III. Объяснение нового материала.




Гжель” – один из традиционных российских центров производства керамики, который недавно отметил свой 650-летний юбилей. Промысел насчитывает около 30 сел, расположенных вокруг одноименного поселка городского типа, в 60-ти километрах от Москвы по Казанской железной дороге.

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Издавна данная местность славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

- Что сейчас, по вашему мнению, изготавливают гжельские мастера?

В настоящее время все изделия Гжели можно четко разделить на две группы: посуду и малую пластику. Сюжеты: природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок.

Гжельское творчество очень известно. Об этом говорит популярность фарфора с нарядной синей росписью в зарубежных странах: Франции, Италии, Японии, США, Австралии, Чехословакии и других станах. Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях нашей станы: в Санкт-Петербурге, Москве.

- Какие цвета используют гжельские мастера в росписи изделий? (Синий, оттенки синего, голубой и его оттенки).

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета), которая затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой.

Учитель выполняет педагогический рисунок, комментируя свои действия:

У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой. Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание “белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба”.

Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими “размытыми”. Так рисуют многолепестковые цветки.

“Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

“Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”.

Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры.

IV. Практическая работа.

Обучающиеся украшают трафареты (чайник, сахарница, чашки) гжельской розой и декорирующими элементами.

Вот они! Удивительно бледны!
Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.

Решите в группе как вы будите расписывать трафареты, чтобы получился сервиз.

V. Итог урока.

Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске. Производиться анализ коллективных работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке. На доске написаны вопросы:

1. В стиле какого промысла выполнена роспись данных сервизов?

2. Из какого материала мастера делали свои изделия?

3. Какой цвет использовали для росписи изделий?

4. Какие декорирующие элементы росписи применяли?

Выставляются оценки за работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: