДОУ №44 принята адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 44 (далее – Программа) - образовательная программа ДОУ, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа направлена на оказание помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений речи, психических функций.

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Программа включает следующие образовательные области:

· Социально-коммуникативное развитие;

· Познавательное развитие;

· Речевое развитие;

· Художественно-эстетическое развитие;

· Физическое развитие.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников.

Все коррекционно-развивающая индивидуальная, подгрупповая, групповая, интегрированная непосредственно образовательная деятельность (занятия) в соответствии с Программой носит игровой характер, насыщена разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублирует школьных форм обучения. Коррекционно-развивающая форма НОД в соответствии с Программой не тождественна школьному уроку и не является его аналогом.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников.

В рамках курсового проекта мы рассмотрим организацию работы по образовательной области «Физическое развитие». Работа с аутичными детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого движения уходит длительное время, поэтому разработан блок подвижных игр и упражнений для детей с РАС, которые применяются на протяжении целого учебного года.

Согласно расписанию занятия по физической культуре проходят 2 раза в неделю, кроме того предусмотрена 10 минутная ежедневная зарядка. Для создания благоприятного эмоционального фона используется музыкальное сопровождение. Работа с детьми РАС проходит в спортивном зале. Занятие проводит инструктор по физическому воспитанию и воспитатель группы. Все упражнения выполняются совместно с ребенком, чтобы дать ему возможность ощутить свое тело, понять траекторию движения. Запомнить кинетические действия помогает речевая инструкция. Очень важно правильно подкрепить действия словами, четко, кратко и однословно сформулировать суть упражнения.

1. Приступая к выполнению упражнения, необходимо привлечь внимание ребенка, нужно дать возможность ребенку адаптироваться в спортивном зале. Только после этого этапа приступать к разучиванию упражнения.

2. При выполнении упражнения с предметом необходимо сначала дать время для знакомства с ним, чтобы ребенок получил тактильные ощущения и запомнил их.

3. При организации занятий надо учитывать интересы ребенка и подбирать упражнения, которые нравятся детям. Например, наши дети любят бегать, и мы на основе этого умения уже выстраиваем занятие, усложняя то действие, которое у них получается.

4. Для ребенка с РАС важно не только показать упражнение, нужно его многократно выполнить вместе, чтобы ребенок мог осознать его и запомнить, не бояться делать.

В нашем дошкольном учреждении на занятиях по физическому развитию используются следующие подвижные игры: «Ловишка», «Стой – иди», «Цветные автомобили», «Самолеты». Они направлены на формирование умения бегать врассыпную, не наталкиваясь, ориентироваться в пространстве, в ходьбе по бревну развивать равновесие, развивать силу рук с помощью использования рукоходов, упражняют детей в метании мешочка в горизонтальную цель с расстояния 2м, в умении сохранять равновесие при ходьбе по бревну боком и прямо, развивают умение выполнять ходьбу с ускорением, изменяя положение рук и используя широкий шаг, упражняют детей в силе толчка в прыжках в высоту с места, с учётом высоты препятствий.

Кроме того, для укрепления физического и психического здоровья детей используются малоподвижные игры, которые направлены на развитие координации, умения действовать по инструкции, контролировать свои действия. Например, «Горячий мяч», «Подвижная мишень», «Гори, гори ясно».

Цель адаптивной программы по физической культуре - гармоничное физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни. Она позволяет решить следующие педагогические задачи: приобретение опыта двигательной активности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости приобретение опыта двигательной деятельности, связанной с правильным выполнением упражнения, развитие мелкой моторики.

Итак, при организации занятий по физическому развитию ребенка-аутиста необходимо учитывать специфику заболевания, индивидуальные особенности каждого ребенка, его наклонности. Само занятие проводить вместе с воспитателем группы, многократно выполнять предложенные упражнения вместе с ребенком, создавать благоприятную атмосферу и ситуацию успеха у воспитанника. При соблюдении этих простых правил можно достигнуть результата.

 

 

Заключение

Анализ теоретической литературы по вопросу организации занятий по физической культуре с детьми с РАС позволил сделать некоторые выводы. Во-первых, для детей с РАС физическая нагрузка должна быть строго регулярной и постоянной, то есть вписанной в режим дня ребенка в дошкольном учреждении, поскольку только такой подход к организации занятий позитивно воздействует на функциональную адаптацию детей с аутизмом к нарастающим физическим и психическим нагрузкам в дошкольном учреждении.

Во-вторых, физическая культура дает возможность развить коммуникацию, социализацию, и другие навыки ребенку с РАС. К тому же ребенок – аутист в процессе приготовления к занятию физкультурой приобретает необходимые бытовые навыки, так как учится самостоятельно одевать физкультурную форму, ориентироваться в разных видах одежды, привыкает к помощи воспитателя и других детей, учиться быть самостоятельным.

В-третьих, при организации занятий по физической культуре с ребенком-аутистом необходимо учитывать его особенности развития, создавать благоприятную рабочую атмосферу во время занятия, соблюдать определенный алгоритм занятия, многократно повторять упражнения, по возможности подкрепляя их музыкальным сопровождением. Только при соблюдении этих условий можно достигнуть осмысленного взаимодействия, когда ребенок будет активен в деятельности.

При организации занятий инструктор по физической культуре должен учитывать то, что двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навы­ков, нарушениями мелкой и крупной мо­торики. Детям-аутистам свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тя­желая, порывистая походка, импульсив­ный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопы­ренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием плас­тичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Таким образом, педагогу важно знать психические и физические особенности развития детей-аутистов, чтобы грамотно организовать занятие, задействовав сильные стороны личности ребенка и минимизировав отдельные негативные характеристики поведения.

 

Список использованной литературы

1. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра: учеб.- метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; авт.-сост.: И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова, О.С. Степина, О.В. Чернышева, А.А. Кирондэ. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 191, [1] с.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления [Текст]/ К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

3. Мартынова О.Г., Валишин Э.Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О.Г. Мартынова, Э.Х. Валишин // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 337-342.

4. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А.Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. - М.: Теревинф, 2005. - 224 с.

5. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения) [Электронный ресурс]. Макет / О.С. Никольская //Альманах Института коррекционной педагогики «Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья». - 2010. - №14 // https://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo

6. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Э.В. Плаксунова// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 67-72.

7. Психология [Текст]: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

8. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей [Текст]. Учебно-методическое пособие / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 24 с.

9. Сластёнин В.А. Педагогика [Текст]. Учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 6-е изд. - М.: Академия, 2007. - 576 с

10. Шамаева Г.И. Физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом // https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-8475

11. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для специалистов ПМПК//Составители: Абакирова Т.П, Богданова Н.А., Новосибирск, 2015, 66с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: