Костромской государственный университет им. Некрасова.
Анализ хоровой партитуры
В. Азарашвили «Родина».
Работу выполнила студентка 4
Курса
Цветкова Юлия
Класс преподавателя
Ахлестиной А.Ю.
Содержание.
· Общие сведения о произведении и его авторе
· Литературный текст
· Музыкально-выразительные средства, используемые композитором для раскрытия музыкального образа
· Вокально-хоровой анализ
· Заключение.
1. Общие сведения о произведении и его авторе.
Ва́жа Ша́лвович Азарашви́ли (груз. ვაჟა აზარაშვილი; 13 июля 1936, Тбилиси, Грузинская ССР, ныне Грузия) — грузинский композитор и педагог.
Биография.
В 1961 году окончил Тбилисскую консерваторию (класс профессора Андрея Баланчивадзе и Ионы Туския). С 1961 года занимается преподавательской деятельностью: сначала в 3-м музыкальном училище, а с 1971 года в Тбилисской консерватории. Много писал для эстрадных исполнителей, в частности для: Нани Брегвадзе, ВИА «75» и других.
Сочинения.
балет «Хевесбери» (1982, Кутаиси)
оперетта «Девятый вал» (1969)
оперетта «Семь братьев-гурджанцев» (1972)
оперетта «Соломон Исакич Меджгануашвили» (1983, Тбилиси)
вокально-симфонический цикл «Страницы жизни» для солистов, хора и оркестра (1961)
«Баллада о невернувшемся герое» для солистов, хора и оркестра (1970)
«Советская Грузия» (1980)
симфония (1966)
концерт для скрипки с оркестром №1 (1972)
концерт для скрипки с оркестром №2 (1973)
концерт для виолончели с оркестром (1969)
концерт для альта с оркестром (1973)
концерт для трубы с оркестром (1978)
цикл пьес «Картины родного края» для струнного квартета
|
Литературный текст.
Словно сердце ты во мне, о Родина!
Кем бы стал я без тебя, о Родина?
Ветвь зелёную надежды
Ты раскинула, как прежде,
Надо мной, надо мною, Родина.
Знаю я на пашне каждое зерно.
Янтарем тяжелым налито оно.
Ты теплом его согреешь
И ночным дождем омоешь
Ты его, Родина.
Лунный шелест пробегает средь ветвей,
Звонко песню разливает соловей.
Утром луч земли коснется,
Солнечно ей улыбнется новый день.
Алой кровью май в долине запылал.
В память тех, кто эту землю защищал.
Кто прикрыл ее собою,
Вновь рождается весною
Тот в цветах, тот в цветах.
Кем ни стану для тебя, о Родина?
Я твоей свирелью стану, Родина.
Опали огнем – воспряну
Светлым пламенем я стану
Восславлять тебя, о Родина.
Родина! Родина!
В данном тексте демонстрируется любовь к Родине, гордость за свою страну, которая сохранила свою целостность и своё единство спустя века несмотря ни на какие войны и потрясения, которые с ней произошли. Это также уважение к многовековой истории России, к её историческому и культурному наследию. Это уважение к другим символам государства – гербу и флагу.
Музыкально-выразительные средства, используемые композитором для раскрытия музыкального образа.
1)Форма:
Произведение с учетом всех реприз состоит из 90 тактов. Форма – куплетная. После проведения двух куплетов еще звучит музыкальный материал второго раздела куплета со своим, отдельным текстом.
Первый куплет состоит из двух периодов, по 16 тактов каждый. Таким образом, форма каждого куплета – простая двухчастная. Оба периода неповторного строения. В первом предложении отклонение в фа-мажор, подкреплённое совершенной каденцией. Первое предложение напоминает модулирующий период. Второе предложение – 8 тактов. Заканчивается оно совершенной каденцией в основной тональности.
|
Второй куплет – период из 31 такта + 8 тактов дополнение.
2) Мелодия:
Мелодия развивается плавно, начинается с основного звука, то есть с примы. Скачок встречается только один раз – за 8 тактов до конца. Движение плавное. Нежные чувства человека к родной стране, любовь к ней выражается через секундовые задержания.
3)Ритм содержит в себе такие длительности – четверти, четверти с точкой, восьмые, шестнадцатые (один раз) при распеве. Есть также и половинные, и половинные длительности с точкой. данного произведения представлен самыми различными длительностями. Самая крупная длительность – половинная с точкой, а самая мелкая – восьмая.
4) Темп умеренный и одинаковый в рамках всего произведения. Только в самом конце произведения идёт замедление.
5) Гармонический язык. В партитуре с самого начала написаны
гармонии в виде цифровок для гитары. Музыкальный материал является ярким благодаря применению нонаккордов с большой и малой ноной. Встречаются и такие аккорды: Dm/E, Hm7/E, Am/D, эти аккорды являются задержаниями к септаккордам и нонаккордам. Основная тональность – соль мажор. Есть здесь и отклонения в тональность второй ступени, в тональность субдоминанты. Тоника и субдоминанта представлены большим мажорным септаккордом, вторая ступень – малым минорным.
Гармонический план произведения показан в самой партитуре.
6)Динамика. Динамический диапазон достаточно широкий – от меццо-пиано до форте. Сначала идет меццо-пиано (первое предложение первого периода), потом меццо-форте(второе предложение), потом – крещендо и форте(конец первого – начало второго периода). Потом с начала нового куплета эта схема повторяется и достигнутое форте сохраняется до самого конца.