Схема обследования. БРАДИЛАЛИЯ
(авторская схема, разработана Жулиной Е.В.)
Анкетные данные
Фамилия, имя____________________________________________________________
Национальность__________________________________________________________
Дата и № протокола_______________________________________________________
Логопедическое заключение ПМПК _________________________________________
Сведения о семье
Мать ____________________________________________________________________
Отец____________________________________________________________________
Если родственник с брадилалией___________________________________________
Наследственные заболевания________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей _____________________________
Материально-бытовые условия в семье _______________________________________
Общий анамнез
Какая по счету беременность _______________________________________________
Особенности протекания беременности_______________________________________
Особенности течения родов_________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении____________________________________________
После выписки из родильного дома__________________________________________
особенности сна___________________________________________________________
особенности бодрствования_________________________________________________
Особенности грудного вскармливания _______________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице: до одного
года_____________________________________________________________________
после одного года _________________________________________________________
Психомоторное развитие
Стал держать голову __________ Сидеть стоять ________ходить_________________
С какого времени стал раздеваться _____________одеваться______________________
шнуровать ботинки_______________________________________________________
застегивать пуговицы______________________________________________________
Особенности моторики: излишне подвижен ___________________________________
излишне заторможен ______________________________________________________
|
Состояние ЦНС __________________________________________________________
Развитие речи
Время появления гуления, лепета, первых слов ________________________________
фразы ___________________________________________________________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой
структуры слов и т.п.)_____________________________________________________
Течение брадилалии
Меняется ли темп речи в зависимости от времени суток, года____________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи___________________________
Бывают ли периоды быстрой речи_________________________________________
Ситуации, когда брадилалия наиболее выражена _______________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье __________________________________________________________________
в общении со сверстниками_________________________________________________
в образовательном учреждении _____________________________________________
в незнакомой обстановке___________________________________________________
Отношение ребенка к брадилалии
Есть ли страх речи ________________________________________________________
Отношение в семье, в школе________________________________________________
Занятия с логопедом: где — когда___________________________________________
приемы дифференцированной работы _______________________________________
Как долго занимался_______________________________________________________
Результат ________________________________________________________________
Причина рецидива________________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми ( со слов родителей )__________
_________________________________________________________________________
Данные объективного обследования
Состояние слуховой функции
|
1. Слуховое внимание___________________________________________________________
2. Восприятие речи ____________________________________________________________
Состояние моторных функций.
Общая моторика
1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой)_____________________________________________________________________
2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)_____________________
(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)______________________________________________________________________
Мелкая моторика
1.Кинестетическая основа движений пальцев праксис«позы»)_________________________
2. Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)
3. Манипуляции с мелкими предметами___________________________________________
Конструктивный праксис _______________________________________________________
Навыки работы с карандашом, ручкой ____________________________________________
4. Наличие леворукости _________________________________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
1. Мимические движения________________________________________________________
(особенности мимики при речи __________________________________________________)
2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции________________________________________________________________________
Строение органов артикуляционного аппарата_____________________________________________________________________
Состояние импрессивной речи
1. Пассивный словарь__________________________________________________________
2. Понимание логико-грамматических конструкций _____________________________________________________________________________
Состояние экспрессивной речи
1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов _____________________________
|
2. Активный словарь___________________________________________________________
3. Грамматический строй речи __________________________________________________
Состояние фонематических функций
1. Фонематическая дифференциация _____________________________________________
2 Фонематический анализ______________________________________________________
3. Фонематический синтез______________________________________________________
4.Фонематические представления _______________________________________________
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания__________________________________________________________________ Ритмичность дыхания__________________________________________________________
Характер вдоха при речи _______________________________________________________ Продолжительность речевого выдоха_____________________________________________
Состояние просодических компонентов речи
Темп речи___________________________________________________________________ Ритм речи ____________________________________________________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания_________________________________________________________________
Характеристика голоса:
Сила голоса_________________ Высота _____________________Тембр ________________ Особенности модуляций, интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________________________________________________________
Внятность речи
Симптоматика брадилалии:
А. Внешняя (физическая) симптоматика
Проявление брадилалии в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)
Речевая симтоматика:
· замедленная внешняя и внутренняя речь_____________________________________
· замедленные процессы чтения и письма_____________________________________
· Монотонный голос_______________________________________________________
· наличие удлинённых пауз между словами___________________________________
· растянутость в произношении звуков_______________________________________
· множество остановок во время речи, нарушающих фразу______________________
· использование: слов-эмболов типа «ммм», «эээ», повторов слов, повторов или пересмотров фраз__________________________________________________
· трудности ускорения темпа речи, даже после акцентирования на этом___________
· трудности почерка, разборчивость которого в процессе письма снижается________
· трудности правильного написания слов___________________________________
· речь чаще улучшается в структурированных ситуациях общения, когда человек активно управляет ею, например, при видеосъемке; речь чаще ухудшается в спонтанной беседе, когда человек расслаблен.
Неречевая симптоматика:
· нарушена общая моторика________________________________________________
· тонкая моторика пальцев рук, лицевых мышц, отвечающих за мимику___________
· амимичность лица________________________________________________________
· медленные, вялые движения_______________________________________________
· трудности мыслительной организации______________________________________
· слова и мысли воспроизводятся иначе, чем планируется________________________
· психологическое напряжение от партнера по коммуникации___________________
· недостаток осознания смазанности артикуляции_____________________________
· трудности концентрации (удержания) внимания при чтении и/или разговоре_____
· степень фиксированности на тахилалии (отсутствует, средняя выраженная)_____
Индивидуально-психологические особенности ребенка
Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений__________
Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления
_____________________________________________________________________________
Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________
устойчивость и преобладающий фон настроения степень эмоциональной возбудимости___________________________________________________________
Другие нарушения речи __________________________________________________
Логопедическое заключение
Степень тяжести брадилалии ____________________________________________________
Выраженность внешней и внутренней симптоматики брадилалии _____________________
Степень фиксированности на брадилалии _________________________________________
Другие нарушения устной и письменной речи _____________________________________________________________________________
Дата обследования. ____________________________________________________________