Организация процесса адаптивного физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения




Введение

Актуальность изучения проблемы воспитания и образования детей с аутистическим спектром расстройства обусловлена постоянно возрастающими статистическими данными. В 200 году количество пациентов с диагнозом аутизм варьировало от 5 до 26 на 10 000 детей. Спустя 5 лет показатели значительно увеличились – один случай этого расстройства приходился на 250 – 300 новорожденных. В 2008 году статистика приводит следующие данные - среди 150 детей один страдает этим заболеванием. За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в 10 раз.

В настоящее время принят Федеральный закон об инклюзивном образовании, который дал возможность детям с ограниченными возможностями здоровья получать достойное образование в дошкольном учреждении, в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, развивать физические и творческие способности.

МАДОУ ДС № 44 «Золотой ключик» стал пилотной площадкой для воспитания и развития детей с расстройством аутистического спектра в Нижневартовске. В дошкольном учреждении оборудовано групповое помещение, разработан пакет нормативной документации, обучен штат педагогов.

В рамках курсовой работы описана специфика организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Цель работы – обобщить теоретический и практический материал по вопросу организации физического воспитания детей с РАС. Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) Описать специфику организации адаптивного физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения;

2) Проанализировать особенности физического и психического развития детей с РАС;

3) Обобщить средства, методы и формы, используемые при организации занятий с детьми с РАС.

В данной работе мы опирались на следующие теоретические исследования: Лебединской К.С., Никольской О.С. «Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления»; Мартыновой О.Г., Валишина Э.Х. «Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра»; Никольской О.С. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение»; Плаксуновой Э.В. «Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра».

Методы исследования, используемые в работе, относятся к группе общенаучных. Такие методы как анализ и синтез, были использованы при обработке теоретического материала. В практической части представлен опыт работы с детьми-аутистами в рамках занятия по физической культуре.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Курсовой проект состоит из введения, двух теоретических параграфов и одного практического параграфа, заключения, списка использованной литературы, приложения, в котором представлен фотоотчет педагога.

 

Организация процесса адаптивного физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения

 

 

В работе Мартыновой и О.Г., Валишина Э. Х. «Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра приводятся статистические данные относительно количества детей, страдающих аутизмом. Аутистов в мире только за последние 10 лет возросло в 10 раз (с 1 человека на 1500 новорожденных в 2000 году до 1 человека на 150 новорожденных в 2010 году [Мартынова, Валишин О.Г. С.337]). Эта статистика заставляет ученых разных направлений искать решение проблемы аутизма, глубоко изучать природу заболевания и методы коррекции поведения детей с РАС в социуме.

Основной особенностью детей с РАС является то, что они испытывают проблемы с коммуникацией, то есть не могут устанавливать социальные связи, тяжело ориентируются в бытовых вопросах, не могут беспрепятственно социализироваться в обществе. Присутствие большого процента таких людей в обществе, несомненно, повлияет на его структуру и в перспективе может иметь негативные социальные последствия.

Ученые-педагоги и психологи предлагают разные методы и приемы коррекции аутистического поведения у детей, поскольку полагают, что эту проблему нужно решать не только медицинскими методами, но и в большей степени грамотно выстроенными стратегиями обучения и воспитания.

В своей методической разработке Шамаева Г.И. предлагает в качестве метода коррекции адаптированные занятия физической культурой, поскольку

эта дисциплина, где ребёнок с аутизмом не только может получить знания, умения и навыки, а также быть ориентированным на их практическое применение, но в наибольшей степени (по сравнению с прочими учебными дисциплинами) получает навыки коммуникации, социализации, и имеет наибольшие перспективы для превращения взаимодействий непроизвольного характера в осмысленные. Методист подробно описывает стратегию внедрения специальных приемов в рамках школьного обучения, однако многие положения работы вполне применимы и в дошкольном обучении на занятиях физической культурой.

При организации занятий физической культурой надо иметь в виду некоторые особенности детей-аутистов. Во-первых, дети-аутисты в большинстве случаев часто болеют, страдают аллергическими заболеваниями, чутко реагируют на любые изменения погоды, что в свою очередь находит проявлении в поведении ребенка. У таких детей чаще всего наблюдается недоразвитие мышц, мышечная масса, не соответствующая возрастным нормам. При этом широко известна прямая зависимость состояния скелетных мышц и внутренних органов (их связь осуществляется через центральную нервную систему).

Итак, короткие прогулки, отсутствие закаливающих процедур и недостаточные физические нагрузки для ребенка с аутизмом становятся причиной развития широкого спектра заболеваний. Эффективным способом преодоления этого риска должна стать продуманная система занятий физической культурой, которая также может стимулировать развитие контактов ребёнка — аутиста с другими людьми, при осмыслении такого взаимодействия.

При организации занятий по физической культуре важным аспектом при работе с детьми-аутистами выступает последовательное превращение ребёнка из объекта взаимодействия в субъект через последовательное осмысление им процесса и результатов контакта. Под взаимодействием понимаем здесь не только связь ребёнок — педагог, но и ребёнок — ребёнок, в случае с аутистами контакт с другими детьми — основа их социализации и стимул для осмысления ими совокупности внешних и внутренних связей в окружающем мире.

Сластенин В.А. дает следующее определение взаимодействия в психологии — это не только взаимовлияние людей, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для её членов деятельность. Взаимодействие в педагогике (педагогическое взаимодействие) — процесс общения воспитателя и воспитанника, имеющий целью интенсивное развитие личности ребёнка [10, С.71]. Для дошкольников - аутистов одинаково важны здесь аспекты взаимодействия «воспитанник - воспитанник», «воспитанник — педагог», «воспитанник — коллектив», «воспитанник — материальные объекты». Важно отметить, что такие типы взаимодействия, как подавление, индифферентность и конфронтация недопустимы при работе с детьми — аутистами. При работе с детьми-аутистами диалог надо выстраивать в рамках сотрудничества, соглашения, опеки, поскольку благоприятный климат общения будет способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка-аутиста и созданию крепких социальных связей.

Итак, в процессе занятие по физической культуре в ребенком-аутистом мы должны стремиться к осмысленному взаимодействию ребенка и педагога, поскольку именно оно дает возможность ребенку аутисту приобрести навыки коммуникации и перейти из состояния объекта в состояние субъекта воздействия. Работа с детьми — аутистами на занятиях по физической культуре требует особой организации занятий, применения специальных методов и приемов.

Оговорим отдельно формулировку дети-аутисты. Мы подразумеваем под ней детей с широким спектром аутистических расстройств, по сути, эта формулировка рассматривается нами как равнозначная с «дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Известный специалист в области изучения проблем аутизма О.С. Никольская в своей работе отмечает, что осмысленное взаимодействие у таких детей может формироваться только в смешанных группах (то есть, группах, не состоящих исключительно из детей с расстройствами аутистического спектра). Это обязательно должны быть мини-группы. (в связи с большей нагрузкой на учителя из-за ребёнка — аутиста). Группы могут включать нормальных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (например, дети с умственной отсталостью, инвалиды по зрению, слуху и т. п.).

При организации занятий по физической культуре необходимо учитывать специфику ребёнка — аутиста в том плане, что такой ребёнок не может длительно концентрировать внимание, быстро утомляется, поэтому продолжительность занятия во многом зависит от самочувствия и активности, демонстрируемых ребёнком — аутистом. Педагог должен чувствовать темпоримт занятия и включенность каждого ребенка в активную деятельность. При необходимости уметь быстро подстраиваться по изменившиеся условия и предлагать новые упражнения в соответствии с возможностями и самочувствием детей-аутистов.

Особую роль в занятиях по физической культуре играет содержательная сторона, поскольку необходимо построить такое занятие, которое включало бы широкий спектр разнообразных упражнений, нацеленных в первую очередь на общефизическое развитие. При этом для каждого из упражнений должна быть возможность для его усложнения при сохранении общей привычной формы.

Для ребенка-аутиста очень важно сохранять определенный стабильный алгоритм занятие, в котором все элементы поняты, прочувствованы, узнаваемы. Эта стабильность придает чувство уверенности и дает возможность быть активным участником процесса. На занятиях физической культурой в роль такой последовательности может выступить серия упражнений, к которым у ребенка-аутиста вырабатывается привычка. Усложнять упражнения необходимо постепенно, сохраняя привычную форму их выполнения. Это даст возможность ребенку-аутисту привыкнуть к чему-то новому, поможет избежать стресса.

 

Огромное значение имеет целевая направленность физических упражнений. Педагог должне не только сам осознавать цель того или иного движения, но и по возможности создать понимание этого движения у ребенка, поэтому очень важно последовательно медленно демонстрировать все движения, сопровождая их кратким объяснением. Объяснений должно быть четким, кратким и понятным ребенку-аутисту.

Следует особо отметить, что для детей с РАС физическая нагрузка должна быть строго регулярной и постоянной, то есть вписанной в режим дня ребенка в дошкольном учреждении, поскольку только такой подход к организации занятий позитивно воздействует на функциональную адаптацию детей с аутизмом к нарастающим физическим и психическим нагрузкам в дошкольном учреждении. Если ребёнок с аутизмом пришёл в детский сад после болезни, то лучше использовать совокупность упражнений, с которой группа начинала свои занятия в начале учебного года, а потом за 2-3 занятия повысить этот уровень до того, который применялся группой непосредственно перед болезнью ребёнка — аутиста.

Базовым ядром занятий по физическому воспитанию для детей с аутизмом является развитие крупной и мелкой моторики. Под моторикой мы понимаем движения, выполняющие определённые задачи, сопровождающиеся последовательностью действий. Крупная моторика — это такие действия, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и прочие. Развитие крупной моторики ребёнка с аутизмом проходит по общему принципу, становясь основой развития ребенка, на неё накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики [Лебединская К.С., Никольская О. С., С.41].

При проведении любых занятий, в том числи и занятий по физической культуре, возникают сложности с формированием осмысленного взаимодействия, касающиеся как внешней, так и внутренней среды. Дети-аутисты испытывают трудности, касающиеся произвольной сферы, когда необходимо контролировать свои движения, следить за правильностью выполнения, осмысливать каждый шаг, то же время им с легкость удается совершать непроизвольные движения. Дети-аутисты не умеют ориентироваться в пространстве, у них не развито чувство разновесия, поэтому важно делать с ними упражнения на баланс, они не умеют держать в поле зрения две части тела, то есть две ноги или руки.

В статье, посвященной проблемам аутизма, Шамаева Г.И. отмечает, что ориентации человека в пространстве способствует проприоцептивная система, обеспечивающая нам мышечно-суставное чувство, на основе которого определяется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей. Дети — аутисты часто имеют недоразвитие этой системы, а потому их важно обучать упражнениям на развитие координации и ориентации в пространстве.

Методист считает, что на занятиях с детьми аутистами нудно выполнять следующме упражнения: прыжки на батуте, спортивном мате, большом мяче-фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.

Для ребенка-аутиста важно сформировать чувство равновесия. Оно регулируется вестибулярной системой, находящейся во внутреннем ухе. Она реагирует на движение и гравитацию, потому связана с нашим чувством баланса, координации и движениями глаз. Варианты упражнений для развития равновесия - висы вниз головой, раскачивание на качелях, кувырки, тренажеры-балансиры, упражнения на наклонных досках, ходьба по мостику, занятия с мячами-фитболами [Сайкина Е.Г., Кузьмина С. В., С.8]. Представленные упражнения стимулируют вестибулярный аппарат и связаны с различными положениями головы, что важно для мозгового кровообращения.

Развитию согласованности движений разных сторон тела и их координации может способствовать ползание на четвереньках, игры в «классики», перепрыгивание предметов, имитация игры на музыкальных инструментах, броски и ловля мяча обеими руками, что развивает двухстороннюю интеграцию. Развитию синхронности движений рук и моторной координации способствуют удары ракеткой по мячу, игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами [Смирнов В.М., Дубровский В. И., С.306].

Для обучения детей с аутизмом произвольным движениям и в порядке коррекции присутствующих у них нарушений двигательной сферы может внедряться на уроках физической культуры программа «Моторная азбука» Э.В. Плаксуновой [Пласкунова, С.67-72]. Очень интересным является метод применения на уроках физической культуры ролевых игр, основанных на непроизвольной двигательной активности детей с аутизмом. Приведём пример, отработанный нами на практике: многим детям с РАС свойственны маховые движения руками, кистями либо пальцами. Порой ребёнок — аутист демонстрирует эти движения в рамках урока, и педагог может отметить сходство таких движений с движениями крыльев птиц, предложить прочим детям в группе скопировать движения ребёнка — аутиста или же это может делать сам педагог. Дети копируют, с удовольствием выполняют упражнение, ребёнок — аутист наблюдает за ними, и начинает копировать уже их. На последующих уроках педагог периодически предлагает детям «помахать крыльями, как птицы». В эту деятельность включается и ребёнок с РАС. Интересно, что в последующем такие «маховые» движения непроизвольного характера у него не фиксировались, то есть, движение переходит из разряда непроизвольных к произвольным, и выполняется осмысленно, по просьбе педагога, что с нашей точки зрения, является существенным достижением в работе с ребёнком — аутистом. Ребёнок в этом случае получает возможность в полной мере взаимодействовать с коллективом, выполняя движения, не вызывающие у него затруднений.

Отметим, что особое внимание на занятиях физической культуры с участием детей — аутистов стоит уделять использованию темпоритма, сопровождению занятий музыкой. Дети — аутисты часто имеют особую музыкальную одарённость, очень любят слушать музыку, и занятия под любимую музыку могут превратиться для них в праздник. Здесь возможно применение широкого спектра вариантов.

Музыка, формирование ритма может стать поводом для включения ребёнка — аутиста в совместную деятельность с другими детьми. На занятиях в нашем дошкольном учреждении каждый этап занятия маркирован сменой музыкальной композиции: на разминке применяется быстрая музыка, при растяжке медленная. Это дает возможность ребенку-аутисту переключиться с одного вида деятельности на другой.

Еще один прием, который предлагает методист, это — закрепление движений словами. Мы используем стихотворные строчки для закрепления физических навыков. Дети под каждую фразу меняют движение, причем ребенку-аутисту всегда достается одна и та же фраза. Таким образом, удалось достичь правильного выполнения упражнения.

Таким образом, физическая культура дает возможность развить коммуникацию, социализацию, и другие навыки ребенку с РАС. К тому же ребенок – аутист в процессе приготовления к занятию физкультурой приобретает необходимые бытовые навыки, так как учится самостоятельно одевать физкультурную форму, ориентироваться в разных видах одежды, привыкает к помощи воспитателя и других детей, учиться быть самостоятельным.

Поддержать необходимы психологический климат на занятии помогают поощрение и похвала. Они являются обязательным элементом на занятиях. Дети — аутисты сразу не способны достичь результата, поэтому педагогу необходимо искать любые возможности для похвалы (за то, что просто выполнил упражнение, даже за то, что приступил к выполнению, услышав педагога). Атмосфера доброжелательности будет в перспективе способствовать появления положительной динамики у ребенка-аутиста.

Таким образом, при организации занятий по физической культуре с ребенком-аутистом необходимо учитывать его особенности развития, создавать благоприятную рабочую атмосферу во время занятия, соблюдать определенный алгоритм занятия, многократно повторять упражнения, по возможности подкрепляя их музыкальным сопровождением. Только при соблюдении этих условий можно достигнуть осмысленного взаимодействия, когда ребенок будет активен в деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: